Литература
-
Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии 2009
В основе проведения данного занятия – поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся приблизиться к самостоятельному решению проблемы подростковой агрессии, поднятой в произведениях русской литературы, а также выработка навыков преодоления агрессивного поведения, развитие толерантности и эмпатии посредством предложенных учащимся психологических тренингов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Басня – подруга жизни" 2009
Цели урока: развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования; обобщить знания по теме "Басня", вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "По страницам Серебряного века русской культуры" (11-й класс) 2009
В уроке объединены блоки знаний по истории и литературе к. XIX - н. ХХ века. Интеграция предметов приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картинки мира. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук, явлений.
-
Урок литературы "Люблю отчизну я…" (10-й класс) 2009
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5–6 человек. Задача урока: посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я.
-
Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс) 2009
На примере урока литературы показывается практическое применение методов, направленных на формирование готовности к самоопределению для данной возрастной группы, на личностное развитие учащихся. Методические приемы, используемые на уроке, – анализ текста с элементами беседы, инсценирование и художественное чтение, выступления заранее подготовленных учащихся. Используется также работа в группах и парах.
-
Урок-исследование творческого метода писателя. Особенности изображения пейзажа в романе С.Крутилина 2009
Цели урока: знакомство с творческой судьбой писателя-земляка Сергея Крутилина, историей создания его романа "Липяги"; анализ отрывка-легенды о Денежном из главы "Назаркин клад"; исследование стиля Крутилина; формирование самостоятельной активной жизненной позиции; воспитание любви к родному краю и его знаменитым землякам, самостоятельности и ответственности. Занятие является уроком внеклассного чтения в 10-х или 11-х классах, а также может служить примером урока развития речи в старших классах.
-
Образ кедра в алтайской литературе 2009
Урок внеклассного чтения посвящен сбору материала об образе кедра в алтайской литературе.
-
Технология медленного чтения (чтения с остановками) на примере изучения сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева" для 5-6-х классов 2009
Разработка может быть использована для обучения работы с текстом на уроках литературы или внеклассного чтения при изучении сказок Андерсена.
-
Урок литературы в 5-м классе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина 2009
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи. Стихи из учебника 5 кл. В.Я. Коровиной (А.Н. Плещеев «Весна», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Весенние воды», А.Н. Майков «Ласточки»).
-
Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина") 2009
Конспект урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова–Щедрина". Урок разработан с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" и предполагает виды деятельности, направленные на формирование исследовательской позиции учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Маяковский и футуризм" 2009
Цель урока: является знакомство учащихся с творчеством раннего Маяковского, чтение и анализ стихотворений "Нате!","Скрипка и немножко нервно", "Ода революции", "Лиличка"; повторение признаков футуризма; для систематизации знаний используются мультимедийные ресурсы. Формируются такие компетенции, как умение выделять главное, формулировать выводы и предположения, доказывать их, полученные знания использовать в других видах искусства и культуры, работать в группе, брать на себя ответственность.
-
Новое осмысление военной темы в современной литературе (по произведению В.Л. Кондратьева "Сашка") 2009
Цель внеклассного мероприятия: дать возможность учащимся прикоснуться сердцем к нравственным истокам изображения войны, постараться примерить на себя и героизм, и трагизм тех дней, попытаться поставить себя на место Кондратьевского героя.
-
Статья "Формирование нравственной позиции и ценностных ориентаций школьников в процессе изучения предметов социального и гуманитарного циклов" 2009
В статье изложены мысли, отвечающие следующему высказыванию И.А. Бунина: "Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, а в другом - Чудь, Меря. Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона",- в зависимости от обстоятельств, и от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв".
-
Н.С. Лесков "В путь с левшой" (разработка урока) (6-й класс) 2009
Методическая разработка урока-путешествия по литературе формирует читательские интересы и творческие способности учащихся среднего звена при работе с произведением, развивает воображение, активизирует совместную деятельность учителя и учеников, заставляет учащихся постигать величие и красоту патриотизма.
-
Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный" 2009
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
-
"О слово русское, родное!". Материалы к урокам по поэзии Ф.И.Тютчева 2009
Данный анализ может использоваться на уроках литературы в старшем звене, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением литературы в гимназиях и лицеях.
-
Урок литературы в 11-м классе "Два портрета". (Стихотворение Н.Заболоцкого "Портрет" и портрет А.П. Струйской кисти Ф.Рокотова) 2009
Урок литературы в 11-м классе «Два портрета» знакомит учащихся с двумя шедеврами русской культуры (стихотворением Н.Заболоцкого «Портрет» и портретом А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова). Это позволяет увидеть за небольшим по объёму, но удивительно содержательным стихотворением настоящее творение искусства. На уроке формируются умения и навыки литературоведческого и лингвистического анализа текста.
