Урок внеклассного чтения в 11-м классе по рассказу Т.Толстой "Соня". Тема: "Каждый выбирает по себе…"

Разделы: Литература


Образовательная цель:

  • познакомить учащихся с понятиями «литература с модернистской доминантой», «жестокая проза», ее существенных признаков;
  • развить умения и навыки анализа прозаического произведения: определение темы и идеи, особенностей изображения героев, изобразительно - выразительные средств языка произведения, сюжетно-композиционных особенностей текста, определение авторского отношения к изображаемому.

Подготовительный этап:

  1. Чтение рассказа учащимися 11 классов
  2. Подготовить тест по содержанию рассказа
  3. Подготовить сообщение о жизни и творчестве  Т.Толстой, найти фотопортрет
  4. Определить особенности, «жестокой прозы» на основании рассказа «Соня»
  5. Разработать задания для групповой работы:
    • Охарактеризовать главную героиню повести: портретная характеристика, как соотносятся внешний и внутренний облик героини, характеристика  ее окружающими, отношение автора, символическое значение брошки. Значение переписки с Николаем. Вывод
    • Ада Адольфовна в начале и конце рассказа. Ее портретная характеристика. Значение имени и отчества. Роль в жизни главной героини. Символическое значение брошки. Вывод
    • Образ автора-повествователя. Его отношение к Соне и Аде. Время и пространство   в рассказе (найти детали, передающие время и место действия). Проследить по годам жизнь Сони
    • Анализ художественных средств рассказа.

Оформление:

  1. Портрет Т.Толстой
  2. Особенности направления «жестокая проза»
    • Социально-критический пафос
    • Предельно обогащенная  погруженность в быт
    • Видимое отсутствие  «должного идеала»
    • Отказ от учительства, назидательности
    • Тема одиночества, душевной изоляции человека

Ход урока

Учитель:

Последние 10 лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в 1980годах. Появление на литературном горизонте таких ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева сделало актуальным вопрос о новом явлении «женская литература». Одной из основных тем современной женской прозы является тема «семьи» и тема любви. Сегодня мы будем говорить об особенностях творчества представителя не только женской прозы, но и представителя направления, которое в литературе называется «жестокая проза».

В центре рассказа «Соня» – две женские судьбы. Время действия - предвоенная пора, герои молоды, счастливы, полны надежд. Появление нового лица – Сони - вносит приятное разнообразие в их жизнь и обещает новое приключение.

Работа первой группы

Портрет Сони: автор отмечает нелепую внешность, нелепую одежду

Возраст – ровесница века – «в 41 году ей должно было исполниться 40….»

Внутренний облик: «Ясно одно – Соня была дура». Четыре раза на протяжении рассказа утверждается, что Соня – дура. В чем же заключается Сонин идиотизм? Незаменимость на кухне, швейные достоинства, готовность погулять с чужими детьми «торты накручивала великолепные». Соню любят дети.

Очень интересен набор лексических средств, передающих разговоры о Соне: «пользоваться», «перебрасывать», «разумная очередь». И это идиотизм? Окружающие бессовестно используют ее.

- Интересно,  а кто Соню называет дурой? (Это ее знакомые, общество, которое ее окружает)

- Кто эти люди, которые ее окружают? Как характеризует их автор? («Интересные, по-настоящему содержательные люди», оставившие концертные записи, книги, монографии по искусству). Какие судьбы!

- Что мы знаем о судьбах этих людей? Их имена? Что они написали? Названия книг и монографий (ничего не осталось в памяти)

- С какой интонацией рассказывает о них автор? (с иронией)

- Как характеризуется один из самых ярких  представителей этого общества – Лев Адольфович? Значение имени.

- Кроме безобразной внешности автор отмечает «чуткий инструмент» - Сонину душу.

- Имя «Соня». Каково значение имени?         Для русской литературы имя не случайно. Вспомните литературных героинь с таким же именем (Сонечка Мармеладова, Сонечка у Улицкой)

- Что общего у этих героинь? (Бескорыстие, умение любить, готовность к самопожертвованию, не приспособлены к жизни, любят детей.) Софья - в переводе означает «мудрость». Почему же в рассказе 4 раза повторяется, что Соня - дура?

