На данный момент перед педагогами встает вопрос: как обеспечить влияние изученного на уроках материала на ум и душу каждого учащегося, или - как обеспечить развитие его личности? Наша жизнь требует от учащихся в большей степени не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартные решения проблем.
Каковы же пути решения этой серьезной проблемы? Возникает необходимость вовлечения каждого школьника к самостоятельной целесообразной деятельности в соответствующих областях знаний. Один из способов этого - исследовательская работа учащихся на уроках литературы. Уроки литературы могут рассматриваться как средство для развития творческих способностей учащихся.
Литература – искусство слова и задача учителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы направлять своих воспитанников, показывать всю полноту, богатство, красоту и выразительность слова, доставшегося нам в наследство, не забывая при этом и о духовно-нравственном развитии учащихся.
Постоянное и разнообразное чтение дает нам идеи, которые обогащают нашу жизнь. Исследование – это, в первую очередь, творчество. Исследуя, человек наблюдает и познает окружающий нас мир, ощущает радость от соприкосновения с ранее неизвестным. Исследовательская, творческая работа учащихся на уроках литературы вызывает положительные эмоции, побуждает активность и волю, помогает духовно обогащаться, соприкасаясь с идеалами. В процессе выполнения заданий исследовательского характера, формируются способности, необходимые как для учащихся основной школы, которые выберут филологический профиль дальнейшего обучения, так и для осуществления исследований в любых сферах учебной деятельности, а самое важное – для формирования полноценной личности.
Актуальность данной темы заключается в следующем:
Во-первых, исходя из социального аспекта, необходимо указать на то, что социально-экономические условия развития общества требуют расширения умственного кругозора учащихся; умения применять на практике полученные знания.
Во-вторых, несмотря на необходимость проведения такой работы в школе, методических рекомендаций по организации данного вида деятельности явно недостаточно.
В-третьих, говоря о практическом состоянии этой проблемы, необходимо указать на то, что учащиеся утрачивают «вкус» к слову, к чтению классической литературы. Отсутствие культурной речевой среды у многих из них, отсутствие единых государственных учебников по предмету – всё это требует от учителя – предметника применения на уроках разнообразных форм и методов, поиска новых путей решения этой проблемы. Данная проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы же условия для проведения исследовательской работы на уроках литературы в старших классах?
Когда мы говорим об исследовании ученика на уроках литературы, то оно, бесспорно, не может быть приравнено и исследованию ученого, т.к. в школьной исследовательской деятельности, собственно научного открытия не происходит, но нельзя говорить и о том, что ничего нового ученики не открывают. Ведь в литературе конечным результатом исследования является собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение. На сегодняшний день под исследовательской деятельностью школьников подразумевают образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным ответом, направленным на создание новых оригинальных решений под руководством учителя. Все форы работ, проводимые мной на уроках литературы, можно представить в виде схемы:
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
Остановимся подробнее на каждом из видов. Успех работы во многом зависит от выбора темы. Под темой научно – исследовательской работы принято понимать то главное, о чём говорится в работе. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Обращение к темам, исследованным литературоведением, в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературой школьника. Например:
Функции пейзажа в романе И.С.Тургенев «Отцы и дети».
Родословное древо И.С.Тургенева.
Жанр путешествия в литературе ЕвропыТема Родины в лирике С.Есенина и А.Блока.
Подобные темы имеют своим результатом реферат, на данном этапе работы речь идет только о репродуктивной деятельности. Такие работы могут быть представлены на уроках и экзаменах по предмету. Недостатком таких работ является то, что достаточно часто ученики просто прилежно пересказывают известные исследования, при этом не всегда ссылаются на дословное цитирование.
Найти удачную тему достаточно сложно. Она должна быть конкретной, дарить радость вдумчивого чтения, «погружение» в текст. Главной целью при этом может быть следующее: « От маленького исследования - к большому читателю»
Известный литературовед Ю.М.Лотман предлагает такие темы, которые ориентируют исследователя на глубокую, основательную работу с художественным текстом, письмами, мемуарами. Например:
Образ луны в лирике И.А.Бунина.
Образ солнца в лирике К.Бальмонта.
В процессе работы учащиеся должны обязательно познакомиться со структурой исследовательской работы, которая предложена М.А.Рыбниковой. Исследовательская работа содержит следующие части:
- введение, где дается обоснование проблемы, объясняется, чем данная проблема интересна автору. Здесь же четко формулируются цели исследования.
- основная часть подробно рассматривает методику и технику исследования и обобщает результаты. Задачей исследователя является умение сжато, логично и аргументировано излагать материал.
- заключение, где сделаются выводы. Должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
В работе обязательно указывается список используемой литературы; используемые цитаты сопровождаются сносками.
