Федеральный государственный стандарт начального общего образования регламентирует требования к достижению обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с установленными требованиями, при реализации разработанной образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования [1, с 13] В настоящее время существует достаточно много средств диагностики достижения предметных и метапредметных результатов уровня освоения ключевых способов действия, понятий и моделей младшими школьниками в рамках учебных предметов. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова не исключение. Однако, интеллектуальная игра как современный способ диагностики образовательных результатов не используется в данной системе долгие годы. Потому поступил технический заказ от Региональной общественной организации Красноярского края Творческий Союз Учителей на создание интеллектуальной игры для диагностики у обучающихся начальной школы освоения ключевых понятий, моделей, предметных и метапредметных результатов по литературному чтению в системе развивающего обучения.
Каждая существующая система обучения стремится к достижению образовательных результатов, закрепленных Стандартом. Последние данные Международной Ассоциации «Развивающее обучение» и данные исследований, проведенных учеными-специалистами в области развивающего обучения в России и за рубежом (Н.В.Репкина, В.В.Репкин, Н.Бондарь (Украина), С.Д.Шакура (Беларусь) показывают, что практикование системы Эльконина-Давыдова в последние годы в разных школах приводит к получению положительного образовательного результата. У большинства детей повышается уровень умственного развития, происходит становление самостоятельности, инициативности в учебном общении, сохраняется желание учиться при переходе в основную школу, закладываются основы умения учиться (способность к рефлексии) [2].
Немаловажным является и другое требование Федерального государственного образовательного стандарта - формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Стандарт регламентирует следующие метапредметные результаты по литературному чтению:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. [1, стр. 8]
Как было выделено ранее, Стандарт регламентирует требования к достижению образовательных результатов, в том числе и метапредметных. В связи с этим, в педагогике все чаще распространяется понятие «педагогическая диагностика». Одной из задач диагностики является возможность определить уровень овладения универсальными учебными действиями и возможность намечать стратегии коррекционной работы при обнаружении отставания школьников в обучении и развитии. Д.Б.Эльконин связывал эту возможность с такими ее следствиями как коррекционно-педагогические мероприятия. Современный учитель все чаще обращается к диагностическому компоненту обучения в целях реализации идеи его активной роли в актуализации в ребенке творческих сил [4].
Игровые технологии как раз и наделены функциями профилактики и коррекции интеллектуальных умений, приоритетно значимых для формирования учебной деятельности младших школьников. Многозначность и многофункциональность таких технологий состоит так же в том, что их диагностические возможности позволяют наблюдать процесс овладения учебной деятельностью не только в условиях выполнения школьниками определенных учебных заданий, но и в играх [4].
Значение игры в жизнедеятельности младших школьников отражает реальную направленность современной школы на решение проблем максимального развития каждого ученика индивидуально и одновременно – на совершенствование непосредственно знаний и умений [4]. Главным является формирование у детей умения учиться, самостоятельно приобретать знания к чему, в тоже время, стремится и система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.
Интеллектуальную игру можно использовать как один из современных способов диагностики образовательных результатов в том числе и в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по литературному чтению.
Исходя из всех собранных нами данных, были разработаны задания для интеллектуальной игры, которая включает в себя 5 основных блоков:
- «Блиц-опрос». Данный блок направлен на диагностику достижения предметных результатов младших школьников.
- «Модели». Задания этого блока подразумевают проверку освоению ключевыми моделями по различным учебным предметам.
- «Гипотезы». Задания этого блока направлены на диагностику достижения метапредметных результатов младших школьников.
- «Исследования». Задания этого блока касаются непосредственно окружающего мира и умения учащихся планировать и проводить необычные исследования.
- «Где логика?». Данный блок направлен на диагностику освоения понятийным аппаратом по различным учебным предметам.
Так как одной из основных целей нашей работы является создание заданий для интеллектуальной игры по литературному чтению в системе развивающего обучения, как способа диагностики образовательных результатов, нами были разработаны задания по первому, третьему и пятому блокам по программе Елены Ивановны Матвеевой [3].
Блок 1 «Блиц опрос»
Задание: Внимательно слушай вопросы, которые будут заданы тебе. Нужно отвечать на них кратко: либо «да»/«нет», либо одним словом.
1. Сказки бывают авторские и русские народные? (да)
2. Поучительное стихотворение, в котором высмеиваются недостатки. (Басня)
3. Автором русской народной сказки является (народ)
4. Пересказать близко к тексту, значит? (Подробно)
Разработанные нами задания нужны для диагностирования предметных результатов по литературному чтению:
- учащиеся имеют представление о жанрах: басне, сказке;
- определяют вид сказки народная или авторская;
- понимают значение близкого к тексту пересказа.
Блок 3 «Гипотезы»
Учащимся дается проблемный вопрос по литературному чтению. Задача учеников: выдвинуть всевозможные (в том числе и нестандартные) гипотезы. Какое количество гипотез будет выдвинуто за определенный период времени – столько и должно быть представлено.
Примеры:
- Почему иногда в русских народных сказках главными героями являются животные?
- Для чего нужны сказки в нашей жизни?
- Для чего созданы пословицы?
Разработанные нами задания способствуют оценке и диагностике следующих метапредметных результатов:
- выдвигают и проверяют гипотезы;
- строят рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации;
- высказывают предположения о гипотезах;
- определяют границы собственного знания / незнания.
Блок 5 «Где логика?»
Задание: Внимательно рассмотри все картинки. Какое понятие из литературного чтения здесь зашифровано?
Понятие жанра: «Русские народные сказки».
С помощью данных заданий можно диагностировать у младших школьников уровень освоения ключевых понятий по литературному чтению: жанр сказка.
Нами планируется использование данных заданий для диагностики достижения второклассников образовательных результатов по литературному чтению в системе развивающего обучения: освоение ключевых понятий, моделей, предметных и метапредметных результатов для создания стратегии коррекционной работы при обнаружении отставания школьников в обучении. Данные задания возможно дифференцировать для каждого класса и использовать при проведении интеллектуальной игры на уроках литературного чтения.
Подводя итог, следует отметить, что в рамках современных условий необходимо находить и открывать для себя новые средства для создания эффективного образовательного процесса. Интеллектуальные игры являются универсальным средством диагностики на любом этапе обучения в начальной школе и доступны для проведения по любой системе обучения.
Литература
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова. - М.: Издатель Рассказов А. И., 2004.-304 с.
3. Матвеева, Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 2 класс: пособие для учителя / Е.И.Матвеева, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 273с.
4. Степанова, О.А., Вайнер, М.Э., Чутоко Н.Я. Теория и методика игры: учебник и практикум для вузов; под редакцией Кумариной, Г.Ф., Степановой, О.А. – 2-е изд., испр. И доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 26.