Сценарий литературно-экологического Форума "Синяя птица"

Разделы: Литература, Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4


Сценарный план

Название произведения или сценки

исполнитель

класс

время

 

Видеовступление «Год экологии»

 

 

 

 

Знакомьтесь: Тило и Тилетта

 

 

 

 1

Песня «Мурлыка»

Яна и 1 класс

1 класс.

 

 2

«Утро» И.С.Никитин.

Маша Я.

3Б класс.

 

 3

«На улице стало безлюдно» С.Д.Дрожжин

Саша П.

2Б класс.

 

 4

Песня «Это знает всякий»

 

3А класс.

 

 

Видео из к-ф «Синяя Птица»

 

 

 

Сценка «Богатыри» и стих «Русское раздолье»

Данил З.

4А класс.

 

 

Видео сюжет «В замке Королевы Ночи»

 

 

 

Первые двери

 

 6

«Живой букварь» Владимир Орлов

Катя З.

1 класс.

 

 7

«Давайте будем дружить» Игорь Мазнин

Вика С.

1 класс.

 

 8

Песня «Маленький щенок»

 

1 класс.

 

Вторые двери

 

 9

«Мотылек» Л.Модзалевский

Алиса К.

2А класс.

 

 10

«Красота» Ольга Романенко

Мария К.

4Б класс.

 

Третьи двери

 

 11

«Сибирское лето» Зоя Соснина

Соня Б.

3А класс.

 

 12

Песня - танец «Лесная песенка»

 

3Б класс.

 

Четвёртые двери

 

 13

Отрывок из расск. «Заячьи лапы» К.Паустовский.

Лиза М.

3Б класс.

 

 14

«Пожар в лесу». Татьяна Новикова

Дима А.

3А класс.

 

Пятые двери

 

 15

«Про рыбалку» Алексей Ерошин.

Тоня К.

1 класс.

 

 16

«Прогулка» Сергей Михалков

Кристина К.

2Б класс.

 

 17

«Мы экологами стали» Наталья Анишина

Маргарита С.

2А класс.

 

 18

Песня «Не дразните собак»

 

2АБ класс

 

Шестые двери

 

19 

«Серебряное копытце» Павел Бажов.

Маруся Ш.

4А класс.

 

Седьмые двери

 

 20

«Ласточки» Аполлон Майков

Гриша К.

3Б класс.

 

21

«Не стреляй в перелётную птицу!» Вл.Сапронов

Полина Л.

4А класс.

 

22 

Песня - танец «Птицы мои, птицы»

 

4АБ класс

 

 

Финал Тило и Тилетта

 

 

 

23 

Песня - танец «Странники»

 

    1. классы

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРОЛОГ

На экране демонстрируется видео ролик, посвящённый Году Экологии.

Звучит весёлая музыка. На сцену выбегают Кошечка и Пёсик. Они играют в «Догонялки»

Пёсик Тило: Как весело жить на свете! Столько приключений, чудесных тайн и открытий!

Кошка Тилетта: Муррр! И все самые главные чудеса происходят при сиянии звёзд! Муррр!

Пёсик Тило: А вот и неправда! Чтобы разгадать загадку, нужен солнечный СВЕТ!!!!

Кошка Тилетта: А чтобы загадка появилась, нужна звёздная НОЧЬ!!!

Пёсик Тило: Спорим? Спорим? Ну-ну-ну??? Гав!

Кошка Тилетта: Мррр…А я и не буду спорить! Мне ребятишки помогут! Правда?!?

Песня «Мурлыка». Поют Яна Баранова и ученики 1 класса.

«Утро» И.С.Никитин. Читает Маша Я. 3Б класс.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Пёсик Тило: Вот это уже по мне! (весело) Здравствуй, Солнышко! Утро!

Кошка Тилетта: Муррр! (ехидно) А если утро хмурое и туманное? (обходит Пёсика) И на душе как говорится скребутся кошки?..

Пёсик Тило: (неуверенно) Хмурое говоришь… туманное… (сжавшись) кошки скребутся?

