Цель:
- общее знакомство с творчеством писателя;
- показать боль замятинскую за судьбу Родины.
Оборудование:
- портрет писателя,
- выставка книг
Он любил Россию, которая
двигалась вперёд странно,
трудным путём.
А вместе с ней сопротивлялся Замятин
Олег Михайлов
Ход урока
I. Слово учителя.
Евгений Иванович Замятин – русский писатель, прозаик и драматург, литературный критик. Не принимая шаблонов жизни, открыто выражал своё мнение. Литературное наследие невелико: всего один роман, несколько повестей и пьес, рассказы, статьи, воспоминания. Своему роману «Мы» он придал художественную выразительность. Словом Е. Замятин – мастер русской литературы.
II. Сообщение темы урока.
III. Страницы жизни.
А теперь послушаем диалог биографа и автора, которые поделятся воспоминаниями из жизни Е. Замятина.
А: Моё детство прошло среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни. Родился 20 января (1 февраля) 1884г. в г. Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область)
Б: Да, это место навеяло воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4-х лет пристрастился к русской классике. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги. Гоголь был другом. Гимназию окончил в Воронеже, в 1902г. стал студентом Петербургского политехнического института.
А: Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства – две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? – чтобы испытать судьбу и себя. Опыт мой кончился благополучно. Таким образом я воспитал силу воли.
Б: Учёба в Петербургском политехническом институте совпала в жизни юноши с участием в революционной деятельности.
А: Я был большевиком. В те годы быть большевиком значило идти по дороге испытаний. «Революция была юной, огнеглазой любовницей и я был влюблён в Революцию»
Б: В этом проявилась одна из черт замятинской личности – его бунтарство. В комнате, где жил Замятин, одно время находилась типография. В 1905г. его арестовали, весной 1906г освободили и выслали в родную Лебедянь.
А: Теперь не большевик.
Б: Роман с техникой был хоть и не столь бурным, но зато гораздо продолжительным. В 1908г. Замятина оставили на кафедре кораблестроительной архитектуры, он начал преподавать этот предмет. Но в душе жило одно сильное чувство – любовь к литературе.
А: Первым рассказом «Один» был недоволен.
Б: Настоящее удовольствие ему принесла крупная вещь – повесть «Уездное» - 1912г. Замысел её возник во время одной из поездок по России.
А: На какой-то маленькой станции, недалеко от Москвы, я проснулся, поднял штору. Перед самым окном, как вставленная в раму – медленно проплывала физиономия станционного жандарма, низко нахмуренный лоб, медвежьи глазки, страшные четырехугольные челюсти. Я успел прочитать название станции: Барыбино. Так родился Анфим Барыба и повесть «Уездное»
IV. Работа над повестью «Уездное».
Учитель: Что вам понравилось в повести «Уездное» и «На куличках». Что делает их неповторимыми?
Отправимся и мы в Уездное. Охарактеризовать главного героя.
Главный герой – «зверюга», Анфим Барыба, проваливший выпускные экзамены в училище, не вернувшийся домой из-за боязни жёсткого наказания и отправившийся «в люди»
Учитель: Замятин рассказывает историю возмужания Барыбы, создаёт ещё один – российский уездный – вариант притчи о блудном сыне. Звучала ли такая тема раньше в литературе?
Я так думаю, что тема не новая в литературе. Ещё А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе» показывает притчу о блудной дочери. Родной дом покидает дочь бедного смотрителя, в конце повести мы узнаём, что она приезжает в родные места, но слишком поздно – её отца уже нет в живых.
Учитель: Каков же Финал повести «Уездное»?
Анфим Барыба. Он тоже отправляется «в люди», он тоже вернётся к отцу, но тот с проклятием прогонит блудного сына. Почему? Да потому. что Анфим продал душу ради корысти, а потому ему нет места в родительском доме рядом с добывающим хлеб честным, тяжёлым трудом отцом. (читаем)
Учитель: Чтобы убедиться, что маленький человек Замятина – это мелкий человек, не случайно его писатель проводит через множество прегрешений и подлостей. Итак, читаем I главу «Четырёхугольный», обратим внимание на портрет. (Дети читают I главу, при этом комментируя, делая определённые выводы)
Учитель: Итак, почему домой не возвратился Барыба?
