Литература
-
Литературно-музыкальная композиция "Опять я с вами, о юные друзья!" 2009
Идея этой работы заключается в том, чтобы ученики научились видеть своеобразие мира поэта в сопоставлении с другими образными системами. В ходе изучения биографии поэта ученики готовятся к восприятию его произведений, приучаются к медленному, вдумчивому чтению, переживанию прочитанного. В подготовительный период ребята сами выбирают интересный материал из биографии поэта.
-
Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей" 2009
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-го класса. Она может помочь одарённым школьникам углубить свои знаний, подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе, к участию в олимпиадах и творческих конкурсах.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Лев и мышь" 2009
Разработка урока внеклассного чтения в коррекционном классе. Материалы могут быть использованы для занятий с детьми, обучающимися по программе VIII вида, но в общеобразовательных классах.
-
Урок литературы в 6-м классе "Зимние мотивы в поэзии А.С.Пушкина" 2009
Урок проводится с применением ИКТ. Использование компьютерной презентации позволяет раскрыть тему «Зима в живописи», увидеть картины И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Б.Щербакова, услышать актерское исполнение стихотворений А.С. Пушкина, проиллюстрировать картинами русских художников стихотворения А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 11-м классе "Душа и колючая проволока" (отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицина и В.Т. Шаламова) 2009
Урок-обобщение по творчеству А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в форме бинарной лекции; кроме программных произведений обсуждаются самостоятельно прочитанные главы из «Архипелага ГУЛАГа», повести «Раковый корпус», романа «В круге первом». Урок сочетает комплексное самостоятельное применение знаний в новых условиях, их обобщение и систематизацию, осмысление исторических и литературных процессов и явлений. Этим обусловлен его проблемный характер.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Драгунского "Девочка на шаре" "Счастье – это когда тебя понимают" (тема взросления в рассказе В.Драгунского) 2009
Постижение нравственных категорий через раскрытие художественных образов, через решение этических и эстетических проблем – вот круг вопросов, которые рассматриваются на уроках внеклассного чтения. Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказам В.Драгунского. Он показывает, как происходит активизация познавательной деятельности и нравственное прозрение учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 5-м классе по теме "Герои детских книг, или Путешествие в страну Литературию" 2009
Данный урок проводился как обобщающий по внеклассному чтению в 5-м классе. Форма - путешествие. Идея интегрировать его с английским языком состоит в том, что учащиеся могут не только пересказать прочитанные произведения, но и проявить свои умения строить элементарные высказывания на английском языке, а также понимать иностранную речь.
-
Урок-КВН в 5–6-м классе по теме "Родная природа в произведениях УНТ, в изображении русских поэтов, художников, композиторов" 2009
Урок способствует развитию умений выразительно читать стихотворения, составлять связный текст (сочинение-рассуждение "Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года"; сочинение-описание картины; сочинение-миниатюра по музыкальному произведению (отрывку)); сочинять четверостишия по заданным рифмам; работать со справочниками, книгами, сборниками, в интернете.
-
Урок литературы в 8-м классе по программе А.Г. Кутузова "Моя Мадонна. Сонеты Франческо Петрарки" 2009
"...Моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец...". Чарующая музыка этих строк пленила меня еще в юности. Но и тогда я почувствовала в пушкинском сонете какую-то недосказанность. Я хотела увидеть, представляла и не могла представить Мадонну. Я искала чистейший образец прелести в картинах мастеров Возрождения, в стихах, в музыке, в названиях, в строгих образах православных храмов...
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями" 2009
На уроке дети познакомятся с творчеством И.А. Крылова. Узнают о его биографии, рассмотрят инсценировки некоторых басен и поговорят о их морали.
-
Урок литературы "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтманова "Ранние журавли". Анализ эпизода 2009
Методическая разработка будет полезна учителям литературы, работающим по программе для национальных школ России. Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения идейного содержания повести. Анализируя эпизод, учащиеся приходят к пониманию того, что в художественном произведении нет ничего случайного, всё взаимосвязано и подчинено главной задаче: глубже раскрыть идейное содержание повести, показать душевные качества героев.
-
Внеклассное мероприятие "Славим тебя, Старый Оскол", посвященное 415-й годовщине г. Старый Оскол 2009
Данное мероприятие является итогом многодневной, кропотливой работы учителей русского языка и литературы и информатики. Обучающиеся под руководством учителей посетили музей в Обуховке и краеведческий музей, с целью сбора информации о знаменитых земляках В.Я. Ерошенко, Н.Ф. Ватутине.
-
Урок литературы в 8-м классе. Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Обида", "Мастер" с использованием стихотворений уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой 2009
Разработка урока литературы в 8-м классе. На уроке проводится параллель между творчеством В.М. Шукшина и творчеством уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой. Целью урока является воспитание нравственности, духовности, умения видеть и ценить прекрасное.