Кошка Тилетта: Да-да! (торжествующе) Кошки!

«На улице стало безлюдно» С.Д.Дрожжин. Читает Саша Пилип 2Б класс.

На улице стало безлюдно, не слышится шума ребят,
И желтые листья на землю с берез, как червонцы, летят.
Проносятся тучи толпою, и холодом веет вокруг;
По ветру летят паутины, подернулся инеем луг.
Нахмурился лес под туманом, затихли и птиц голоса,
Пасутся свободные кони, на отдыхе плуг и коса.
Дымятся овины; за ними из полных, тяжелых снопов
Крестьяне сложили немало, как горы, высоких скирдов.
До света еще, с петухами, выходят они на гумно, -
И стонут снопы под цепами, и брызжет с колосьев зерно.

Пёсик Тило: (весело) Хмурое говоришь?! Туманное?! (воинственно) Вот и отлично! Тогда я буду смелым и радостным!

Кошка Тилетта: (откровенно озадаченно) Почему?

Пёсик Тило: (воинственное) А не знаю почему! (подумав) А потому что песенка есть про меня такая! Вот почему! Правда, ребята?!?

Песня «Это знает всякий». Поют ученики 3А класса.

Кошка Тилетта: (уверенно) И всё равно я права!

Пёсик Тило: (наивно) Ты это честно? А почему?

Кошка Тилетта: (уверенно) Потому что смелым приходится быть, когда есть… (таинственно) тсс… опасность…

Пёсик Тило: (передразнивая шёпотом) Тсс… опасность… Откуда она возьмётся, эта опасность, когда я – Гав - на стррр-аже стою! Гав-гав!

Кошка Тилетта: (таинственно) Тише ты… Сказку спугнёшь…

Пёсик Тило: (наивно) Какую такую ещё сказку?

Кошка Тилетта: (таинственно) Тише…Смотри…

На экране демонстрируется видео сюжет из кинофильма по сказке Мориса Метерлинка «Синяя Птица»

Пёсик Тило: (шепотом) Ну и чудеса! Вода и Огонь разговаривают друг с другом! Как это здорово!

Кошка Тилетта: (довольна собой) Правильно говоришь! Как мы с тобой! Верно?

Пёсик Тило: (весело) Гав! Ещё бы! Надо Синюю Птицу найти и отпустить на волю! Она нужна всем людям, чтобы спасти нашу Планету от беды!

Кошка Тилетта: (задумчиво) Но мы сами не справимся… мы же маленькие…

Пёсик Тило: (воодушевлённо) Зато ребята БОЛЬШИЕ!!! Они спасут Синюю Птицу! В путь!

Кошка Тилетта: (берёт пёсика за руку) В путь!

Звучит музыкальная тема из кинофильма по «Синяя Птица»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РУССКОЕ ПОЛЕ

На экране картинка поля, над которым клубятся чёрные облака заводского дыма.

Звучит музыка. На сцену выходят Богатыри.

Сценка «БОГАТЫРИ». «Русское раздолье» Ирина Бутримова. 4А.

Добрыня Никитич (глядя из-под ладони): Эх, полюшко-поле... Ни живо ни мертво ты стоишь, будто после побоища...

Илья Муромец: Тут что-то написано: Налево пойдешь - на химзавод попадешь... Направо пойдешь - в запретной зоне пропадешь..., прямо пойдешь - на бездорожье костей не соберешь... Ну и заехали мы!

Алеша Попович: Глядите, туча черная над полем стелется - не к добру это! Неужели силы темные на Русь напасть хотят? Защитим, братцы, землю-матушку!

Добрыня Никитич: Погоди, не горячись, Алеша! То не туча ворогов застит небо. А дым тепловой станции.

Илья Муромец: А скажи-ка, Добрыня Никитич, отчего мертво поле это?

Добрыня Никитич: Оттого, что много лет шла на этом поле битва. И звалась эта битва - битва за урожай. Всю-то ее, землю-матушку, пестицидами и нитратами замучили, а теперь вот и атомом, радиацией...

