Внеклассное мероприятие «Строки, опаленные войной» (по страницам фронтового альбома Кузьмы Михайловича Власова)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Краеведение, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: 8

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель мероприятия: раскрыть значение подвига участников Великой Отечественной войны через знакомство с дневниковыми записями «Строки, опаленные войной» из книги Г.Г.Кобякова «Обелиски» и собранный материал.

Задачи:

  • познакомить с биографией автора книги Г.Г.Кобякова;
  • познакомить учащихся с материалами о героях 65(102) гвардейской дивизии и проследить ее боевой путь;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордость за нашу страну и ее доблестных защитников;
  • развивать творческие способности учащихся, интерес к поисковой деятельности.

Оборудование: книга Г.Г.Кобякова «Обелиски», презентация, стенд «Бессмертный полк 65 (102) гвардейской дивизии», открытки «Я помню, я горжусь».

Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня мы проводим мероприятие, тема которого «Строки, опаленные войной» (по страницам фронтового альбома К.М.Власова) (Слайд 1). Опираясь на прочитанное нами произведение Г.Г.Кобякова и собранный материал, мы должны отдать дань памяти ветеранам Великой Отечественной войны, нашим землякам и раскрыть значение их подвига во имя жизни на Земле.

Звучит песня «День Победы» (Слайд 2)

I. Вступительное слово учителя

В этом году вся наша страна отмечает большую дату – 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Семьдесят пять лет… Много это или мало? По историческим меркам – это ничто. По человеческим – почти целая жизнь. За семьдесят пять лет без войны сменились поколения. Остались в живых немногие свидетели тех страшных событий, а для молодых людей, не нюхавших пороха, Великая Отечественная война что-то настолько далекое, что кажется: «А может не было войны? И людям все это приснилось?» Эти строки из песни А.Розенбаума, действительно, заставляют задуматься. Ведь все чаще в мире возникают попытки переписать страницы истории самой кровопролитной войны, исказить факты. Допустить этого нельзя, ведь она унесла жизни миллионов людей, коснулась каждую семью, не обошла стороной никого: и тех, кто воевал на полях сражений, и тех, кто полуголодный стоял у станков, работал в поле, и тех, кто ждал письма с фронта, но вместо них часто получал похоронки. В песне из фильма «Офицеры» есть такие строки:

Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.

Только из нашего города Петровска-Забайкальского и Петровск-Забайкальского района ушли на фронт 6633 человека, из них 2639 погибли или пропали без вести. (Слайд 3) Наши земляки храбро сражались на всех фронтах. Как писал маршал К.Г.Жуков: «Там, где действовали сибиряки, я всегда был уверен в том, что они с честью выполнят возложенную на них задачу. Так оно и было в течение всей Великой Отечественной войны». (Слайд 4)

Но особенно сильные бои в начале войны развернулись за Ленинград возле города Тихвин. На Тихвинском фронте сражалась легендарная 65, позже преобразованная в 102, гвардейская дивизия, в которой и воевали наши земляки, в том числе и К.М.Власов. Послушайте рассказ о славном боевом пути этой дивизии.

II. Сообщение учащегося о 102 (бывшей 65) стрелковой дивизии

Славный боевой путь прошла в годы войны 102-я (бывшая 65-я) ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Суворова II степени «Новгородская», «Померанская» гвардейская стрелковая дивизия. Сформирована она была на Урале на базе одного из полков знаменитой 25-й Чапаевской дивизии. Вскоре приняла боевое крещение на реке Халхин-Гол. После разгрома японских самураев дивизия осталась в Забайкалье. На смену уволенным в запас в ее ряды приходили в основном парни из Читинской области. В октябре 1941 г. дивизию направили на фронт. После исторического парада 7 ноября в Куйбышеве 65-я вступила в бой под Тихвином. 9 декабря она освободила город, и на ее знамени появился орден Красного Знамени. Затем – оборона Ленинграда и прорыв блокады. За успешные действия дивизия получила наименование «Новгородской». За бои на Карельском фронте она награждена орденом Красной Звезды. Вскоре дивизия была преобразована в 102-ю гвардейскую. За боевые заслуги на территории Германии дивизия получила еще одно наименование – «Померанская» и была награждена орденом Суворова II степени. (Слайд 5)

III. Работа над главой «Строки, опаленные войной» (по страницам фронтового альбома К.М.Власова) из книги Г.Г.Кобякова «Обелиски»

Учитель: Как мы уже сказали, в этой легендарной дивизии вначале войны воевал и наш земляк Кузьма Михайлович Власов, который вел свой фронтовой альбом. На основе этого альбома и личных бесед с героем наш забайкальский писатель Григорий Григорьевич Кобяков создал очерк «Строки, опаленные войной», который входит в его книгу «Обелиски». Вот как он сам пишет во вступлении: «Из фронтового альбома я выбрал все, что сегодня представляет интерес, а потом долгими часами слушал рассказ Кузьмы Михайловича о его боевых друзьях-товарищах, о пройденных дорогах, о пережитом. Рассказывая, старый солдат часто останавливался, стараясь унять скачущее сердце, стараясь справиться с горячим туманом, который вдруг застилал глаза».

Сообщение учащегося о Г.Г.Кобякове: Г.Г.Кобяков – писатель, член Союза писателей СССР, журналист, родился 30 декабря 1919 г. в Енисейской губернии. В 1938 г. после окончания средней школы и краткосрочных курсов работал учителем математики. Заочно обучался в Красноярском педагогическом институте. В 1939 г.был призван в армию. Служил близ Халхин-Гола. Здесь и встретил весть о войне. Окончив офицерские курсы, командиром зенитной батареи в 1944 г. был отправлен на фронт. После демобилизации жил сначала в Красноярске, а затем переехал в Читу, где работал сотрудником газет «Комсомолец Забайкалья» и «Забайкальский рабочий». Свои сборники «Обелиски», «крылья», «Лирическая тетрадь» посвятил однополчанам и погибшим друзьям. Они имею документальную, часто автобиографическую основу. Фронтовые ранения не дали известному забайкальскому журналисту и писателю прожить дольше. Григорий Кобяков ушел из жизни в конце лета 1981г. (Слайд 6)

Беседа по очерку:

  • Что вы узнали из очерка о довоенной жизни Кузьмы Михайловича? (Слайд 7)
  • Расскажите о первых месяцах на войне Кузьмы Михайловича.
  • Что собой представляет этот фронтовой альбом? (Слайд 8)
  • Как попала эта тетрадь Кузьме Михайловичу? Для чего он решил вести записи в ней?
  • Когда и какую первую запись он сделал в ней? Что еще в ней можно увидеть, прочитать?
  • Зачитайте записи других бойцов. О чем они говорят? (Слайд 9)
  • Где, когда и какая была сделана последняя запись в тетради?
  • Каких три зарока дал Кузьма Михайлович? Как он хранил память об однополчанах после войны?

Пересказ эпизодов книги, повествующих о фронтовых подвигах и буднях К.М.Власова, учащимися

IV. Выступление сына К.М.Власова – Ивана Кузьмича Власова, бывшего учителя физической культуры нашей школы. (Слайд 10)

Учитель: На память о нашей встрече мне бы хотелось подарить страницы из книги, на которых размещено сочинение ученицы 8 класса Корнаковой Светланы о ветеранах войны. В своем сочинении она пишет о своем дедушке и о Кузьме Михайловиче и других ветеранах.

V. Рассказ о других ветеранах дивизии, наших земляках

Учитель: В 102-й (бывшей 65-й) дивизии вместе с Кузьмой Михайловичем Власовым служили многие наши земляки, жители города Петровска-Забайкальского. Уже в мирное время в Чите был создан совет ветеранов дивизии, куда вошел и Кузьма Михайлович. Совет занимался поиском участников войны, ветеранов дивизии. Нам удалось найти список ветеранов, жителей нашего города, состоящий из 17 фамилий. На доске вы видите портреты тех, о ком нам удалось собрать информацию – «Бессмертный полк 65 (102) гвардейской стрелковой дивизии». Я расскажу о своем дедушке – Крюкове Филиппе Васильевиче.

Ребята рассказывают о других ветеранах и о своих прадедушках. (Слайд 11)

VI. Заключительное слово учителя

Завершить наше мероприятие мне бы хотелось строками из книги Г.Кобякова: «Смерть не страшна солдату. Страшно забвение. Они, уходившие из жизни, хотели знать, хотели верить, что их военный подвиг, их гибель не будут забыты, что они навсегда останутся живыми в благодарной памяти и в сердцах людей, хотя бы даже самых близких». Мне бы хотелось, чтобы они остались в памяти не только близких людей, но и всех нас, ныне живущих, и наших потомков. (Слайд 12)

Вручение открыток «Я помню, я горжусь» наиболее активным учащимся.

Фотоприложение

Литература

  1. Кобяков Г.Г. Обелиски. Дневники, письма, невыдуманные рассказы, воспоминания. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. – 1974.