Литература
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями" 2009
На уроке дети познакомятся с творчеством И.А. Крылова. Узнают о его биографии, рассмотрят инсценировки некоторых басен и поговорят о их морали.
-
Урок литературы "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтманова "Ранние журавли". Анализ эпизода 2009
Методическая разработка будет полезна учителям литературы, работающим по программе для национальных школ России. Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения идейного содержания повести. Анализируя эпизод, учащиеся приходят к пониманию того, что в художественном произведении нет ничего случайного, всё взаимосвязано и подчинено главной задаче: глубже раскрыть идейное содержание повести, показать душевные качества героев.
-
Внеклассное мероприятие "Славим тебя, Старый Оскол", посвященное 415-й годовщине г. Старый Оскол 2009
Данное мероприятие является итогом многодневной, кропотливой работы учителей русского языка и литературы и информатики. Обучающиеся под руководством учителей посетили музей в Обуховке и краеведческий музей, с целью сбора информации о знаменитых земляках В.Я. Ерошенко, Н.Ф. Ватутине.
-
Урок литературы в 8-м классе. Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Обида", "Мастер" с использованием стихотворений уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой 2009
Разработка урока литературы в 8-м классе. На уроке проводится параллель между творчеством В.М. Шукшина и творчеством уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой. Целью урока является воспитание нравственности, духовности, умения видеть и ценить прекрасное.
-
Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе 2009
Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. В процессе чтения художественного произведения у ребенка накапливается опыт разнообразных читательских переживаний.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова" 2009
Материал представляет собой систему уроков, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Урокам предшествует подготовительная работа. Ученикам раздается индивидуальная работа - поиск материалов к уроку. В ходе урока проводится словарная работа (объяснение трудных слов), устное словесное рисование, наблюдение над речью рассказчика.
-
Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок ставит цель сформировать представления о многогранности таланта А.С. Пушкина, дать целостное представление о жизни и творчестве великого русского поэта, более глубоко изучить лирику А.С. Пушкина.
-
Художественный мир М.И. Цветаевой. Урок литературы в 11-м классе с использованием электронного учебника-хрестоматии 2009
Намечены основные направления для организации глубокого, разностороннего анализа стихотворения. Опираясь на статью, старшеклассники погружаются в особенный мир поэзии М.И. Цветаевой: мир самопознания и самораскрытия, мир переоценки себя и ценностей, глубокий психологизм и философия бытия, где сон-духовник - это свет собственной совести.
-
Технология мастерских на уроках литературы 2009
Мой опыт проведения уроков-мастерских сформировался в условиях сельской школы на основополагающих принципах личностно-ориентированного обучения, с использованием технологии развивающего метода, на основах методики Е.Н. Ильина. Решая задачи формирования личности, вижу свою педагогическую, задачу: "Умножать, а не только уважать человека в человеке" (Е.Н. Ильин).
-
Интегрированный урок (технология + литература) по теме "Православный праздник Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве" 2009
Урок предлагает погрузиться в атмосферу пасхального праздника, обратиться к духовно-нравственным и культурным традициям нашей страны и провести урок-экскурсию. Результатом же совместной работы станет книга о Пасхе для школьной библиотеки.
-
Урок-рассуждение в 11-м классе по творчеству Ф.Абрамова "Жить в ладу с самим собой и своей совестью" 2009
На уроке учащиеся узнают о жизни Ф.Абрамова, видят его позицию, его отношение к жизни, к людям.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) в 7-м классе по теме "Москва! Как много в этом звуке…" 2009
Проведение урока было ориентировано на патриотическое воспитание учащихся. Учителям очень хотелось довести до учащихся, живущих в глубинке, дополнительную информацию о Москве не только как об административном центре, но и как культурном, промышленном, транспортном. Приём интеграции показался самым удачным для реализации такой объёмной и многогранной задачи.
-
Литературная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина 2009
В работе представлен сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8–9-х классов, посвященной памяти А.С. Пушкина, его последним дням жизни, его творчеству этого периода. На данном уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени, о котором идет речь, с интересом, вниманием слушают учителя и сами принимают непосредственное участие в проведении урока.
-
Урок мужества "Площадь Памяти". 4–6-й классы 2009
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма, соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теоретико-информационную (эмоциональный настрой) и практическую (творческая мастерская). Цель – через музыкально-литературную подборку и творческую мастерскую дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.