Алеша Попович: Это что же! Зря, значит, мы, богатыри, поля эти у врагов отбирали, кровушкой своей поливали?

Илья Муромец: Нет, не зря, Алеша! Видать, опять наше время пришло - богатырское!

Добрыня Никитич:

Поле русское, раздолье, где не кошена трава,
Там ромашковое море, а над морем синева.

Алеша Попович:

Там цветов ковер безбрежный ярок, нежен и широк,
И колышет в чистом поле травы легкий ветерок.

Илья Муромец:

Там трава растёт по пояс, ни тропинок, ни дорог.
И какая это радость побродить там хоть часок.

Добрыня Никитич:

Заглянуть в глаза ромашкам, улыбнуться василькам,
Нежно-розовым цветочком клевер льнёт к моим ногам.
Колокольчики, гвоздики, Иван-чай и зверобой-
Всё цветёт, благоухает напоённое росой.
Летних трав великолепье, не сравнить тебя ни с чем,
Не разгаданная тайна красоты понятной всем.

Звучит музыка. Богатыри уходят.

Пёсик Тило: (шепотом) Ну и чудеса! Я про Богатырей только картинку в книжке видел, а тут на тебе… живые явились!

Кошка Тилетта: (берёт пёсика за руку) Погоди ещё удивляться… Толи ещё будет! Смотри, впереди замок виднеется…Это и есть дворец Ночи!

Пёсик Тило: (шепотом) Какой он мрачный…

Кошка Тилетта: Все тайны природы спрятаны в этом дворце и Ночь охраняет их.

Пёсик Тило: (смело) Я не позволю Ночи запугать нас! Мы откроем все двери и спасём Синюю Птицу!

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ДВЕРИ ВО ДВОРЦЕ НОЧИ

Звучит таинственная музыка. На экране появляется дворец Ночи.

Голос Ночи: Кто там? Пёсик и Кошка: Это мы! Голос Ночи: Кто это?

Кошка Тилетта: Добрый день, уважаемая госпожа Ночь!

Голос Ночи: Добрый день? Хм…Не болтай глупостей! Говорить надо «доброй ночи» или в крайнем случае «добрый вечер».

Кошка Тилетта: Добрый вечер, или точнее, доброй ночи! Я - Кошечка Тилетта!

Пёсик Тило: (смело) Я Пёс Тило! С нами ещё самые смелые и самые добрые ребята! Мы хотим спасти Синюю Птицу! Правда, ребята?!

Голос Ночи: Ну ладно. Значит вы за Синей Птицей пришли, верно, мои милые? Так ведь про это я ничего не знаю…

Кошка Тилетта: Уважаемая госпожа Ночь, позвольте нам воспользоваться ключами, чтобы открыть двери в ваши пещеры.

Пёсик Тило: (смело) Отдайте нам Синюю Птицу! Она очень нужна всем людям, чтобы спасти планету от бед!

Голос Ночи: Мои ключи? Ха-ха-ха! Ты прости уж, дружок, но я твоё желание исполнить не могу. Я главная хранительница величайших тайн Природы! И допустить к ним не имею права. Я ни в коем случае не собираюсь давать свои ключи никому! Тем более детям!..

Пёсик Тило: (смело) Наши дети – будущие хозяева Земли и мы должны помочь им!

Голос Ночи: Все бедствия, все болезни скрыты в пещерах моего дворца, все ужасы и страхи и все катастрофы, все тайны из покон веков омрачающие жизнь человека. Что ж, двери в эти пещеры перед вами. Открывай, если хватит смелости…

На экране появляется картинка с дверями и замками на них.

Пёсик Тило: Вот эти двери. Железные. Эх! Зубами не разгрызть… Что же делать?

Кошка Тилетта: А замки-то на них такие странные. Вроде на знаки какие-то похожи…

Пёсик Тило: Я узнаю эти знаки! Они в лесу мне встречались, когда я за белками и зайцами гонялся.

Кошка Тилетта: Зачем гонялся-то?

Пёсик Тило: Ну просто, чтобы поиграть! Ведь так веселее, правда!? (начинает прыгать и бегать)

Кошка Тилетта: Вот уж, прыти девать некуда… Лучше подумай, как замки открывать будем!

Пёсик Тило: Дворец волшебный и значит замки волшебные.

Кошка Тилетта: И откроются они тоже по волшебству!

Пёсик Тило: Значит нужно знать волшебное слово! Я знаю такое: спасибо!

Кошка Тилетта: Тут много волшебных слов понадобится. И помогут нам в этом наши друзья – ребята. Они знают много волшебных стихов! Верно, ребята?

Первые двери

Появляется картинка с дверями и замком на них. Замок в виде экологического знака.

Кошка Тилетта: Так…Что на этом замке нарисовано? Как ты думаешь, Тило?

Пёсик Тило: Одинокий зверёк… Он так нуждается в защите…

«Давайте будем дружить» Игорь Мазнин. Читает Вика Синюкова 1 класс.

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами!..
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!..
Давайте будем беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?

«Живой букварь» Владимир Орлов. Читает Катя Золотарёва 1 класс.

Нас в любое время года учит мудрая природа.
Учит по календарю - по живому букварю.
Птицы учат ПЕНИЮ, паучок - ТЕРПЕНИЮ.
Учит нас пчелиный рой ДИСЦИПЛИНЕ трудовой.
Обучает жить в труде и по СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.
Учит снег нас ЧИСТОТЕ, учит солнце ДОБРОТЕ.
У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ
Учит крепкой ДРУЖБЕ!

Пёсик Тило: Не ловите диких животных и не уносите их домой! Не тревожьте лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме их родителей.

Замок открывается. Двери распахиваются. На экране демонстрируется видеоролик. Дети 1 класса выходят на сцену.

Песня «Маленький щенок». Исполняют ученики 1 класса.

Пёсик Тило: Гав- гав! Ура – ура! Как я счастлив! Мы сумели открыть первые двери!

Кошка Тилетта: Только Синей Птицы здесь нет…

Пёсик Тило: Не беда! Дверей ещё много! Давай открывать следующую!

Вторые двери

Появляется картинка с дверями и замком на них. Замок в виде экологического знака.

Кошка Тилетта: Теперь моя очередь отгадать. Такой нежный цветочек, он просит нас о чём –то…

«Мотылек» Л.Модзалевский. Читает Алиса Кулагина 2А класс.

Расскажи, мотылек, чем живешь ты дружок?
Как тебе не устать день-деньской все порхать?
- Я живу средь лугов в блеске летнего дня;
Ароматы цветов - вот вся пища моя!
Но короток мой век, он не долее дня;
Будь же добр, человек, и не трогай меня!

«Красота» Ольга Романенко. Читает Мария Котенко 4Б класс.

Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен
И совершенства хрупкое стекло
Лишь издали нам наблюдать возможно.
Чтоб ещё долго тайною влекло,
Прекрасного касайся осторожно.
Не рви цветок, и не лови жука,
И не топчи созданья под ногами,
Любуйся красотой издалека,
И красота тогда пребудет с нами.

Кошка Тилетта: Не рвите цветов в лесу и на лугу! Пусть это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.

Пёсик Тило: Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные, ведь они – санитары леса. Ими питаются белки, лоси и сороки.

Замок открывается. Двери распахиваются. На экране демонстрируется видеоролик «Вальс цветов» в исполнении учеников начальной школы на Дне учителя.

Пёсик Тило: Гав- гав! Ура – ура! Как я счастлив! Мы сумели открыть ещё одни двери! Давай скорее разгадаем загадку третьего замка!

Третьи двери

Появляется картинка с дверями и замком на них. Замок в виде экологического знака.

