Тип урока: обобщение знаний о русских народных песнях.
Цели:
Познавательные:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- ознакомить учащихся с жанрами русских народных песен;
- расширять кругозор учащихся через знакомство с художественными особенностями русских народных песен;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке,
- формировать способность ценить ее красоту,
- вызывать музыкально-эстетический отклик на произведения народного жанра,
- умение работать в творческой группе
- добросовестное отношение к своему творческому заданию
Развивающие:
- развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи
- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус
- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения
- формировать коммуникативные навыки
- развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.
Методический паспорт:
- по содержанию – межпредметный (литературное чтение, музыка, танцы)
- по уровню усвоения учебного материала – итоговый
- по форме организации – групповой (4 творческие группы)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности | (слайд 1) Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Этот урок проходит в актовом зале и на нем присутствуют 2 учителя. Какой урок будет? (музыка и чтение) |
Под музыкальную запись (танец в русских народных костюмах)дети заходят в зал и садятся группами. Настолько песня хороша, |
2. Формулировка темы урока | - Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно. - Наш урок мы посвящаем народным песням. - У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм и, конечно же, свои песни. |
Ученики читают напечатанный текст на листах (про себя, потом по цепочке и задают вопросы по содержанию) |
Гипотеза | Русские народные песни создавали народные певцы - сказители, имена которых нам неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Под звуки песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси, и как грибы ,вырастают города. Под песни пеленается, женится и хоронится русский человек. Первые записи относятся к 17 веку. |
|
3. Проблемное изложение материала | Придумайте вопросы к прочитанному и задайте другой команде. Кто из Вас знает и поёт русские народные песни. |
Кто создавал народные песни. Как передавались эти песни. Что происходило под звуки песни. Когда появились первые записи русских народных песен. |
На нашем уроке мы поговорим о разнообразии русских народных песен, попытаемся понять и почувствовать их красоту. |
Ученики читают напечатанный текст на листах вполголоса жужжащим чтением и угадывают жанр песни. |
|
Колыбельные песни | Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? (слайд) Эти песни есть у каждого народа. Их в древности создавали матери, качающие в люльках-колыбельках, подвешенных с потолку, своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения. Колыбельная песня, исполняется с нежностью и лаской. В песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их уберечь и защитить ребёнка. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Взрослые – не исключение. Они тоже нуждаются в нежности и ласке. Их тоже необходимо оберегать. |
Сейчас ученики нашего класса исполнит колыбельную песню для своей мамы. Исполнение колыбельной песни. |
- Для кого поют колыбельные песни? |
Учащиеся выдвигают свои предположения (причины долговечности русских народных песен). | |
- Какой праздник будет послезавтра | День матери Тихо, нежно, ласково ученики исполняют колыбельную песню для своей мамы. Баю-баю-баиньки, Баю-баюшки-баю, Баю-баю-баиньки, Баю-баюшки-баю, |
|
Учащиеся достают синий конверт, читают «про себя» | - Колыбельная песня несет в себе тепло и свет, является “оберегом”, защитой для малышей. - Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром. |
Учащиеся работают с карточкой. |
Включение в систему знаний
Хороводные песни |
- С какими событиями в старину были связаны хороводные песни |
В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, возвышенности рощи, чтобы вся деревня могла любоваться этим праздничным действом. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. Поется песня «Как на тоненький ледок» |
3) Плясовые песня | Составьте текст из 2-3 предложений, используя слова отдых, танец, веселая, звучит, праздник, вечеринка, празднуют, пляска. | Учащиеся ищут ответ на вопрос в словаре и в Интернете. Это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек. |
Солдатская песня | - Почему песни получили такое название? Эти песни пели, провожая солдат в армию. Песни вдохновляли солдат на подвиги, приближая победу. |
|
- А кто знает, что такое частушка?
- Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему. |
Ученики исполняют частушки. Я читаю очень быстро, Я танцую и пою, Ох, девчонки, не волнуйтесь Ах, как мне не погордиться Захотелось плясать. Доказывают свою гипотезу. |
|
- Что вы почувствовали? - А кто знает, что такое частушка? (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.) |
Учащиеся работают с карточкой. (От слова «кликать», значит звать.) |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание. Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителям, сочинить частушку ее задание. |
- Какие чувства вспыхнули в вашей душе? |
Что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями… |