Провалив экзамены в училище, он знал – отец его прогонит, ибо слов на ветер не бросает, разве ремнём ещё хорошенько взбучит.
Учитель: Вот мы и познакомились с замятинским героем Анфимкой. Какое впечатление? Поговорим о тех скитаниях, которые пришлось испытать Барыбе.
На самом деле, не вернувшись домой, Барыба начал свой путь «в люди» (конец I главы) «Домой Барыба не пошёл…». Началась жизнь с собаками. «Дни, недели, месяцы. Ох, и осточертело же с собаками голодными жить… Иной день сидит Барыба голодный с волчьими, завистливыми глазами, глядит на собак: хрустят костью, весело играют…»
Учитель: что же подчёркивает автор в облике своего героя?
Постоянно – «звериное»
Учитель: Проходят дни. Что подмечает писатель?
Барыба зачерствел, зачиврел, почернел (прочитать главу II)
Учитель: И задумал он убежать от собачьей жизни. А куда?
Да куда же в монастырь, к Евсею. Он вспомнил, как ещё мальчишкой бегал к нему после порки. Бывало, чаем напоит Евсей, с крендельками.
Учитель: Но Евсея нет. Куда теперь? «Опять на балкашинский двор…» А тут рядом неботаренский двор, полный всякой пищи (прочитаем главу III)
Убойной жареной пахнет. И вот он однажды попал на двор, а там цыплят жарят видимо-невидимо. Как он полюбил их. Случилось так, что Урванка, неботарихин кучер, поймал его, вора, да и потащил к хозяйке.
Учитель: И вот новая страница в людях «Барыба в объятиях Чеботарихи». Рассказать.
Сделаем вывод: Да, это настоящая тьма, быт коверкая, уродовая человека, делая его омерзительным паразитом жизни.
Учитель: Каков же дальнейший путь падения?
А вот и следующее описание благополучия Барабы: «Сапоги-бутылки, часы серебряные на шейной цепочке, он рындиком этаким по чеботаевскому двору, распорядки наводит». Вот он, полть от плоти российского «уездного». Продавшись развратной купчихе в летах Чеботарихе, он обидел безответную сиротку, кухарку Полю, затем украл деньги у своего дружка отца Евсея (а ведь когда-то в детстве он не раз являлся к нему после порки отца, а потом потчевал его чаем с крендельками); другого приятеля потного Тимотку , не моргнув глазом отправил по ложному свидетельству на виселицу. Этот путь, по которому идёт Барыба, путь предательства и преступления. На этом пути человек лишается каких бы то ни было человеческих чувств: «Будто бы и не человек шёл, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба». Никакого сострадания! Никакого сочувствия!
Учитель: Можно ли обвинять только самого Барыбу, можно ли от него ждать чего-то другого («А мне наплевать…»)
Конечно, нет. А что он сам видел в этой жизни, где отец не раз бивал его. Не случайно Тимотка скажет: У него души-то, совести…ровно у курицы…» Среда, дореформенная провинция отложили свой отпечаток. Оттого тяжело и грустно на душе.
Учитель: Я давала домашнее задание: найти высказывания современников, писателей о повестях Замятина. (дети зачитывают высказывания)
Доказать, что Замятин иногда выражает симпатию к людям непривлекательным?
Вполне согласен с Замятиным, что у него своя симпатия у человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему. Например, Урванка, чеботарихнинский кучер, все его боялись… Человека до полусмерти избить – ему первое удовольствие, потому самого очень бивали, в конокрадах бивали. А вот была-таки и любовь Урванки к лошадям. Или вот Тимотка. Добрый человек, а вот дома бил жену и детей.
Учитель: Итак, каков в целом лик нашей России. Выразите своё чувство к уездной, провинциальной России. Какая кошмарная, гибельная беспорядочность нашего бытия. Жуткая правда. И к этой России Е.Замятин чувствует любовь – ненависть. Боже, как страшна наша Россия. Но страшнее вы увидите провинциальную Россию, когда мы совершим путешествие на Тихий океан, в один из армейских полков, под командованием генерала Азанчеева. Как живёт русская армия? Что представляют собой русские офицеры?
Учитель: Где происходит действие?
Действие происходит в маленьком местечке на берегу Тихого океана. Картины нарисованные здесь очень странные. Сильное впечатление производят будни военной службы, нечестивость генерала Азанчеева (читается его портрет), присваивающего и лошадиные кормовые деньги и солдатские гроши; порой даже жестокие развлечения офицеров, бесправие солдат и денщиков.
Учитель: Как показаны будни русского офицерства?
Авторской болью пронизаны в повести сцены, раскрывающие жизнь героев – офицеров, пустоту их времяпровождения. Особенно примечательна глава «Человечьи кусочки». «Наверху в зале табачники так натабачили, хоть топор вешай. В гомоне, в рыжем тумане – не люди, а только кусочки человечьи: там голова, как арбуз, тут…отрезанные облаком косолапые капитаннечесовы ноги; поодаль – букет повисших волосатых кулаков». Прозаик подчёркивает в их облике телесное, а не духовное. Кругом игры, попойки, развлечения, пошлые анекдоты.
Учитель: Назовите индивидуальные портреты офицеров.
А вот и индивидуальные портреты офицеров: суховатый холодно-храбрый джентельмен Шмит; больной, нехорошей болезнью мечтатель Тихмень; юный идеалист Андрей Иванович; воитель свирепый… с тараканами капитан Нечеса и др. Ограничен духовный мир офицеров: они утрачивают человеческий облик «воют по-волчьи», «у попа была собака»…
Учитель: Рассказать о семье Шмита
Шмит служит денщиком. Любит жену Марусю. Замятин с удивительной теплотой относится к Марусе. Она стала жертвой (читается письмо генерала Азанчеева). Маруся поставлена перед выбором прийти к генералу на свидание и искупить таким образом пощёчину, данную Шмитом, или не прийти, но тогда мужа ждёт каторга. Любовь Маруси к Шмиту определяет решение героини.
Учитель: Как расцениваете этот поступок?
Автор убеждён, что это подвиг любви. Потому и глава, рассказывающая об этом, называется «Великая». Автор восторгается душенной красотой героини и прочувствует – всё стерпит, всё поднимет русская женщина. Пророчество сбылось. Тысячи Марусь в годы репрессии пойдут спасать своих сыновей, мужей. Они будут стоять в очередях тюремных, будут унижаться ради спасения. Они пойдут… И бог им судья.
Учитель: Каков финал повести?
Он безысходен. Уходит из жизни Шмит, который не смог примириться со случившимся, нелепо погибает Тихмень. Юный мечтатель Андрей Иванович, навсегда потерявший уехавшую Марусю, веселится на поминках Шмита «пьяным весельем, тем самым последним весельем, каким нынче веселится загнанная на куличках Русь».
Учитель: Какой рисует Замятин провинциальную Россию?
Здесь боль за судьбу России. И вполне согласимся со словами М. Горького «Эти повести написаны чисто по-русски, с тоской и криком». Какой бы ни была Россия, нужно любить её настоящую, прошлую и будущую.
V. Итог урока.
Какие чувства вызывают герои? (Жалость, сострадание, ему нет оправдания. Он заповедь нарушил: «Не убий, не укради»)
Чему уподобляется Анфим Барыба? (камню)
Что вы можете сказать про язык? (Много вводных слов, гротеск, неполные предложения, многого не договаривается, многоточия, деепричастные обороты, метафоры)
А что характерно для речи Барыбы?
(робкость, замкнутость, неуверенность, обрывистость, безжизненность)
Какое впечатление от разговорного языка «На куличках» (омерзение, отвращение)
А авторская речь какова? (Такова, потому что Замятин надеялся на активного читателя)