Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, в ФГОС среди важных задач, способствующих качественному освоению учащимися русского языка, указано на необходимость формирования межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.) Интеграция русского языка и литературы естественна, традиционна, важна, на её основе создаются уроки словесности, прочно вошедшие в методическую систему учителей русского языка и литературы.

«Интегрированные» уроки, целью которых является сопоставление текстов на русском и иностранном языке, анализ переводов произведений (чаще всего стихотворных текстов) также привычны в школьной практике.

О возможности интеграции таких предметных областей, как русский язык, литература, история, музыка, живопись, известно давно, уроки на основе межпредметных связей заняли достойное место в методическом арсенале учителей-словесников.

Таким образом, одним из средств формирования мотивации к обучению русскому языку и литературе, нормативной грамотности устной и письменной речи, создания условий для овладения обучающимися видами речевой деятельности, обладающим эффективным воспитательным потенциалом, является интегративный (метапредметный) подход в процессе обучения школьников русскому языку и литературе. В данном контексте необходимо использовать и развивающий потенциал не только гуманитарных дисциплин, но предметов естественно-научного и математического цикла.

В ФГОС определены метапредметные результаты школьного обучения - «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способность применять их на практике В рамках требований ФГОС метапредметная деятельность предполагает следующее: целеполагание, планирование, поиск информации, сравнение, анализ, синтез, контроль, оценка, рефлексия. (Дроздова О.Е.)

В современных условиях необходимо расширять представления об интеграции предметных областей, включая в сферу ее деятельности математику, физику, химию, информатику и другие предметы, имеющие точки соприкосновения с русским языком и литературой на различных уровнях. Соединение математического и лингвистического содержания вызывает у школьников удивление, интерес к предмету, это было проверено на практике, когда я начала разработку «бинарных» («лингво-математических») уроков [2,3].

Метапредметные уроки на основе интеграции различных предметов позволяют сформировать у обучающихся целостное представление о мире, о единстве научного пространства, о безграничных возможностях творческого человека, смыслом жизни которого должны стать самообразование, самореализация и самосовершенствование.

На основе интегративного подхода к изучению русского языка и литературы используются различные уровни метапредметного характера:

  1. выявление и осмысление фактов из жизни писателей, поэтов, лингвистов при изучении их биографии и творческой деятельности;
  2. анализ литературных произведений (текстов), созданных российскими (и не только) учеными;
  3. выявление и анализ «метапонятий», «метатем» (например, «сравнение», «алгоритм» и др.);
  4. выполнение «метазаданий»

Выявление и осмысление биографических фактов, свидетельствующих о богатстве духовного мира, о многообразии интересов лучших представителей искусства и науки, способствует воспитанию в учениках трудолюбия, силы воли, терпения, ответственности, стремления к познанию.

Так, на уроках литературы в 5-6 классах школьники с интересом узнают, что великий писатель Л.Н.Толстой был автором задач для «Арифметики», которую он создал, чтобы обучать крестьянских детей в своей школе. Решение этих задач вносит новизну в представления учеников о литераторе, о его желании быть полезным своему народу.

Изучая оды М.В.Ломоносова, известного ученого, невозможно не сказать о его достижениях в различных областях науки. С великим уважением он назвал «вратами» своей учености «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. По мнению ректора МГУ В.А.Садовничего, эти слова Ломоносова являются метафорой, связавшей в единое целое два школьных предмета [4]

М.В.Ломоносов, будучи естествоиспытателем, не оставлял без внимания и стилистику русского языка, создал «Российскую грамматику», ввел в употребление множество научных терминов, в том числе и слова «формула, пропорция, минус, атмосфера, горизонт». Эти факты, несомненно, вызывают гордость за наших предков, чья деятельность обогатила родной язык, литературу, всю русскую культуру в целом.

При изучении творчества замечательного писателя Е.И.Замятина следует обратить внимание на то, что он стал инженером-кораблестроителем, несмотря на то, что в юности испытывал трудности в изучении математики. Автор романа-антиутопии «Мы» принял участие в создании первого ледокола «Ленин».

Изучая тему «Лексика» и знакомя учеников со словарями русского языка, следует рассказать о том, что В.В.Даль, известный как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», был мичманом, военным врачом, чиновником, настоящим героем, подвижником. Его биографию можно изучать на уроках, как приключенческий роман, способный оказать воспитательное воздействие на школьников. И таких фактов биографии российских писателей огромное множество, их необходимо обсуждать вместе с учениками, чтобы культивировать уважение к своей культуре, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие своей страны, своего народа.

