Литература
-
Кейс по читательской грамотности "Споры вокруг комедии Грибоедова «Горе от ума»" 2020
Цель урока: ученик должен определить и сформулировать своё отношение к главному герою комедии.
-
Классный час "Дружбе нужно учиться!" 2020
Цель классно часа: воспитание духовной культуры, основ нравственности учащихся через чтение художественной литературы.
-
Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". 8-й класс 2020
Цели урока: углубление понятий «поэма», «романтический герой», «художественная идея», «художественное пространство», «тематика произведения», «характер героя», «проблематика художественного произведения в литературном и религиозном контексте», «реминисценция», «композиция», «эпиграф произведения», углубление представлений о роли этих элементов художественного текста в раскрытии идейного содержания произведения; развитие навыков самостоятельного анализа художественного текста с учетом особенностей его композиции; развитие навыков интерпретации текста малой жанровой формы – поэмы; создание в ходе работы с художественным текстом условий для формирования нравственных представлений учащихся о свободе, достоинстве, родине для воспитания духовных ценностей.
-
"Жить надо по совести.." (урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой") 2020
Цели урока: выяснить, что такое нравственность? Какие нравственные уроки преподнесла бабушка своему внуку?
-
Изучение русской литературной критики в старших классах как методологическая проблема 2020
При очевидной необходимости изучения курса литературной критики в настоящее время она зачастую оказывается исключенной из образовательного процесса, так как влечет за собой затруднения как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Одной из главных причин является дефицит учебного времени, которое практически полностью отводится на изучения самих художественных произведений, в то время как литературная критика отходит на второй план и часто изучается “обзорно”, либо переводится во внеклассную деятельность.
-
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР в соответствии с ФК ГОС для 7-го класса 2020
Представлена рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР в соответствии с ФК ГОС для 7-го класса.
-
Модульный урок литературы в 6-м классе. Проблемный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Философская баллада 2020
Цели урока: расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения; составлять план.
-
Использование технологии работы с литературными произведениями Е.Н.Ильина на уроке родной литературы по рассказам Ю.Я.Яковлева 2020
В статье представлены принципы преподавания литературы педагогом Е.Н.Ильиным: идея «обучающего воспитания», выдвижение на первый план эмоционального воздействия произведения на учеников, посвящение уроков проблемам, способным вызвать отклик у детей. Это реализуется через поиск ярких деталей, а также введение в проблему с помощью системы вопросов, приоритетных для личности каждого ребенка. Применение технологии рассматривается на примере рассказов Юрия Яковлева, незаслуженно отсутствующих в школьной программе, но ставящих актуальные нравственные проблемы.
-
Практическая работа «Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля») 2020
Цели урока: развивать уважительное отношение к русской литературе, родной культуре; развивать навык смыслового чтения, развивать умение управлять своим временем, планировать пути достижения целей; развивать умение строить письменное высказывание, рассуждать, адекватно использовать речь для решения коммуникативных задач; развивать умение наблюдать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать.
-
Речь как средство характеристики персонажа 2020
Может ли речь характеризовать героя, указывать на его нравственные качества.
-
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни 2020
Представлена презентация по теме "Обрядовый фольклор. Обрядовые песни".
-
Фрагмент урока по литературному чтению в 3-м классе на тему «Что такое сравнение? Стихотворение В.В.Маяковского «Тучкины штучки» 2020
Представлен фрагмент урока по литературному чтению в 3-м классе по стихотворению В.В.Маяковского «Тучкины штучки».
-
Образы помещиков. Виртуальная экскурсия по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2020
Представлена презентация к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Показаны образы помещиков.
-
Семейное чтение «Дорога в сказку» 2020
Цели мероприятия: воспитать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решение, чувство гордости за свою дружную семью; обобщить и систематизировать знания о сказках, особенности их построения, языке героев; продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, умение доказать свою точку зрения.
-
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина 2020
Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка – известная в московском обществе «усатая княгиня» Н.П.Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д.В.Голицына.