-
Литературная композиция "У российских женщин особенное сердце" 2009
Сценарий литературной композиции, посвященной раскрытию многогранного образа женщины в литературе ХХ века. Создан на основе литературного материала (тексты В.Я.Брюсова, О. Мандельштама, Л.Татьяничевой, А.А. Ахматовой, С.Щипачева; Б.Васильева "А зори здесь тихие...", С. Алексеевич "Цинковые мальчики"). Может быть использован как на уроках литературы (фрагментально), так и во внеклассной работе. К данному сценарию приложены презентация и рекомендации по музыкальному оформлению.
-
Карнавализация как стилевая тенденция в литературе 20-х годов. Карнавализация в романе М.Булгакова "Собачье сердце" 2009
Статья, посвященная исследованию стилевого приема карнавализации в русской литературе на примере творчества М.Булгакова (повесть «Собачье сердце»). Изучается язык символических конкретно-чувственных форм: от больших и массовых действий, до отдельных карнавальных жестов.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов" 2009
Цели занятия: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал; пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века.
-
Урок-конференция по теме "Добро и зло через призму литературы" 2009
На уроке повторяются усвоенные знания, продолжают формироваться навыки устной речи, развиваются навыки публичных выступлений, способности студентов видеть мир в его сложном многообразии и единстве; воспитывается уважительное отношение к литературному наследию и чувство патриотизма, формируется убежденность в недопустимости насилия как способа разрешения социальных противоречий, воспитываются способности к коллективному творчеству.
-
Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон" 2009
На уроках литературы рассмотрена тема семьи в художественном произведении, в жизни в представлении одиннадцатиклассников, которым в будущем предстоит вступить в брак, создать семью.
-
Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси" 2009
На уроке продолжается разговор о повести, ведется работа на углубление знаний учащихся об образе главной героини повести. Учащимся предлагается разгадать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями "психологический портрет" и «тургеневская девушка» и определяют, что характерно для этого литературного типа.
-
"Своя игра" по произведениям А.С. Пушкина (6-й класс) 2009
В целях поддержания интереса к творчеству писателя и мотивации к учебной деятельности после изучения биографии и творчества А.С.Пушкина проводится урок-обобщение в форме «Своей игры» с отступлениями от традиционных правил. Команды выбирают вопрос по очереди, а не по времени, что заставляет игроков не дать возможности сопернику выбрать и ответить на более «дорогой» вопрос.
-
Программа предметно-ориентированного курса "История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения" (9-й класс) 2009
Курс познакомит учащихся с новыми литературными жанрами, поможет представить, как развивалась западноевропейская литература, даст представление о жизни, быте, науке, а также о стремлениях, идеалах, психологии человека того времени, поможет закрепить и расширить знания, полученные не только на уроках литературы, но и МХК, истории. Курс расширяет и углубляет материал по зарубежной литературе, включенный в учебники для 9-го класса, и представляет собой ряд лекций, практических и семинарских занятий.
-
"Вспомнить и лица, давно позабытые" (по повести И.С. Тургенева "Вешние воды") 2009
Целью урока: расширить мир читательских восприятий учащихся по творчеству И.С.Тургенева через знакомство с его внепрограммными произведениями; поговорить со старшеклассниками о странностях любви, о слабохарактерности, которая может привести к неэтическим поступкам; через «разговор по душам» выяснить отношение учеников к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь.
-
Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках литературы 2009
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями). Как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? Своими размышлениями делится автор статьи.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) в 7-м классе по теме "Создание движения в картине И.И. Левитана "Над вечным покоем" и в стихотворении И.Бродского "Пилигримы" 2009
Идея урока состоит в том, чтобы показать, как художники и особенно поэты создают движение в своих произведениях. Научить учащихся видеть художественное пространство и время в стихотворении. Урок развивает навыки работы с конструктивными элементами текста.
-
Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2009
В работе приведены некоторые приемы развивающего обучения, которые можно использовать на разных этапах урока.
-
Урок литературы по рассказу Г.Бакланова "Непорочное зачатие" 2009
В рассказе Григория Бакланова рассматриваются проблемы материнства, семьи, нравственной деградации общества, жизненных ценностей. Суррогатное материнство – явление проблематичное. Мнение общественности по этому поводу неоднозначно. Одни считают, что суррогатная мать хуже проститутки; другие, например врачи, убеждены, что люди имеют полное право самостоятельно принимать решение об использовании себя в качестве суррогатной матери; церковь же к "детям из пробирки" относится отрицательно. Главная миссия женщины - миссия матери, продолжательницы рода человеческого.