-
Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе 2009
Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. В процессе чтения художественного произведения у ребенка накапливается опыт разнообразных читательских переживаний.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова" 2009
Материал представляет собой систему уроков, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Урокам предшествует подготовительная работа. Ученикам раздается индивидуальная работа - поиск материалов к уроку. В ходе урока проводится словарная работа (объяснение трудных слов), устное словесное рисование, наблюдение над речью рассказчика.
-
Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок ставит цель сформировать представления о многогранности таланта А.С. Пушкина, дать целостное представление о жизни и творчестве великого русского поэта, более глубоко изучить лирику А.С. Пушкина.
-
Художественный мир М.И. Цветаевой. Урок литературы в 11-м классе с использованием электронного учебника-хрестоматии 2009
Намечены основные направления для организации глубокого, разностороннего анализа стихотворения. Опираясь на статью, старшеклассники погружаются в особенный мир поэзии М.И. Цветаевой: мир самопознания и самораскрытия, мир переоценки себя и ценностей, глубокий психологизм и философия бытия, где сон-духовник - это свет собственной совести.
-
Технология мастерских на уроках литературы 2009
Мой опыт проведения уроков-мастерских сформировался в условиях сельской школы на основополагающих принципах личностно-ориентированного обучения, с использованием технологии развивающего метода, на основах методики Е.Н. Ильина. Решая задачи формирования личности, вижу свою педагогическую, задачу: "Умножать, а не только уважать человека в человеке" (Е.Н. Ильин).
-
Интегрированный урок (технология + литература) по теме "Православный праздник Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве" 2009
Урок предлагает погрузиться в атмосферу пасхального праздника, обратиться к духовно-нравственным и культурным традициям нашей страны и провести урок-экскурсию. Результатом же совместной работы станет книга о Пасхе для школьной библиотеки.
-
Урок-рассуждение в 11-м классе по творчеству Ф.Абрамова "Жить в ладу с самим собой и своей совестью" 2009
На уроке учащиеся узнают о жизни Ф.Абрамова, видят его позицию, его отношение к жизни, к людям.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) в 7-м классе по теме "Москва! Как много в этом звуке…" 2009
Проведение урока было ориентировано на патриотическое воспитание учащихся. Учителям очень хотелось довести до учащихся, живущих в глубинке, дополнительную информацию о Москве не только как об административном центре, но и как культурном, промышленном, транспортном. Приём интеграции показался самым удачным для реализации такой объёмной и многогранной задачи.
-
Литературная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина 2009
В работе представлен сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8–9-х классов, посвященной памяти А.С. Пушкина, его последним дням жизни, его творчеству этого периода. На данном уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени, о котором идет речь, с интересом, вниманием слушают учителя и сами принимают непосредственное участие в проведении урока.
-
Урок мужества "Площадь Памяти". 4–6-й классы 2009
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма, соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теоретико-информационную (эмоциональный настрой) и практическую (творческая мастерская). Цель – через музыкально-литературную подборку и творческую мастерскую дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.
-
Урок литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Раскольников и Соня Мармеладова" 2009
Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" "Прости нас, Бим…" 2009
Данный урок представляет собой итог прочтения книги. Главная цель – пробудить чувство милосердия, любви к окружающей природе. Урок поможет задуматься о сложных взаимоотношениях человека и природы, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Своеобразие сказки М.К. Юрасовой "Озеро-сердце" 2009
Специфика курса "Литературное наследие Сибири" заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Омской области, региона, кругом имен авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок-исследование с элементами мастерской знакомит с историей развития жанра литературной сказки в Сибири, .
-
Урок-лекция "Баллады В.А. Жуковского" 2009
Целями данного урока являются: знакомство с творчеством В.А. Жуковского как великого переводчика; формирование интереса к творчеству поэта; знакомство с понятием романтизм, его особенностями; отличие произведений романтизма от произведений классицизма; знакомство с понятием "баллада", свободный перевод, деление баллад на группы.
-
Урок литературы. 6-й класс. "Незабываемый мир детства" . Лев Николаевич Толстой. "Отрочество", глава II, "Гроза" 2009
Шестиклассники отличаются сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, они замечают художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. На данном уроке сделана попытка открыть им "секреты" автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Берегите, люди, эту красоту" 2009
Данный урок относится к разделу: "Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе". Учащиеся заранее заучивают стихотворения наизусть, готовят рисунки о родном крае, пробуют сочинять стихи о природе, родных местах, узнают об изобразительных средствах (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы), которые помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства.
-
Авторская программа элективного курса (10–11-й классы) "Фронтовые страницы русской прозы второй половины XX века" 2009
Цели данного элективного курса: приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины; развитие способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения.