Литература
-
Социальная коллизия повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" 2009
Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой подготовкой. Учащимся предлагается осветить следующие темы: историческая справка о времени написания повести, рассказ о популярных карточных играх 19 века. Обязательной является и словарная работа, подобрается цитатный материал для характеристики Германа и Лизы. В процессе урока заполняются обобщающие таблицы, что учит компактному расположению материала и умению сопоставлять. Формулируется вывод о том, что в повести звучит новая для русской литературы тема большого города с его социальными различиями.
-
Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ "Ветер, ветерок, ветрище" 2009
Урок проведён с целью формирования целостного представления о ветре не только как о явлении природы, но и как о лексической единице и художественном образе.
-
Общечеловеческая ценность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Проблема жанра и метода 2009
Итоговый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: показать общечеловеческую ценность данного произведения и его тесную взаимосвязь с мировой литературой: трагедией Софокла «Царь Эдип», комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», драмой В.Шекспира «Гамлет». На уроке идёт разговор об особенностях жанра: почему «Горе от ума» не трагедия, а комедия?
-
Урок литературы в 6-м классе "Что такое любовь к жизни?" (по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни") 2009
На данном уроке рассматривается биография Джека Лондона, анализируется рассказ «Любовь к жизни».
-
Урок творческого письма в 8-м классе по теме "Знакомый незнакомец" 2009
2009 - памятный год в биографии А.С. Пушкина и одновременно русского православного философа Ивана Александровича Ильина. Мы попытались объединить в уроке творческого письма две величайшие личности русской истории.
-
Новые методы в обучении якутской литературе. Тема: "Джоконда, Нострадамус и Робин Гуд" 2009
Как проводить уроки якутской литературы, отвечающие новым образовательным стандартам? Надо совмещать этот и без того интересный предмет с другими предметами, с другими видами искусства, использовать новые технологии, методы, к этому добавить собственные авторские разработки.
-
Разработка занятия спецкурса "…В похвалу Сергею Радонежскому". Икона Андрея Рублева "Троица" 2009
Цель занятия: духовно-нравственное воспитание на ценностных основах отечественной православной культуры. Материал может быть использован на уроках литературы в 8-м классе при изучении темы "Древнерусская литература" или на уроках МХК.
-
Тесты к учебнику А.Г. Кутузовой "В мире литературы" 2009
Статья представляет собой набор тестов по литературе для учащихся 5-х классов.
-
Урок литературы по теме "Марина Цветаева «Не самозванка – я пришла домой…" Анализ одного стихотворения" (11-й класс) 2009
Стихотворение анализируется сразу после изучения истории жизни поэта, поскольку помогает осознать особенности ее мировосприятия и лучше понять все творчество. По типу – это урок-исследование с предварительной подготовкой. Предполагает диалог между учителем и учениками и взаимные открытия. На уроке был применен нестандартный подход к анализу формы стихотворения (исследование интонации, ритмики, звучания, поскольку в поэзии Цветаевой они занимают важное место). Использование ИКТ и музыкальных иллюстраций на уроке.
-
Литература (уроки по литературному краеведению) 2009
Наиболее плодотворно на уроках русского языка и литературы, проходит изучение предмета на материале краеведения. Литературное краеведение с использованием элементов проблемно-модульной технологии обучения способствует решению многих воспитательных, развивающих и познавательных задач: воспитанию гражданственности, патриотизма, национального самосознания подрастающего поколения. На уроках использую учебно-методический комплекс ВОКРУГ ТЕБЯ МИР, разработанный в рамках специальной образовательной программы при участии Министерства общего и профессионального образования РФ, Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста. Уроки могут быть интегрированными, носят пропедевтический характер, имеют высокий эмоциональный накал.
-
Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии 2009
В основе проведения данного занятия – поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся приблизиться к самостоятельному решению проблемы подростковой агрессии, поднятой в произведениях русской литературы, а также выработка навыков преодоления агрессивного поведения, развитие толерантности и эмпатии посредством предложенных учащимся психологических тренингов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Басня – подруга жизни" 2009
Цели урока: развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования; обобщить знания по теме "Басня", вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "По страницам Серебряного века русской культуры" (11-й класс) 2009
В уроке объединены блоки знаний по истории и литературе к. XIX - н. ХХ века. Интеграция предметов приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картинки мира. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук, явлений.
-
Урок литературы "Люблю отчизну я…" (10-й класс) 2009
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5–6 человек. Задача урока: посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я.
-
Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс) 2009
На примере урока литературы показывается практическое применение методов, направленных на формирование готовности к самоопределению для данной возрастной группы, на личностное развитие учащихся. Методические приемы, используемые на уроке, – анализ текста с элементами беседы, инсценирование и художественное чтение, выступления заранее подготовленных учащихся. Используется также работа в группах и парах.
-
Урок-исследование творческого метода писателя. Особенности изображения пейзажа в романе С.Крутилина 2009
Цели урока: знакомство с творческой судьбой писателя-земляка Сергея Крутилина, историей создания его романа "Липяги"; анализ отрывка-легенды о Денежном из главы "Назаркин клад"; исследование стиля Крутилина; формирование самостоятельной активной жизненной позиции; воспитание любви к родному краю и его знаменитым землякам, самостоятельности и ответственности. Занятие является уроком внеклассного чтения в 10-х или 11-х классах, а также может служить примером урока развития речи в старших классах.
-
Образ кедра в алтайской литературе 2009
Урок внеклассного чтения посвящен сбору материала об образе кедра в алтайской литературе.
-
Технология медленного чтения (чтения с остановками) на примере изучения сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева" для 5-6-х классов 2009
Разработка может быть использована для обучения работы с текстом на уроках литературы или внеклассного чтения при изучении сказок Андерсена.
-
Урок литературы в 5-м классе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина 2009
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи. Стихи из учебника 5 кл. В.Я. Коровиной (А.Н. Плещеев «Весна», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Весенние воды», А.Н. Майков «Ласточки»).
-
Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина") 2009
Конспект урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова–Щедрина". Урок разработан с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" и предполагает виды деятельности, направленные на формирование исследовательской позиции учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Маяковский и футуризм" 2009
Цель урока: является знакомство учащихся с творчеством раннего Маяковского, чтение и анализ стихотворений "Нате!","Скрипка и немножко нервно", "Ода революции", "Лиличка"; повторение признаков футуризма; для систематизации знаний используются мультимедийные ресурсы. Формируются такие компетенции, как умение выделять главное, формулировать выводы и предположения, доказывать их, полученные знания использовать в других видах искусства и культуры, работать в группе, брать на себя ответственность.
-
Новое осмысление военной темы в современной литературе (по произведению В.Л. Кондратьева "Сашка") 2009
Цель внеклассного мероприятия: дать возможность учащимся прикоснуться сердцем к нравственным истокам изображения войны, постараться примерить на себя и героизм, и трагизм тех дней, попытаться поставить себя на место Кондратьевского героя.
-
Статья "Формирование нравственной позиции и ценностных ориентаций школьников в процессе изучения предметов социального и гуманитарного циклов" 2009
В статье изложены мысли, отвечающие следующему высказыванию И.А. Бунина: "Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, а в другом - Чудь, Меря. Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона",- в зависимости от обстоятельств, и от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв".
-
Н.С. Лесков "В путь с левшой" (разработка урока) (6-й класс) 2009
Методическая разработка урока-путешествия по литературе формирует читательские интересы и творческие способности учащихся среднего звена при работе с произведением, развивает воображение, активизирует совместную деятельность учителя и учеников, заставляет учащихся постигать величие и красоту патриотизма.
-
Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный" 2009
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
-
"О слово русское, родное!". Материалы к урокам по поэзии Ф.И.Тютчева 2009
Данный анализ может использоваться на уроках литературы в старшем звене, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением литературы в гимназиях и лицеях.
-
Урок литературы в 11-м классе "Два портрета". (Стихотворение Н.Заболоцкого "Портрет" и портрет А.П. Струйской кисти Ф.Рокотова) 2009
Урок литературы в 11-м классе «Два портрета» знакомит учащихся с двумя шедеврами русской культуры (стихотворением Н.Заболоцкого «Портрет» и портретом А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова). Это позволяет увидеть за небольшим по объёму, но удивительно содержательным стихотворением настоящее творение искусства. На уроке формируются умения и навыки литературоведческого и лингвистического анализа текста.
-
Литературная композиция "У российских женщин особенное сердце" 2009
Сценарий литературной композиции, посвященной раскрытию многогранного образа женщины в литературе ХХ века. Создан на основе литературного материала (тексты В.Я.Брюсова, О. Мандельштама, Л.Татьяничевой, А.А. Ахматовой, С.Щипачева; Б.Васильева "А зори здесь тихие...", С. Алексеевич "Цинковые мальчики"). Может быть использован как на уроках литературы (фрагментально), так и во внеклассной работе. К данному сценарию приложены презентация и рекомендации по музыкальному оформлению.
-
Карнавализация как стилевая тенденция в литературе 20-х годов. Карнавализация в романе М.Булгакова "Собачье сердце" 2009
Статья, посвященная исследованию стилевого приема карнавализации в русской литературе на примере творчества М.Булгакова (повесть «Собачье сердце»). Изучается язык символических конкретно-чувственных форм: от больших и массовых действий, до отдельных карнавальных жестов.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов" 2009
Цели занятия: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал; пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века.