Кошка Тилетта: Я вижу ветку дерева… И слышу, о чём оно нам рассказывает…

«Сибирское лето» Зоя Соснина. Читает Соня Бахчеева 3А класс.

Какого, скажите мне, цвета бывает сибирское лето?
О, ранней весною, едва снег подтает,
Лиловое море в лесу расцветает.
Проткнёт наст стрелою – глядите, каков?
Я – самый, я – первый из всех кандыков.
… Цветы у дороги, на щебне обочин,
Похожи по цвету на солнышки очень.
А там - медуница, кукушкины слёзки…
В зелёное платье оделись берёзки.
С глазами, как солнышки в белых ресницах,
Кивают ромашек похожие лица.
Иду осторожно поляной цветочной.
Здесь ягода вроде? Склонилась – и точно.
Как красные капельки – россыпь клубники.
В сосновом лесу – как гранат – костяника.
...Лазурное небо и синие реки.
Богатства такого не сыщешь вовеки.
Какого же цвета Сибирское лето?

Кошка Тилетта:

Каждый кустик берегите, без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку и на листике дождинку.
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.

Замок открывается. Двери распахиваются.

На экране демонстрируется видеоролик с песней. Выступают ученики 3Б класса.

    Песня-танец «Лесная песенка». Исполняют ученики 3Б класса.

    Четвёртые двери

    Появляется картинка с дверями и замком на них. Замок в виде экологического знака.

    Пёсик Тило: Ах, какой жаркий знак, Тилетта, я чуть не обжёгся…

    Кошка Тилетта: Давай, я тебе лапку забинтую…

    Отрывок из рассказа «Заячьи лапы» К.Паустовский. Читает Лиза Мальцева 3Б класс.

    Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

    В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

    Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

    Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

    Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

    Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

    Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

    Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

    — Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

    — Чем же ты провинился?

    — А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
    Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

    «Пожар в лесу». Татьяна Новикова. Читает Дима Авдеев 3А класс.

    Однажды, в компьютерный, атомный век по лесу разумный шагал человек.
    Он бросил окурок в траву под кустом, он вовсе не думал, что будет потом.
    Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар, и сразу весь лес охватил сильный жар.
    Все звери и птицы спешили туда, где рос самый умный дуб у пруда.
    Огонь мчался следом, огонь все съедал, вот пламенем красным и дуб запылал.
    Он вдруг застонал впервые за век: «О, что ты, разумный, творишь, человек?
    И сколько беды ты несешь за собой! И сколько несчастья творится тобой!
    О будущем думаешь ты ли едва…» Оборванной фразой застыли слова,
    Зловещий огонь пожирал дальше лес. А крошечный зайчик ждал с неба чудес.
    Он лапки сожженные к небу поднял. «Спасите! Спасите!» - он тихо шептал.
    И небо услышало тоненький зов, и тучу послало с дождем и грозой.
    Вот туча открыла ответный удар, нескоро затих бушевавший пожар.
    И сколько успел нанести он беды, хотя ведь пожара могло и не быть,
    Но просто по лесу в компьютерный век разумный и сильный шагал человек.
    И хочется дереву, хочется птице к тебе, человек, всей душой обратиться.
    «Планета едина для вас и для нас, беречь ее надо не завтра – сейчас!
    Ты техникой новой творишь чудеса, а мусор вывозишь в поля и леса.
    В науке открытий немало творя, ты грязную воду сливаешь в моря
    Постой и подумай – природа больна. Твоя ей забота сегодня нужна».
    Любить надо с детства, беречь надо с детства. Чтоб сильной планету оставить в наследство.

    Пёсик Тило: Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в покрове леса. Для их заживления требуется 15–20 лет. От сильного жара погибают деревья. Много бедствий приносит пожар всем лесным обитателям.

    Кошка Тилетта:

    Сбережём лес от огня для тебя и для меня.
    Красота живая – лес! Пусть растет он до небес!

    Замок открывается. Двери распахиваются.

    На экране демонстрируется видеоролик спасения от пожара зверей.