-
Урок литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Раскольников и Соня Мармеладова" 2009
Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" "Прости нас, Бим…" 2009
Данный урок представляет собой итог прочтения книги. Главная цель – пробудить чувство милосердия, любви к окружающей природе. Урок поможет задуматься о сложных взаимоотношениях человека и природы, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Своеобразие сказки М.К. Юрасовой "Озеро-сердце" 2009
Специфика курса "Литературное наследие Сибири" заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Омской области, региона, кругом имен авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок-исследование с элементами мастерской знакомит с историей развития жанра литературной сказки в Сибири, .
-
Урок-лекция "Баллады В.А. Жуковского" 2009
Целями данного урока являются: знакомство с творчеством В.А. Жуковского как великого переводчика; формирование интереса к творчеству поэта; знакомство с понятием романтизм, его особенностями; отличие произведений романтизма от произведений классицизма; знакомство с понятием "баллада", свободный перевод, деление баллад на группы.
-
Урок литературы. 6-й класс. "Незабываемый мир детства" . Лев Николаевич Толстой. "Отрочество", глава II, "Гроза" 2009
Шестиклассники отличаются сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, они замечают художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. На данном уроке сделана попытка открыть им "секреты" автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Берегите, люди, эту красоту" 2009
Данный урок относится к разделу: "Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе". Учащиеся заранее заучивают стихотворения наизусть, готовят рисунки о родном крае, пробуют сочинять стихи о природе, родных местах, узнают об изобразительных средствах (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы), которые помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства.
-
Авторская программа элективного курса (10–11-й классы) "Фронтовые страницы русской прозы второй половины XX века" 2009
Цели данного элективного курса: приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины; развитие способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения.
-
Мир детства в стихотворении И.А. Бунина "Чем жарче день, тем радостней в бору" 2009
Данный урок является уроком совершенствования литературных знаний и развития читательских аналитических умений школьников. С точки зрения типологии уроков литературы можно сказать, что он является уроком изучения художественного произведения и уроком обучения художественному восприятию произведения.
-
Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Работа раскрывает опыт организации исследовательской деятельности школьника в микрогруппах. Учащиеся, получив перспективное домашнее задание, организовали исследовательскую работу в микрогруппах, путем проблемного анализа текста подготовили ответ на вопрос: "Мастер - имя нарицательное?" Урок развивает образное мышление учащихся, воспитывает интерес к творчеству М.Булгакова.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Знакомство с зимними календарными обрядами как подготовка к изучению повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2009
Цель данного урока: заинтересовать учащихся старинными русскими обрядами, показать образность и поэтичность зимних праздников. А увидеть примеры проведения обрядов они должны при чтении повести. На уроке ребята узнают русские колядки, способы гадания и много интересного из жизни русского народа.
-
Игра для знатоков литературы, музыки, изобразительного искусства "Союз прекрасных муз" 2009
Интеллектуальная игра "Союз прекрасных муз", проведенная в седьмых классах после изучения темы "Мифы. Древнерусская литература. Литература XVIII века", позволяет обобщить знания учащихся и рассмотреть программный материал по литературе с учетом межпредметных связей. Игра состоит из четырех геймов: "В литературной гостиной", "За столом литературоведа", "Музыкальный салон", "В мастерской художника". Между геймами проводятся конкурсы для болельщиков.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" и "Вечер накануне Ивана Купала") 2009
Урок продиктован желанием учителя ввести учащихся в поэтический мир Н.В Гоголя, помочь ощутить национальный колорит его произведений. Урок построен по принципам развивающего обучения, направлен на формирование умений школьников анализировать прозаический текст, на развитие исследовательских способностей. Воспитывает любовь к прошлому и уважение народных традиций.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Позови меня с собой…" 2009
В сценарии представлен материал внеклассного мероприятия по литературе для учащихся старшего школьного возраста.Практический материал предназначен для учителей литературы и может быть использован для активизации учебного процесса.
-
И.С. Тургенев — певец русской природы 2009
Показано, как на уроках литературы в 6-м классе можно донести до учеников художественно-изобразительную силу творчества И.С. Тургенева.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэтические картины зимы в стихах А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро»" 2009
Статья знакомит учащихся с поэтической классикой. Воспитывает у учащихся искусство чтения, естественную отзывчивость на слово, образ, ритм.
-
Анализ языка художественного произведения как способ повышения читательской активности учащихся (на примере изучения рассказа В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") 2009
Основной путь изучения художественного слова – активная работа мысли и творческого воображения учащихся. Эта активная работа над словом проявляется в изучении всех сторон произведения: в анализе заглавия, характеров героев, пейзажа или портрета, в анализе деталей и т.д.