Интегрированный урок чтения и музыки на тему «Русские народные песни»

Разделы: Литература, Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: жанры русской народной песни, русские народные песни


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: обобщение знаний о русских народных песнях.

Цели:

Познавательные:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • ознакомить учащихся с жанрами русских народных песен;
  • расширять кругозор учащихся через знакомство с художественными особенностями русских народных песен;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке,
  • формировать способность ценить ее красоту,
  • вызывать музыкально-эстетический отклик на произведения народного жанра,
  • умение работать в творческой группе
  • добросовестное отношение к своему творческому заданию

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи
  • развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус
  • развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения
  • формировать коммуникативные навыки
  • развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.

Методический паспорт:

  • по содержанию – межпредметный (литературное чтение, музыка, танцы)
  • по уровню усвоения учебного материала – итоговый
  • по форме организации – групповой (4 творческие группы)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)
Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Этот урок проходит в актовом зале и на нем присутствуют 2 учителя. Какой урок будет?
(музыка и чтение)

Под музыкальную запись (танец в русских народных костюмах)дети заходят в зал и садятся группами.
Подготовленный ученик читает стихотворение

Настолько песня хороша,
прозрачно родниковая,
Что хочет хмурая душа,
Чтоб песнь взлетела снова.
Настолько песня хороша,
Добра, смела, сурова,
Что хочет эту песнь душа
Запомнить слово в слово.

2. Формулировка темы урока

- Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно.

- Наш урок мы посвящаем народным песням.

- У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм и, конечно же, свои песни.

Ученики читают напечатанный текст
на листах (про себя, потом по цепочке и задают вопросы по содержанию)
Гипотеза   Русские народные песни создавали народные певцы - сказители, имена которых нам неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.
Под звуки песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси, и как грибы ,вырастают города. Под песни пеленается, женится и хоронится русский человек.
Первые записи относятся к 17 веку.
3. Проблемное изложение материала

Придумайте вопросы к прочитанному и задайте другой команде.

Кто из Вас знает и поёт русские народные песни.

Кто создавал народные песни.
Как передавались эти песни.
Что происходило под звуки песни.
Когда появились первые записи русских народных песен.

На нашем уроке мы поговорим о разнообразии русских народных песен, попытаемся понять и почувствовать их красоту.

Ученики читают напечатанный текст
на листах вполголоса жужжащим чтением
и угадывают жанр песни.
Колыбельные песни

Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? (слайд)

Эти песни есть у каждого народа. Их в древности создавали матери, качающие в люльках-колыбельках, подвешенных с потолку, своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения. Колыбельная песня, исполняется с нежностью и лаской. В песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их уберечь и защитить ребёнка. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Взрослые – не исключение. Они тоже нуждаются в нежности и ласке. Их тоже необходимо оберегать.

Сейчас ученики нашего класса исполнит колыбельную песню для своей мамы.

Исполнение колыбельной песни.

 

- Для кого поют колыбельные песни?
- С какой целью сочинялись колыбельные песни?
– Как исполняются колыбельные песни?
- От каких слов произошло слово “колыбельная”?
- Кто мог быть создателем колыбельных песен?

Учащиеся выдвигают свои предположения (причины долговечности русских народных песен).
  - Какой праздник будет послезавтра

День матери

Тихо, нежно, ласково ученики исполняют колыбельную песню для своей мамы.

Баю-баю-баиньки,
Спят в капусте заиньки,
Спят в ромашке светлячки,
В паутинке - паучки.

Баю-баюшки-баю,
Маме песенку пою.
Маме песенку пою,
Баю-баюшки-баю.

Баю-баю-баиньки,
Спят в морковке заиньки,
Рыбы спят на дне морей,
Засыпай и ты скорей.

Баю-баюшки-баю,
Маме песенку пою.
Маме песенку пою,
Баю-баюшки-баю.

Учащиеся достают синий конверт, читают «про себя»

- Колыбельная песня несет в себе тепло и свет, является “оберегом”, защитой для малышей.
Что испытывала мама и ребёнок?
- Какие чувства вспыхнули в вашей душе?
- Что захотелось сделать?

- Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.

Учащиеся работают с карточкой.

Включение в систему знаний

 

Хороводные песни

- С какими событиями в старину были связаны хороводные песни
- Кто принимал участие в хороводе?
- Где водился хоровод?
- Как готовились к хороводам?
- Какая геометрическая фигура присутствует в хороводе?

В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, возвышенности рощи, чтобы вся деревня могла любоваться этим праздничным действом. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.
Поется песня «Как на тоненький ледок»
3) Плясовые песня Составьте текст из 2-3 предложений, используя слова отдых, танец, веселая, звучит, праздник, вечеринка, празднуют, пляска. Учащиеся ищут ответ на вопрос в словаре и в Интернете.
Это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.
Солдатская песня - Почему песни получили такое название?
Эти песни пели, провожая солдат в армию. Песни вдохновляли солдат на подвиги, приближая победу.
 
 

- А кто знает, что такое частушка?

 

- Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Ученики исполняют частушки.

Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.

Захотелось плясать. Доказывают свою гипотезу.

  - Что вы почувствовали?
- А кто знает, что такое частушка?
(От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Учащиеся работают с карточкой.

(От слова «кликать», значит звать.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание. Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителям, сочинить частушку ее задание.

- Какие чувства вспыхнули в вашей душе?
Слайд 15
- Что же вы узнали?
Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителям, сочинить частушку

Что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями…
У каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая, нежная, добрая.