    Кошка Тилетта: В таком пепелище наша Синяя Птица могла обжечь свои пёрышки… К счастью её не было за этими дверями.

    Пятые двери

    Появляется картинка с дверями и замком на них. Замок в виде экологического знака.

    Пёсик Тило: А что показано на этом замке? Никак не могу понять…

    «Про рыбалку» Алексей Ерошин. Читает Купреева Тоня 1 класс.

    Мы ходили на рыбалку, рыбок удили в пруду. 
    Витя выловил мочалку, а Егор – сковороду. 
    Коля – шкурку мандаринки, Саша – старые ботинки, 
    А Сабина и Сосо –  от машины колесо. 
    Мне попались две подмётки, Боре – банка от селёдки, 
    А Серёжка на крючок  пакли выудил клочок. 
    Целый день в пруду упрямо  рыбу мы удили зря. 
    Много выудили хлама,  и ни разу – пескаря. 
    Должен знать и помнить каждый: если мусор сыпать в пруд, 
    То в таком пруду однажды  рыбы попросту помрут.

    «Прогулка» Сергей Михалков. Читает Кристина Карташкина 2Б класс.

    Мы приехали на речку воскресенье провести,
    А свободного местечка возле речки не найти!
    Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
    Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят!
    Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
    Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
    И, как будто нам назло, даже битое стекло!
    Мы по бережку прошли, место новое нашли.
    Но и здесь до нас сидели; тоже пили, тоже ели,
    Жгли костер, бумагу жгли - насорили и ушли!
    Мы прошли, конечно, мимо...- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
    Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!
    Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
    Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли -
    Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели,
    Хоровые песни пели... Отдохнули - и ушли!
    И остались на полянке у потухшего костра:
    Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки -
    Словом, мусора гора!
    Мы приехали на речку понедельник провести,
    Только чистого местечка возле речки не найти!

    «Мы экологами стали» Наталья Анишина. Читает Маргарита Соловьёва 2А класс.

    Нам значки сегодня дали, мы экологами стали!
    Мы в любую непогоду охранять хотим природу.
    Чтоб цвели сады и скверы, чтобы всем нам лучше стать,
    Мы хорошие манеры будем младшим прививать
    Чтоб деревья и цветы город украшали,
    Чтобы этой красоты люди не ломали.
    Со своих дворов начнём, мусор быстро соберём.
    Стёкла битые кругом, не походишь босиком.
    Грабли, вёдра и лопаты разобрали все ребята.
    Навалились на дела, и работа в ход пошла.
    Клумбы новые разбили, маргаритки посадили.
    Чтоб деревья не грустили, их водою напоили.
    Тут же к нам со всех концов прилетело сто скворцов.
    Ищут корм своим птенцам и разносят по домам.
    Мы трудились, мы старались, превратили двор в оазис.
    От работы так устали, что "зелёными" все стали!

    Пёсик Тило: Вот спасибо вам, ребята! Я понял, что означает это изображение!

    Не оставляйте после себя мусор!

    Кошка Тилетта: Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой! Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет.

    Замок открывается. Двери распахиваются.

    На экране демонстрируется видеоролик с песней «Не дразните собак»

    Песня «Не дразните собак». Исполняют ученики 2 АБ классов.

    Пёсик Тило: Синей Птице очень бы понравилась эта песенка! Перед нами остались две заветные двери… Может нам здесь повезёт?

    Шестые двери

    Появляется картинка с дверями и замком на них. Замок в виде экологического знака.

    «Серебряное копытце» Павел Бажов. Читает Маруся Шилоносова 4А класс.

    Козлов в ту зиму много было. Это простых-то. Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, козлиного мяса насолили — на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить, да как Даренку с кошкой в лесу оставить! ……

    Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит — по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, — это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.

    Выбежала Даренка поглядеть, а никого нет. Воротилась да и говорит:

    — Видно, задремала я. Мне и показалось.

    Муренка мурлычет:

    — Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

    Легла Даренка рядом с кошкой, да и уснула до утра.