По мнению известного писателя К.И.Чуковского, даже орфографию невозможно освоить в отрыве от общей культуры: «Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика» [5] И это действительно так: знание истории языка, литературы, терминологии различных наук обогащает человека, делает его более грамотным, рождает уважение к родному языку, следовательно, формирует российскую идентичность.

Анализ литературных произведений, созданных людьми, далекими от гуманитарной области, также представляет собой благодатную почву для организации воспитательной работы со школьниками, для обеспечения нового уровня изучения и преподавания русского языка и литературы.

Например, можно вспомнить о том, что в 60-е годы прошлого столетия разгорелся спор между «физиками» и «лириками». В это же время впервые звучат новые поэтические имена, рождается жанр авторской (бардовской) песни. В ней ярко отразилась историческая эпоха свободомыслия, смелости, молодой дерзости. Ученикам можно предложить подумать, почему же среди «физиков», людей с техническим образованием, так много настоящих поэтов. Возможно, здесь сыграла свою роль интеграция разных предметных областей, обусловленная необходимостью гармонизации литературной, языковой, социальной. Тексты стихотворений могут послужить материалом для филологического анализа, расширяющего представления школьников о поэте и поэзии, их назначении в обществе, что также служит средством формирования гражданской идентичности.

При проведении таких уроков учитель моделирует разнообразные учебные ситуации, использует различные приемы. Так, для «интегрированного» (метапредметного) урока литературы «Физики и лирики = …философы» была создана учебная ситуация, сущность которой состояла в анализе видеофрагмента из фильма «Расписание на послезавтра» (элементы «синема-технологии» были применены на этапе «вызова» в рамках реализации образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»).

Частичной целью, определяющей, что должно быть получено в процессе работы, стало следующее: выявить отношение учащихся к роли фантазии в литературе и науке, сформировать у обучающихся понимание творческого потенциала фантазии как основы не только для создания художественного произведения, но и научной мысли.

Содержание (задание) - посмотреть видеофрагмент из фильма «Расписание на послезавтра», письменно высказать свою точку зрения на роль фантазии в литературе и науке, устно обсудить мнения друг друга.

На уроке были использованы следующие методы работы: визуализация, анализ, синтез, формулировка тезиса, аргументация, формулировка вывода, систематизация информации, выдвижение гипотез.

Способами проверки результатов стали устные сообщения обучающихся, соотнесение их тезисов с вариантами тезисов, подготовленными учителем.

Основные действия, которые выполняли обучающиеся, - посмотреть видеофрагмент, письменно ответить на вопрос о роли фантазии в литературе и науке, высказать свою точку зрения. При этом совершенствовались способы действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. На уроке происходили визуализация информации, анализ, синтез, построение суждения, монолога, встраивание в диалог.

В качестве приемов мотивации были применены апелляция к жизненному (личностному) опыту детей, создание проблемной ситуации

Для обсуждения проблемы учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

- С кем из героев фильма вы согласны? Почему? Обоснуйте свою точку зрения

- Верно ли, что «фантазия» - сказка, детская игра, изящная литература? Или она гимнастика для мозга? Или? (Выскажите свою точку зрения)

- Существует ли фантазия в науке?

- Существует ли «розовый конь»? А в науке? О чем идет речь? Как вы думаете?

- Фантазия - привилегия искусства или…

- Можно ли сравнивать Эйнштейна с Толстым, Ландау с Достоевским?

- Есть ли физикам польза от писателей?

- Согласны ли вы с высказыванием Эйнштейна, что Достоевский дает ему гораздо больше, чем любой ученый?

- Почему фрагмент завершается рассуждением по поводу слова «добрый». Есть ли скрытая опасность в рассуждениях героев?

- В чем состоит суть спора между «физиками» и «лириками»?

- Обоснуйте свою точку зрения.

- Обсудите в группах высказанные точки зрения.

- Подготовьте устное сообщение от каждой группы, обобщите сказанное

В процессе решения данной учебной ситуации обучающиеся находили и выделяли необходимую информацию из просмотренного видеофрагмента, вычленяли главное и второстепенное, совершали логические операции анализа, синтеза; во время обсуждения высказанных точек зрения им предлагалось соблюдать «золотые правила диалога»: умение выслушать собеседника, аргументировать свою позицию, корректно вести диалог.

Оценивание планируемых результатов производилось словесно или с помощью отметки, оценочным средством служила модель ответов учителя.

Пример данной учебной ситуации раскрывает суть приемов, которые можно использовать на уроке для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в аспекте интегративного подхода к обучению.