- У Сони было единственное украшение – эмалевый голубок. «Голубь» означает благую весть о любви. Голубиная душа = невинность, наивность. Библейское значение: голубок с оливковой ветвью – весть об окончании всемирного потопа. Брошка для Сони - это часть души, самый ценный предмет ее жизни.

- Что было самым чудесным в жизни Сони? (Ее эпистолярный роман с Николаем)

- Кому обязана своим счастьем Соня? (Аде)

Была ли Соня счастлива?

- Т.Толстая дарит Соне мечту, сказку. Но, как справедливо заметил А.Генис, «Толстая  отнюдь не добрый волшебник, и сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени»

Вывод: за нелепой внешностью Сони таится чистая, возвышенная, романтическая душа.

2 группа

Ада Адольфовна - видимо, чуть моложе Сони. Ада- с древнеевр. - нарядная, украшенная. Первое, что поддерживает имя, это красота. В 1933 году она в своей лучшей форме: теннис, байдарки, поклонники, всегда первая. Какой мы видим  Аду  в начале рассказа? Портретная характеристика схематична:– «Женщина острая, худая, по-змеиному элегантная». Интересная женщина. Термин «змеиная» означает умение укусить исподтишка.

- Из-за чего она решает начать переписку Сони и Николая? (Она мечтает наказать Соню)

- Почему не хочет прервать Сонину переписку  с Николаем? (понимает, что, отняв самую главную иллюзию- любовь к Николаю убьет ее)

- Как живется Аде во время войны? («Копала рвы», съела все, что можно было, отвезла в братскую могилу отца, потом брата. Значение имени символично: Ада Адольфовна – от Адольфа Гитлера. Имя принесло ей, видимо, немало горя в годы войны.)

Символична брошка Ады («Большая камея приколота у горла, на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»).

Вывод: За красивою внешностью скрывается «змеиная душа». Образы Сони и Ады противоположны в рассказе». Красота-явление преходящее.

3 группа

Образ автора-повествователя.

Автор старается не показывать личного отношения к происходящему. Героиня сквозит в повествовании. Но автор не равнодушен к своим героям, через отдельные слова, фразы становится понятно, что он жалеет их, маленьких и беспомощных перед лицом судьбы. Автор - ироничный свидетель происходящего.

Время и пространство

Перечислите приметы времени и пространства. Время: до войны – война - послевоенное время: Ленинград, квартира Ады. Сквозной образ-Ада. Ее судьба соединяет время в единое целое. Детали описания блокадной жизни.

4 группа

Анализ художественных средств рассказа.

- Т.Толстая утверждает, что в любом ее произведении  есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть ее произведения. Какая это фраза? В чем ее смысл? «Голубков огонь не берет»

Брошь - предметная деталь – превратилась в деталь символическую, она символизирует любовь, мысль о вечности и истинности любви. В пространстве и времени – любовь, красота души, добро – вечны.

- Почему Т.Толстая  называет рассказ именем Сони, а не Ады? (Потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку с соком - Ада не заслужила).

По закону справедливости  каждому воздается по его выбору, по его вере. Докажите это.

(В конце рассказа - Ада Адольфовна – 90 летняя парализованная старуха, она никому не нужна, она никем не любима.

Соня прожила свою жизнь счастливо, она осталась в памяти людей, спасла своего Николая от неминуемой смерти, ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни).

- Соня идет с баночкой сока к своему Николаю. Кого она увидела? Кому отдала бесценную баночку сока?

А) материализовавшемуся Николаю?

Б) Соня приняла Аду за Николая?

В) Соня поняла, что это Ада, но это было уже не важно. «Она благословила свою счастливую судьбу и ушла за водой, чтобы больше никогда не вернуться»?

Домашнее задание

Написать эссе «В чем же заключается смысл человеческой жизни?»