Цель урока.
- Учить умению сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы.
- Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
- Обучение выразительному чтению стихотворений.
Словарь. Мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения.
Оборудование. Мультимедийный комплекс. Презентация к уроку. (см. Приложение )
Ход урока
Слово учителя. Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве М.Ю. Лермонтова. Вспомните, что характерно для мироощущения поэта, каковы основные мотивы его лирики. (Одиночество, жажда свободы).
(см. Приложение. Слайд № 1) Нам предстоит впервые сопоставить два стихотворения разных поэтов: “Узник” Пушкина и “Пленный рыцарь” Лермонтова. Запишите в тетрадь тему урока.
Основное содержание урока. Знакомство со стихотворением Лермонтова “Пленный рыцарь”.
I. Выразительное чтение учителем (или подготовленным учеником) стихотворения “Пленный рыцарь”.
Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
В каменный панцирь я нынче закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время – мой конь неизменный,
Шлема забрало – решётка бойницы,
Каменный панцирь – высокие стены,
Щит мой – чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдёрну с лица я забрало.
II. Выявление первичного восприятия.
- Кто является лирическим героем этого стихотворения? (Рыцарь).
- Что вы узнали о лирическом герое стихотворения? Кто заточил рыцаря в темницу? (Он находится в темнице, но поэт не говорит, кто и за что его туда посадил, потому что главное в этом стихотворении – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам).
- Совершает ли он какие-нибудь активные действия или пассивно погружен в горестные раздумья? (Пленный рыцарь погружен в горестные раздумья, он вспоминает “старинные битвы”).
III. Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина “Узник”.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном,
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: “Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”
IV. Беседа по вопросам.
- Что сближает эти два произведения? (Общий мотив плена, узничества).
- Можно ли сказать, что сопоставление этих двух стихотворений продиктовано общими мотивами, а не нашей прихотью?
Слово учителя. Нам предстоит сопоставить два стихотворения разных авторов. Задача сопоставительного анализа заключается не в том, чтобы найти сумму сходных и различных признаков, а в том, чтобы выявить существенные особенности, свойственные творчеству того или иного поэта. Поэтому важно не только назвать какой-то признак, но и показать, какие функции он выполняет в сравниваемых произведениях поэтов, какие важнейшие особенности их мироощущения воплощает. В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы: (см. Приложение. Слайд № 2)
- Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина?
- Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному?
- Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях?
(см. Приложение. Слайд № 3) Одновременно мы будем осваивать такие понятия, как мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения. Запишите в тетрадь эти понятия.
V. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова.
1. Общее. (Запись в тетрадь). Установите общие и отличительные признаки этих стихотворений, основываясь на тексте. (см. Приложение. Слайды № 4, 5)
- Название (“Узник”, “Пленный рыцарь”)
- Место (темница)
- Персонажи (орёл, конь)
- Лирический герой (узник, пленный рыцарь)
- Обращение (брат, летучее время)
- Контраст темницы и воли (темница – небо, горы, морские края; темница – синее небо)
Вопрос. Попытайтесь, опираясь на полученные данные, показать, что сближает эти два произведения, а в чем состоит главное отличие в решении поэтами темы “плена” - одного из магистральных мотивов мировой литературы. (Лирический герой стихотворения Пушкина не так одинок, как герой стихотворения Лермонтова: рядом с ним орел – птица гордая, свободная. Причем свобода – это врожденное качество орла, ведь он “вскормленный в неволе”. И для лирического героя - “узника” - орел становится “братом”). Вспомните, в каком произведении, изученном нами, мы встречались с этой темой? (Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”). Этот же мотив характерен и для таких произведений, которые нам только предстоит прочитать, как “Кавказский пленник” А.С. Пушкина, “Мцыри” М.Ю. Лермонтова.
2. Композиционное строение. (см. Приложение. Слайд № 6)
- В какой форме написаны эти стихотворения? (Стихотворение “Пленный рыцарь” представляет собой монолог, а пушкинское стихотворение имеет черты диалога).
- Охарактеризуйте конфликт лирического героя и мира в этих произведениях? (Конфликт воли и неволи, свободы и заточения).
- Как он передается? (В этих стихотворениях противопоставлены образы: синее небо – темница; небо - земля. Такой стилистический прием называется антитеза). (см. Приложение. Слайд № 7)
- Давайте попробуем разобраться, как в этих стихотворениях развивается тема “земля (темница) – воля”.
- В каком стихотворении небо является недосягаемым для лирического героя (“Пленный рыцарь”), а в каком оно предоставлено человеку как возможность, осуществление которой целиком зависит от его свободолюбивого порыва? (“Узник”).