    Другой день прошел. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Даренке, а не плачет. Гладит Муренку да приговаривает:

    — Не скучай, Муренушка! Завтра дедо непременно придет.

    Муренка свою песенку поет:

    — Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

    Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит.

    Даренка и думает:

    «Не козел ли тот вчерашний прибежал?»

    И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел — тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял — вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках. Даренка не знает, что ей делать, да и манит его как домашнего:

    — Ме-ка! Ме-ка!

    Козел на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.

    Пришла Даренушка в балаган, рассказывает Муренке:

    — Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.

    Муренка, знай, свою песенку поет:

    — Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

    Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.

    Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.

    Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.

    Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие.

    К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит — и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.

    Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:

    — Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим.

    Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.

    Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, — и будет.

    А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?

    Седьмые двери

    Появляется картинка с дверями и замком на них. Замок в виде экологического знака.

    Пёсик Тило: Смотри, смотри, Тилетта! Я вижу гнездышко с птенцами…

    Кошка Тилетта: Мурр… Мне это нравится… (облизываясь)

    Пёсик Тило: Стой! Не разоряй птичьи гнёзда! Ребята, если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.

    «Ласточки» Аполлон Майков. Читает Гриша Купреев 3Б класс.

    Мой сад с каждым днем увядает; помят он, поломан и пуст,
    Хоть пышно еще доцветает настурций в нем огненный куст…
    Мне грустно! Меня раздражает и солнца осеннего блеск,
    И лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск.
    Взгляну ль по привычке под крышу пустое гнездо над окном:
    В нем ласточек речи не слышу, солома обветрилась в нем…
    А помню я, как хлопотали две ласточки, строя его!
    Как прутики глиной скрепляли и пуху таскали в него!
    Как весел был труд их, как ловок! Как любо им было, когда
    Пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда!
    И целый-то день говоруньи, как дети, вели разговор…
    Потом полетели, летуньи! Я мало их видел с тех пор!
    И вот — их гнездо одиноко! Они уж в иной стороне —
    Далёко, далёко, далёко… О, если бы крылья и мне!

    «Не стреляй в перелётную птицу!» Владимир Сапронов. Читает Полина Лалакина 4А класс.

    Не стреляй в перелётную птицу! Не взводи равнодушный курок!
    Без того нелегко ей летится на чужбину в назначенный срок.
    Без того тяжело и тоскливо, прорезая курлыканьем даль,
    На продрогшие голые нивы журавлиная льётся печаль.
    Это – плач по гнездовью родному, расставания тягостный звук.
    Неужели тебе не знакома безысходная горечь разлук?
    Неужели на трудных дорогах отшумевших и нынешних дней
    Не терял ты сражённых до срока, не дошедших до цели друзей?
    Вот и птицы, как люди, рыдают с той же болью горячей в груди.
    Скольких, скольких они растеряют на неласковом долгом пути!
    Скольких скосит безжалостный выстрел! Сколько их от предательских ран
    Прочеркнут замирающим свистом камышовую хлипкую рань…
    Не стреляй в перелётную птицу!

    Песня-танец «Птицы мои, птицы»

    Замок открывается. Двери распахиваются.

    На экране демонстрируется видеоролик из кинофильма «Синяя Птица»

    Пёсик Тило:

    Ура! Друзья, вот наша птица,
    Ее на волю отпускаем,
    Нельзя мечте в тюрьме томиться!
    Пусть в небесах она летает!

    Кошка Тилетта:

    Лети, свободна будь, прощай!
    И нас почаще навещай!

    Пёсик Тило:

    Спешим мы счастьем поделиться -
    Спасеньем нашей Синей Птицы!

    Кошка Тилетта:

    И вновь придёт к нам благодать,
    Мы будем петь и танцевать!

    На сцену поднимаются ученики 3–4 классов. Восемь солистов берут микрофоны. Танцоры берут веера – вейлы. Остальные ученики 3–4 классов для исполнения песни встают в проходе перед первым рядом.

    Финальная песня-танец «Странник»