Для его реализации целесообразно также предложить учащимся на уроках русского языка и литературы прочитать стихотворения физика А.Л.Чижевского, фантастический рассказ ученого К.Э.Циолковского «На Луне», философские высказывания ученого-естествоиспытателя, философа В.И.Вернадского и проанализировать их. Причем эти и подобные им тексты можно использовать на уроках русского языка и литературы, решая многообразные учебные задачи, изучая различные темы. Например, созданные автором задания в силу их универсальности будет уместно выполнить при изучении орфографии, пунктуации, лексики, морфологии или синтаксиса.

Задание №1

- Внимательно прочитайте высказывания.

- Определите тему, идею.

- Какие особенности (лексики, синтаксиса и т.д.) вы обнаружили? Для чего они служат в текстах. Зачем они употреблены?

- Передайте сжато смысл прочитанных высказываний.

- Какие мысли, ассоциации вызвали высказывания?

1) Сила философии - в критике основных воззрений, которые нередко людьми науки принимаются без проверки.

2) Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить мировое значение нашей родины.

3) Мы знаем только малую часть природы, только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки, и все, что мы ни знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазеров и ученых поэтов.

(В.И.Вернадский)

Задание №2

- Выразительно прочитайте стихотворение.

- Определите его тему, идею.

- Какие особенности (лексики, синтаксиса и т.д.) вы обнаружили? Для чего они служат в тексте. Зачем они употреблены?

- Какие мысли, ассоциации вызвало стихотворение?

А.Л.Чижевский «Солнце»

Великолепное, державное Светило,
Я познаю в тебе собрата-близнеца,
Чьей огненной груди нет смертного конца,
Что в бесконечности, что будет и что было.

В несчётной тьме времён ты стройно восходило
С чертами строгими родимого лица,
И скорбного меня, земного пришлеца,
Объяла радостная, творческая сила.

В живом, где грузный пласт космической руды,
Из чёрной древности звучишь победно ты,
Испепеляя цепь неверных наших хроник, -
И я воскрес - пою…

Задание №3

К.Э.Циолковский. «На Луне»

- Внимательно прочитайте текст рассказа.

- Определите его тему, идею.

- Какие особенности (лексики, синтаксиса и т.д.) вы обнаружили? Для чего они служат в тексте. Зачем они употреблены?

«Веселое пробуждение... Бодрость и волчий аппетит...

Пить хочется! Открываю пробку... Что это - вода закипает! Вяло, но кипит. Дотрагиваюсь рукой до графина. Не обжечься бы... Нет, вода только тепла. Неприятно такую пить!

- Мой физик, что ты скажешь?

- Здесь абсолютная пустота, оттого вода и кипит, не удерживаемая давлением атмосферы. Пускай еще покипит: не закрывай пробку! В пустоте кипение оканчивается замерзанием... Но до замерзания мы не доведем ее...

Медленно льется жидкость на Луне!..

Вода в графине успокоилась, а в стакане продолжает безжизненно волноваться - и чем дольше, тем слабее».

Обращение ученых к литературному творчеству свидетельствует о способности этих людей воспринимать мир как единое целое, а их творческая деятельность вызывает у нас гордость за то, что они смогли добиться своей цели, не потеряв своей индивидуальности, стремления приносить пользу обществу, России. Необходимо дать школьникам представление о цельности научного пространства и широких возможностях человека, о том, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать…»

Факты биографии, расширяющие познания обучающихся, вызывающие у них интерес к изучаемому материалу, следует чаще использовать на уроках русского языка и литературы, акцентируя внимание на том, что нам нужно гордиться лучшими представителями Российского сообщества. Они учат нас трудолюбию, вере в собственные силы, стремлению к самореализации, непрерывному саморазвитию не только на пользу себе, но и стране. И это очень важно именно тогда, когда подростки находятся в поиске своего идеала, а каким он будет, зависит и от нас.

Важным условием реализации требований ФГОС, Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ является личность учителя, его высокий уровень профессионализма, способность к непрерывному самообразованию и развитию. Достижение метапредметных результатов на основе интегративного подхода возможно через повышение уровня лингвистической компетенции преподавателей различных дисциплин, их совместную педагогическую деятельность.

  1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.
  2. Л.А.Ишмаева. Сравнение в русском языке и математике.
  3. Л.А.Ишмаева. Алгоритм в русском языке и математике.
  4. В.А.Садовничий. Размышления математика о русском языке и литературе. Доклад на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы 4 июля 2012 года (Интеллектуальный центр - Фундаментальная библиотека МГУ)
    http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/bezgramot.htm