- Как это проявляется в изображении птиц? (“Узник”: “Мы вольные птицы…”; птицы воспринимаются лирическим героем как родственные души. “Пленный рыцарь”: “В небе играют всё вольные птицы; глядя на них мне и больно и стыдно”. Птицы представляют контрастный план лирическому герою. Появившаяся в первой строфе неожиданная нота: рыцарю не только больно, но и стыдно находиться в тюрьме – сразу превращает наметившееся сопоставление с пушкинским “Узником” в противопоставление. Поэтому лирический герой видит освобождение лишь в смерти. Подобного мотива в пушкинском стихотворении нет).
- В каком стихотворении лирический герой находится в настоящем времени и его стремление вырваться на волю может осуществиться прямо сейчас? (“Узник”: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, вымолвить хочет).
- В каком стихотворении настоящее показано как бессмысленное прозябание, всё героическое осталось в прошлом, а будущее обещает только смерть? (“Пленный рыцарь”: “нет … грешной молитвы”, “помню … старинные битвы”; “в каменный панцирь я нынче закован…”; “смерть, как приедем, подержит мне стремя…”).
- В каком произведении реализуется композиционная схема следующего вида “было, нет и не будет” (“Пленный рыцарь”), а в каком “нет, но будет” (“Узник”)? (см. Приложение. Слайд № 8)
- Чем заканчиваются оба стихотворения? (Чтение последних строф стихотворений).
- Какое состояние в сознании лирических героев, давно уже томящихся в темнице, выражают обращения? (“П.р.”: “летучее время”; “У.”: “брат”).
- К каким выводам приводит эти наблюдения? (Лирический герой стихотворения Пушкина верит в грядущее избавление, но видит его среди мира природы, в котором нет человека. Лермонтовский же герой свое избавление видит в смерти; он вступает в совершенно иные отношения с миром: время – конь, смерть – стремянной. И только вырвавшись из плена чуждой жизни, рыцарь может наконец “сдернуть забрало” и открыть свое истинное лицо. Поэтому так торопит он “летучее время”).
3. Ритмическая организация стихотворений. (см. Приложение. Слайд № 9)
- Определим способ рифмовки и размер стихотворений. Как мы это делаем? (Подчеркнуть все гласные в первой строке; поставить ударения; сделать вывод о чередовании ударных и безударных слогов). (см. Приложение. Слайды 10, 11, 12)
- Давайте подумаем, как ритмическая организация стиха помогает понять её роль в создании художественного образа. Сопоставьте количество слогов и стоп в этих стихах. Что общего? (Общее количество слогов и стоп).
- Как размер стиха влияет на выражение общего настроения лирического произведения? (Применение трехсложных размеров – дактиля и анапеста – особенно при увеличении количества стоп (до четырех) выражает часто уныние, глубокие и тяжелые переживания).
- Прочитайте вслух первые строки стихотворений. Обратите внимание на количество пауз - цезур. В каком стихотворении паузу приходится делать после каждого слова? (“Пленный рыцарь”). В каком стихотворении паузу надо делать в середине стиха? (“Узник”)
- Обратите внимание на то, где стоит ударение в рифмующихся строках. В каком стихотворении используется мужская рифма? (“Узник”). В каком – женская? (“Пленный рыцарь”). Какая рифма удлиняет стих, придает ему протяжность, а какая рифма делает его энергичным, четким, законченным?
- В каком произведении автор использует много слов с сонорным согласным р? Какую интонацию это придает стихам? (“Узник” - энергичность, бодрость). В каком стихотворении много слов с шипящими согласными? Почему? (“Пленный рыцарь” - трагизм, безнадежность). Используя нужные слова и выражения из набора, попытайтесь письменно ответить на вопрос “Каким я вижу лирического героя в этих стихотворениях?”, основываясь только на интонации стихов. (см. Приложение. Слайд № 13)
- Помогают ли рассмотренные нами элементы поэтики созданию в нашем восприятии образа лирического героя, или оно является лишь совокупностью признаков, существующих независимо от смысла стихотворения? (Ритмическая организация стихотворений помогает глубже понять настроение лирического героя: жизнеутверждающий пафос в стихотворении Пушкина и уныние, безнадежность в стихотворении Лермонтова).
4. Лексико-морфологическая выразительность слов. (см. Приложение. Слайд № 14)
- Обратите внимание на местоимения в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Какие выводы позволило сделать это наблюдение? Как использование местоимений помогает поэтам показать: в одном стихотворении – одиночество лирического героя, а в другом – покинутость? (Пушкин употребляет личные и притяжательные местоимения 1 лица “мой”, “со мною”, “меня” и, наконец, “мы”. У Лермонтова наряду с личными местоимениями “я”, “мне” и притяжательными “мой”, “мою” появляется и отрицательное местоимение “никто”).
- В каком стихотворении много глаголов активного действия, в каком – много слов, показывающих пассивность, бессилие героя? (“Узник” - клюёт, бросает, смотрит, зовёт; “Пленный рыцарь” - закован, заколдован, давит, не правит, душно мне стало…)
- Как морфологические особенности используемых слов помогают поэтам нарисовать портрет лирического героя? (Лирический герой стихотворения “Узник” исполнен жажды свободы, активного действия, веры в избавление, а герой стихотворения “Пленный рыцарь” пассивен, он из давних, рыцарских, времен, сама современная жизнь для такого богатыря тесна, он в ней задыхается).
- Какой образ в стихотворении “Пленный рыцарь” создают относительные прилагательные каменный, железный? (см. Приложение. Слайд № 15)
- Какой лексический оттенок становится главным: прочность рыцарских доспехов; тяжесть могильного надгробия, из-под которого человеку не выбраться; незыблемость рыцарского кодекса чести; хрупкость всякого материала перед холодным дыханием вечности.
5. Художественное пространство. (см. Приложение. Слайд № 16)
- Где находится лирический герой в этих стихотворениях? (В темнице).
- Куда обращены взоры узника и пленного рыцаря? (В небо).
- Какое пространство противостоит “сырой темнице” у Пушкина? (Горы, морские края, небо).
- Что занимает в сюжете стихотворения больше места – темница или “синее небо”? (Конечно, небо).
- Чем заканчивается стихотворение “Узник” Пушкина, почему автор использует глагол гуляем в настоящем времени, а не в будущем? (Настоящая воля - в душе человека, и никакие застенки неспособны остановить человека в его жажде свободы).
- Где в финале стихотворения оказался лирический герой вместе со своим “братом”? (На воле).
- Какое пространство противостоит темнице в стихотворении Лермонтова? (Тоже небо).
- Что в стихотворении занимает больше места – описание страны с “синими небесами” или описание темницы? (Описание “темницы”).
- Способен ли пленный рыцарь подняться в “синее небо” вместе с вольными птицами? Почему? (Нет, неспособен, потому что “в каменный панцирь я нынче закован”).
- Обратите внимание на прилагательные каменный, железный. Какой образ, связанный со смертью, они создают? (Образ склепа, могилы, из которой выбраться невозможно).
- В каком стихотворении маленькой сырой темнице противостоит огромный, безграничный мир свободы? (“Узник”).
- А в каком стихотворении темницей оказывается весь мир, а страна свободы едва-едва виднеется из крошечного окошка? (“Пленный рыцарь”).
- Как художественное пространство помогает авторам создать образ лирического героя? (Художественное пространство произведений позволяет глубже осмыслить главную их идею: возможность свободы и вера в ее обретение в стихотворении Пушкина и безнадежность этих ожиданий в стихотворении Лермонтова).
Вывод. Мы завершили нашу работу. Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. (см. Приложение. Слайд № 17)
- Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина? (Нет, не случайно. Оба стихотворения объединены общим мотивом “плена”, но решаются у каждого поэта они по-разному).
- Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному? (В этом отразилась разница в мироощущении поэтов: жизнеутверждающий пафос стихотворения Пушкина и ощущение вечного плена души в стихотворении Лермонтова).
- Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях? (Поэзия Пушкина, несмотря на многие трагические мотивы, исполнена жизнеутверждающего пафоса, веры в жизнь. Поэзия Лермонтова отражает главное в мироощущении поэта: трагизм жизни, понимание того, что свобода возможна только за пределами земного бытия).
Возможно, вам показалось, что мы с ненужной дотошностью “копались” в каждом слове, чтобы сформулировать выводы, к которым человек может прийти и в результате беглого чтения. Нам важно было показать неисчерпаемость художественного смысла, поскольку значимым становится каждый элемент художественной системы, начиная от названия, кончая знаками препинания. Кроме того, мы показали, что целью анализа поэтического произведения является более глубокое постижение смысла. Поэтому мы не только выделяли отдельные элементы в стихах, а пытались выяснить эти функции в создании образа лирического героя, потому что главное в работе с поэтическим произведением состоит не в том, чтобы найти используемые авторами средства выразительности, а в том, чтобы выявить связь этих элементов с поэтической идеей.
Что мы видим? И композиция, и лексика, и ритмическая организация в одном стихотворении показывает неугасимую веру лирического героя в близость желанной свободы, а в другом – трагическую безнадежность.
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение “Пленный рыцарь”.
Презентация к уроку. ( Приложение )