Следующим этапом работы всегда является обращение к справочной энциклопедической и библиографической литературе, текстам; необходимо научиться извлекать нужный материал, использовать его в своем исследовании. В зависимости от уровня подготовки учащихся, и от целей, поставленных перед ним, на уроках литературы провожу работу с книгой на разных стадиях: это может быть чтение-просмотр ( целью которого является выделение существенного ( о чём?) и сортировка материала), чтение-поиск ( задача- поиск нужного ответа на вопрос, выделение главных идей, мыслей, положений), чтение-выбор(анализ прочитанного, сопоставление различных подходов, точек зрения).Такая работа позволяет школьникам отобрать необходимый материал для дальнейшего исследования, учит бережному и вдумчивому отношению к слову.
Работа с научной литературой - обязательный компонент исследования. Наряду с общественными положениями этого метода (составление библиографии, цитирование, реферирование литературных источников) необходимо и работа с понятийно-терминологическим аппаратом.
Чаще всего исследователь проводит анализ существующих понятий, раскрывает связи исследовательских понятий с другими, уточняет и корректирует их с точки зрения проблемы своего исследования; если необходимо, то формулирует собственные рабочее определение.
Другим видом работы, подготавливающим к исследованию, является составление словарей по определённой теме. Это вызывает у учеников интерес, пополняет и обогащает словарный запас. Положительным в этом виде работы является то, что ребята учатся анализировать, отобрать нужные сведения. Например: «Язык эпохи в романе А.Толстого «Пётр 1 », «Словарь просторечий по роману М.Шолохова «Поднятая целина»». Так же одними из видов работ со словом могут являться следующие задания:
- овладеть лексикой со значением близости, созвучия литературным произведениям, использовать ее в развернутом читательском монологе (В романе В.П.Астафьева «Царь - рыба» я почувствовал близость к ...).
- овладение лексическими нормами со значением «свобода личности»: независимость, суверенность , духовная свобода, достоинство.
- овладение контрастной оценочно-психологической лексикой со значением банальности, заурядности, возвышенности ииндивидуальностиженского характера и своеобразия воплотивших их поэтической формы: привычна, банальна, перечисление добродетелей, возвышенна, многогранна.
Эта стадия работы направлена на совершенствование навыков читательского высказывания.
Работа с синхронистическими таблицами на уроках может быть двух видов. Первый позволяет пользоваться уже готовым материалом и предполагает такие задания как :дать обзор одного года культурной жизни России, второй вид требует от школьника составления своей синхронистической таблицы, и это уже совсем другой уровень. Такая работа помогает учащимся «погрузиться» в атмосферу создания произведения. При этом история литературы оказывается ограниченно вписанной в контекст культуры. Это, несомненно, расширяет кругозор обучающихся, позволяет им осознать эпоху написания произведения, даёт новые пути поиска нестандартных ответов на поставленные вопросы, способность на доработку новых идей, позволяет выступать в роли исследователя. (Приложение № 1)
Нужно сказать о том, что на каждом из этапов работы велика роль преподавателя как организатора учебной деятельности. Педагог выступает и как источник информации, и как консультант-эксперт.
Мотивация учащихся во время проведения исследовательской работы усиливается благодаря творческому характеру деятельности, самостоятельности, возможности реализовать свои знания и обосновать свою точку зрения на изучаемый материал.
Лабораторные и практические работы на уроках литературы – это учебно-исследовательская деятельность, основной задачей которой является приобщение школьников к изучению предмета.
Во время выполнения лабораторных работ учебно-исследовательская деятельность учащихся определяется как совместный творческий процесс вместе с педагогом по поиску возможных решений при изучении художественного произведения на основе литературных традиций и знаний литературоведческого характера.
Лабораторная или практическая работа дает направление поиска, требует знания литературного текста, умения анализировать, делать выводы.
Во время проведения этих работ используют схемы и таблицы. Их применяют и при изучении художественного мира писателя, и при изучении языка произведений, и при рассмотрении произведения с точки зрения жанра. Положительным является то, что это дает возможность вовлечь в активную деятельность весь класс, создать ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, лучше усваиваются и запоминаются. Технологические карты, использующиеся во время проведения работы, являются своеобразной «копилкой» практического материала для проведения исследования по той или иной теме. Учащиеся с большим интересом выполняют такой вид работы, так как именно он позволяет им осознать себя «творцом» чего – то нового, появляется стремление к самостоятельности, уход от шаблонов, развивается исследовательская компетентность. (Приложение №2).
Если учащиеся имеют желание заниматься исследованием более глубоко, то следующий вид работы проводится в индивидуальной форме. На этом этапе педагог выступает в роли координатора, направляющего и помогающего ученику определить пути исследования. Такая форма проводится чаще всего с одаренными детьми. Могут быть предложены такие темы как « Роль периодической печати в формировании нравственного облика современного человека», «Годонимия современного сибирского города». Эти темы были исследованы учащимися 10 классов, и результатом стало выступление на школьном заседании НОУ. Во всех отмеченных видах исследовательской деятельности на уроках литературы может быть предложен принцип вариативности – от возможности самим выбирать тему и корректировать её до необходимости предложения нескольких точек зрения на проблем.
Исследовательская деятельность не имеет границ, ведь основная цель исследовательской деятельности – развитие личности, рост её самостоятельности, процесс формирования собственной системы ценностей.