-
Памятка по определению стиля текста 2020
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
-
Внеклассное мероприятие «Битва за Москву» 2020
Цель мероприятия: обобщение и систематизация знаний об одном эпизоде Великой отечественной войны – «Битва за Москву».
-
Эмоционально-оценочная лексика и авторское начало в ранней прозе А.П.Чехова 2020
Цель работы: изучение эмоционально-оценочных высказываний, их влияние на авторское начало ранней прозы А.П.Чехова.
-
Применение дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы 2020
В статье рассмотрены основные аспекты применения дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы в средней школе. Использование дистанционных образовательных технологий не является модной тенденцией того времени в связи с появлением современных гаджетов и, следовательно, новых способов коммуникации. По сути, это качественно новый уровень взаимодействия учителя и ученика. В этой ситуации учитель получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание, однако, действует не как цель, а как способ личного развития.
-
Конспект урока по литературе "Главное слово на свете – любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок") 2020
Цель урока: доказать, что "Главное слово на свете – любовь", анализируя сказку А.Платонова "Неизвестный цветок".
-
Работа с одаренными детьми через реализацию внеурочного творческого проекта «Создание школьного литературного альманаха «Вдохновение» 2020
Формирование духовного мира учащихся – одна из основных задач учителей гуманитарного цикла. Решению данной задачи способствует использование в учебной и внеурочной деятельности учащихся метода проектов, который дает возможность построить учебный процесс так, чтобы он был наиболее эффективным в плане познания, так как только через деятельность ребенка осуществляется развитие творческого потенциала и формирование его духовно-эстетического мира. Поэтому, для реализации внеурочной деятельности необходимо учитывать мотивацию учащихся к проектной деятельности, опираться на природные задатки и дарования учащихся.
-
Методическая разработка. Конспект урока литературы в 9-м классе с элементами метапредметного подхода по теме «Анализ главы «Отрочество» из повести Л.Н.Толстого "Детство. Отрочество. Юность"» 2020
Цели урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, использовать их в новых условиях; на практике познакомиться с термином «самоанализ» и применить его к имеющимся у школьников знаниям.
-
Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение 2020
Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
-
Урок литературы "Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение". 10-й класс 2020
Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
-
Иркутская летопись 2020
Своё начало город Иркутск ведёт с острога, заложенного отрядом Якова Похабова по заданию енисейского воеводы 6 июля 1661 года. Место на берегу Ангары при впадении в неё реки Иркут оказалось пригодным для земледелия и скотоводства, водный путь обеспечивал сообщение с Енисеем и Байкалом.
-
Типология уроков внеклассного чтения в начальной школе 2020
Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и пр. В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока.
-
«Здесь был я счастлив» (виртуальная экскурсия в Государственный музей-заповедник С.А.Есенина (с.Константиново) 2020
Цель экскурсии: проникнуть в атмосферу жизни С.А.Есенина, подготовить учащихся к восприятию его стихотворений.
-
Изучение творчества И.А.Крылова на уроках литературы (из опыта работы) 2020
Иван Андреевич Крылов – один из русских поэтов, наиболее любимых учащимися младшего и среднего возраста. Язык басен Крылова сложен и самобытен по словарю и строю, но уже при первом прочтении басен школьники вникают в общий смысл произведения, чувствуют тонкую иронию автора. Подготовку учащихся к изучению басен И.Крылова я начинаю заранее, используя межпредметные связи на уроках русского языка: предложения с прямой речью из басен И.Крылова, диалоги, слова оценочной лексики, написание крыловских афоризмов, рассказы-миниатюры. Произведения И.А.Крылова помогают воспитывать в школьниках человеческие и гражданские качества, учат добру.
-
Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» 2020
Цели урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ; Чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.
-
Использование герменевтических приёмов анализа и интерпретации художественного произведения в технологии проблемного обучения 2020
Использование герменевтических приёмов в технологии проблемного обучения позволяет погружать в глубинный смысл художественного произведения. Это ориентирует учащихся на творческую и самостоятельную деятельность, на проблемно-поисковый характер обучения, создает высокую мотивацию учения, формируя личность с высокими интеллектуальными и духовными запросами. Важно показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре.