А.Т.Твардовский: человек, поэт, гражданин. Мастерская построения первичных знаний о писателе в 8-м классе

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: А.Т.Твардовский


Цели мастерской:

  • сформировать первичное представление о творчестве А.Т.Твардовского, показать неординарность личности писателя, его мировоззренческую позицию и манеру художественного письма;
  • развивать навыки исследовательской работы с историческими документами, отрывками из критических статей, с текстами художественных произведений;
  • воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную жизненную позицию.

Оборудование: портреты А.Т.Твардовского различных лет, отрывки из критических статей, воспоминаний, тексты стихотворений.

Ход мастерской

I. Индуктор

Рассмотрите предложенные вам фотографии А.Т.Твардовского. (На фоне «Адажио» Альбинони проходит галерея портретов Твардовского разных лет).

О чем вам говорят фотографии, если иметь в виду личность писателя? Запишите свои мысли, чувства, переживания.

II. Социализация записей

Учащиеся отмечают:

Добрые глаза, внутреннее благородство, добродушная лукавинка в глазах, сердечный, немного детский взгляд.

Взгляд прямой и открытый, полный чувства собственного достоинства.

Задумчивое серьезное лицо, красивое, настоящей славянской красотой, благородное.

Твардовский - человек

III.

Прочитайте представленные тексты стихотворений, ответьте на вопрос: «Что вы думаете о человеке, который писал эти строки? »

А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? - Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

А где мое слово, что было бы подлинным,
Тем самым, которое временем спросится?

Пускай оно будет не самое громкое,
Но только бы правдой бестрепетной емкое.

Пускай не из стали оно, не навечное,
Но только бы слово от сердца, сердечное.

Простое, земное - пускай не надзвездное,
Веселое к месту и к месту серьезное.

***

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

IV. Напишите, каким вы представляете человека, сочинившего эти строки

V. Социализация

- Я думаю, что поэт, написавший эти строки, никогда ни перед чем не останавливался, говорил только правду и одну лишь правду. Это очень ранимый человек. Как ему тяжело жить на душе с мыслью, что на войне погибло множество людей!
Таня С.

- Поэт, написавший эти строки, представляется мне очень тонко чувствующим человеком. Смерть или гибель другого переживается им как своя собственная. Я думаю, этот человек никогда никого не обидит и не упрекнет даже в горячности.
Вера О.

VI.

Человека, его жизненные правила формирует семья. Детство - наиболее важный период в жизни любого человека. «Золотой запас впечатлений детства дается художнику на всю жизнь, - писал А.Т.Твардовский. - Он может многообразно приумножить его накоплением позднейших наблюдений, изучением жизни в натуре и по книгам, но заменить эту основу основ поэтического постижения мира невозможно ничем».

Что же и кто повлиял на этот «золотой запас детства и юности», как относился А.Т.Твардовский к своим близким, каким он был человеком, вам предстоит узнать, прочитав представленные вам материалы. Выпишите ключевые слова и фразы.

Рабочие материалы для учащихся.

***

Мать А.Т.Твардовского была из обедневшей дворянской семьи помещика Плескачевского. «Детей у Митрофана Плескачевского было семь душ, и все девки. Все девки давно обмужичившегося помещика работали в поле как крестьянки. Мать моя умела и пахать, и сеять, и лен брать, и приготовить этот лен, и отбелить его, так что у нас всегда свои холсты были.

…Читать она могла и писала, но с трудом. И , конечно, не была такой начитанной, как Трифон Гордеевич.

…Мать мою до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца», - вспоминал А.Т. Твардовский.

***

Трифон Гордеич, отец А.Т.Твардовского, был крестьянином и кузнецом, со сложной, трудной и во многом типичной и необычной судьбой. Он был грамотен, сумел подобрать домашнюю библиотеку. Целые зимние вечера зачастую отдавались чтению какой-нибудь книги. Главной книгой домашнего чтения были произведения Н.А.Некрасова. В библиотеку входили сочинения и других классиков - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого и даже стихи Фета и Тютчева. Трифон Гордеич знал наизусть много стихов. Хороший кузнец, отец поэта, мечтал о зажиточной и культурной жизни. Несмотря на постоянный тяжелый труд, жилось «скудно и трудно».
А.Македонов

***

19 марта 1931 года семья навсегда оставила Загорье. В дом пришел председатель сельсовета с понятыми - выселять. Немудрой багаж, состоящий из ящиков, торб, узлов и мешочков был погружен на сани, куда сели малыши, закутанные бог весть во что. Сборный пункт в Ельне. Товарные вагоны. Таежные бараки, общие нары. Лесоповал, лесосплав. Голод, холод, тиф, которым переболела почти вся семья. Таковы реалии быта семьи А.Т.Твардовского в начале 30-х годов.
В.С.Баевский

***

Узнав о беде А.Т.Твардовский добился приема у секретаря Западного обкома ВКП(б) И.П. Румянцева. Однако смягчить судьбу близких ему не удалось. Вскоре и Румянцева самого постигла страшная участь: он был арестован как враг народа и погиб. С этого времени Твардовский стал особенно удобной мишенью для своих врагов. Для поэта незаживающей травмой была невозможность помочь близким, клеймо «сына кулака, административно-высланного из пределов Западной области», и тот факт, что даже по бесчеловечным правилам, установленным самими властями, семья отца и он сам подверглись гонениям незаконно. На хуторе Загорье трудились только члены семьи Твардовских, и никогда не использовался труд наемных рабочих, а поэтому они не могли считаться кулаками.

***

В 1936 году А.Т.Твардовский вывез свою семью из селения Русский Турек на родную Смоленщину. Вот как вспоминала об этом мать поэта Мария Митрофановна Твардовская:

- Нет, вряд ли себе можешь представить, что я чувствовала. Сидела я и пела песню «Перевозчик-водогребщик, перевези меня». Кажется, одно такое мгновение в жизни стоит того, чтобы жить и быть матерью. Батька в кузнице был с Павлом , рядом, вот-вот должны были подойти обедать, и, знаешь, такая грусть напала на меня, что отвести ее только можно было слезой… И только бы сказать: «Где ж ты задержался, перевозчик, ты мой», - а в дверь: тук-тук-тук! И не знаю, сказала «Да!» или нет, обернулась - входит Шура. «Боже мой!» - вырвалось, думала: привиделось мне, а он, мой родной, бойко так - ко мне: «Мама! Родная! Нашел же я тебя!» - обнимет, целует и опять: «Мама, милая, здравствуй!»

- Ну, где ж тут удержишься? Рада, а сердце почему-то никак не утихнет, и говорю ему, что, значит, мысли мои, мол, долетели до него».
И.Т.Твардовский «Родина и чужбина»

***

За три года не припомню случая, чтобы он невежливо разговаривал с подчиненными, с теми, кто был ниже его по званию. Но вот в разговорах с начальством, когда имели место несправедливость, бестактность, он своего недовольства не скрывал.
Е.Воробьев

***

Мы познакомились с ним почти сразу после войны. Обоим было тогда лет по тридцать пять. Но он уже ходил в знаменитых писателях, «Теркина» все знали наизусть, а я пришел к нему в кирзовых сапогах с заплатанными локтями и робко сел на краешек стула в кабинете. Некоторое время он доброжелательно разглядывал меня, а это всегда смущает, потом огорошил вопросом: «Это что же вы, безопасной бритвой так ловко усы подбриваете или опасной?» Я растерялся, но вынужден был признаться, что да, безопасной. Он часто потом возвращался к злосчастным усам: «И вот так вот, каждое утро, перед зеркалом, железной рукой? И вот здесь, посередке, тоже? Ну-ну, очень неплохо к себе надо относиться, чтоб этим заниматься». И пожал плечами… Весь вечер он был добр ко мне и очень внимателен.
Н.В.Некрасов

Да, Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал это всегда по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось отдать ему тут же свою шпагу. Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою.
В.П.Некрасов

VII. Напишите развернутый ответ на тему «Каким человеком был А.Т.Твардовский?»

VIII. Социализация работ

Мне кажется, что Твардовский был особенно близок с матерью. Он любил ее всею душой. В становлении поэта немаловажную роль сыграл и отец, который с малых лет привил любовь к чтению и книге. Для тогдашнего крестьянства было редкостью уметь читать и писать.

Незаживающей травмой для Твардовского было клеймо сына «врага народа», своего отца он таковым не считал, и поэтому, как только мог, боролся за возвращение своих близких из ссылки.
Вера О.

***

Твардовский был очень вежливым и тактичным человеком. Он не мог оскорбить и унизить другого. Всегда отстаивал свою правоту во что бы то ни стало, старался не уступать и не отступать. Если был не прав, то вел себя по-рыцарски, признавая свое ошибочное мнение в чем-либо. Он старался всегда оставаться самим собой. Я думаю, тактичность и терпимость он унаследовал от матери, а упорство в достижении цели, стремление к знаниям - от отца.
Таня С.

Твардовский - поэт

IХ. В одном из стихотворений А.Т.Твардовский писал:

Чтоб жил и был всегда с народом,
Чтоб ведал все, что станет с ним.

Каждой группе предлагаются стихотворения А.Т.Твардовского разных лет. Прочитайте их. Выберите и выпишите из них 2-3 строки или несколько ключевых слов.

1. Стихотворения о природе: «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни», «За распахнутым окном», «Урожай».

2. Стихотворения о родине: «За тысячу верст», «На хуторе Загорье», «Здравствуй, здравствуй, родная сторона», «Братья», «Мать-земля моя родная» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»)

3. Стихотворения о войне, о ее жестокой памяти. «Война - жесточе нету слова», «Я знаю никакой моей вины», «Лежат они глухие и немые», «Есть имена и есть такие даты».

4. Стихотворения, посвященные матери: «Песня», «И первой шум листвы неполной», «Не стареет твоя красота», «Прощаемся мы с матерями», «Ты откуда эту песню».

5. Стихотворения, проникнутые темой ответственности художника.

«Слово о словах», «Что нужно, чтобы жить с умом», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дорога дорог».

Прочитайте выписанное вами соседу. Начните писать отзыв о Твардовском-поэте, используя свои записи.

Х. Социализация работ

Наверно, весна - любимое время года А.Т.Твардовского. В его стихотворениях весна - символ отчего дома, детства. Это и пора обновления, и прилива жизненной энергии. Если весна - детство, то лето, может быть, - середина жизненного пути? Сколько еще предстоит прожить и увидеть, дано ли это знать человеку? В стихотворении «На дне моей жизни» - несколько штрихов ясного осеннего вечера, который ассоциируется у писателя с итогом жизни.
Читая стихи о природе, мы словно вдыхаем запах леса и сена, запах воды и земли.
Линда К.

***

Те, кто остался в живых в этой страшной войне, по мнению А.Т.Твардовского, в вечном долгу перед павшими. Память становится прежде всего ощущением неоплатного долга перед погибшими. Три раза повторяющиеся слова «но все же». В них - незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат. Твардовскому чуждо забвение павших.
Таня К.

Самое дорогое для поэта - мать. Стихотворения, посвященные матери, проникнуты удивительной теплотой, сердечностью, душевностью. Поэт воспринимает себя духовно близким матери, унаследовавшим ее эмоциональность, особый такт и дар понимания людей.
Вера О.

Твардовский остро переживает разлуку с родной стороной, с близкими ему людьми, постоянно ждет весточки из отчего дома и, не дождавшись, грустит. Поэт считает счастьем для себя поработать на уборке, скашивая «златогривые овсы», ему дороги крестьянские семейные традиции: варить варенье, пасти скот в ночном, собираться всей деревней для какого-либо важного дела.

Поэт любит свою землю, отчий дом. Ему больно при мысли о том, как настрадались его земляки во время оккупации.
Вася К.

***

Твардовский считает, что поэт должен очень бережно относиться к слову. «Да, есть слова, что жгут, как пламя», - пишет он. Он никогда и ни за что не хочет отступать от правды жизни «как бы ни была она горька». Правда - самое важное для поэта. Где ложь, где нет правды, там бесчеловечность. Он считает, что поэту нужно «сурово спрашивать с себя» и говорить обо всем на свете только «так, как я хочу».
Миша С.

XI.

Сравните свои впечатления от лирики Твардовского с высказываниями критиков о творчестве поэта. Отметьте знаком «+», если вы согласны с их мнениями, знаком «-», если не согласны. Выпишите ключевые слова.

Для Твардовского особенно характерно стремление как можно более полно раскрыть современность, ее текущий ход, ее «огневой вал», ее «дни и дали». В этом смысле он всегда был одним из самых злободневных поэтов, отражающих живую жизнь во всей ее конкретности.
А.Македонов

Дар, данный ему от Бога, был таков, что его вечно и неудержимо манила многокрасочная жизнь, а не «черная долина смерти». И потому он постоянно спорил со смертью, опровергал смерть. Его жизнелюбивый, жизнерадостный, преодолевающий любое препятствие и всякое внутреннее, душевное уныние дар пришелся, казалось, к месту властям 30-х годов, которые всячески маскировали свою политику террора в деревнях и городах, оставив мастерам культуры «право» воспевать «новый праздник жизни», начисто «забыв о звездах смерти», стоявших над ними.
Г.А.Митин

Правда о войне - одно из великих художественных открытий Твардовского. Великих еще потому, что оно состоялось в огне войны, когда трагическая действительность сужала угол художественного зрения поэта… художественное познание человека на войне - сложнейшая задача искусства во все времена. Твардовскому во многом удалось решить ее, показав народ на войне и опоэтизировав его нравственное величие. Поэт нашел точнейшую гуманистическую формулу Великой Отечественной войны:

Страшный бой идет кровавый,
Страшный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

А.Н.Новиков

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин лирична. И вместе с тем она широка, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат.
В. Лакшин

Два начала, два потока составляют русло русской истории на протяжении целых столетий. Это, с одной стороны, народ, почвенная стихия, а с другой стороны - интеллигенция, если даже хотите, духовная элита нации. И в 19 и 20 веках эти два начало то и дело сливались друг с другом. И тогда возникали такие великаны, как Толстой, Горький. Но, пожалуй, только в личности Твардовского они слились с такой силой и полнотой. Ибо Твардовский - это и крестьянин в полном смысле слова, и в то же время интеллигент в самом высшем значении.
Ф.Абрамов

Начальство намекает, что всякому терпению есть пределы… Либо бросить и взяться делать все что придется, либо тянуть без остановки, ибо успех вещи только разгорается - письма идут все лучше и трогательнее. Без ложного чувства скажу: может быть, это единственная вещь, которая так пришлась по сердцу воюющим людям... Днями я получил новую порцию огорчений в связи с «указаниями» по моей книге. Трудно писать, то и дело озираясь на строчки, которые «могут быть поняты не так». Я уже боюсь, что начал следить за собой…
Из воспоминаний А.Т.Твардовского

Он истинно трагический герой нашей литературы. Трагедия не там, где враг убивает врага, а там, где свой убивает своего. Где Твардовского убивает та идеология, которой он служил и от лица которой он выступал. Твардовский боролся за социализм с человеческим лицом, а социализм обернулся к Твардовскому звериной мордой. Он получал Ленинские и Государственные премии, а цензура запрещала его поэмы, лирику, его журнал… 1960-е годы начались смертью лауреата Нобелевской премии Пастернака. А окончилось десятилетие необъявленным делом «Нового мира», которое привело к гибели Твардовского, который, как и Пастернак, умер от инсульта и рака, затравленный партийными функционерами и их прихвостнями в литературе.
В.С.Баевский

Поэзия еще не рождала такой фигуры, как Теркин. Образ по значимости, по популярности можно сравнить с образом Иванушки-дурачка. А может, и вообще ни с кем, потому что такой России в живых народных лицах, интонациях в русской поэзии еще не было. Вот где эпос-то с лирикой…

Особенно хочется выделить в художественном методе А.Т.Твардовского естественность и вместе с тем смелость редкого художественного сплава - стиха, идущего от русских народных сказок, с богатейшей его ритмико-интонационной обработкой, развивающей едва ли самое ценное из стиховой культуры XX века.
Ф.Абрамов

Есть ли у Твардовского недостатки?
На этот вопрос можно не без основания ответить словами Чернышевского из письма к Некрасову:
«Есть ли у Вас слабые стихотворения? Ну, разумеется, есть. Почему бы и не указать их, если бы пришлось говорить о вас печатно? Но собственно для Вас это не может иметь интереса, потому что они у Вас не более как случайности - иногда напишется лучше, иногда хуже…»
С.Я. Маршак

Сам он - человек, пришедший к большой культуре не с пустыми руками, а с богатым запасом житейского практического опыта и с тем наследием исконной народной культуры, которая появлялась у крестьянства в быту, и в разного рода художествах, и в словесном и песенном творчестве.
С.Я.Маршак

Что мог написать крестьянский парень о главе государства - Сталине? То, что знал? Так бы, да не так. Знал-то он больше, чем мог написать. Но что мог, то написал. Что позволяло время, то и говорил. Не всю правду: о радости - писал, о боли - молчал. Но ведь и понимал не до конца - и боль, и радость. «У времени в плену», - как сказал другой поэт, вдвое старше и взрослей. Да, в плену у времени, как все, и у своего возраста, у своего положения.
Г.А.Митин

В ряду других поэтов ХХ века Твардовский является в наибольшей мере «поэтом действительности» (как понимал этот термин Белинский применительно к поэзии Пушкина). В условиях современной ему действительности мир Твардовского был миром естественных норм жизни, предельного соответствия каждого человека своему предназначению… Сложные судьбы этого мира определяли непростой путь творчества, который не был непрерывно восходящей линией, - в нем были и фазы крутого подъема, и фазы более медленного продвижения, иногда и заминок.
А.Македонов

XII. Социализация

Учащиеся выписывают:

- злободневный поэт; жизнеутверждающий дар; ранимая душа; правда о войне; и крестьянин и интеллигент; трагический герой нашей литературы; народный поэт; человек и поэт исконно народной русской культуры; поэт, прославляющий государственную политику; поэт действительности.

См. продолжение статьи