Цели урока:
- Формировать у учащихся умение осознанно воспринимать текст, анализировать его, создавать художественный образ, составлять личностный портрет. Уметь находить связи между понятиями.
- Развивать умение выделять главное и второстепенное, развивать логическое мышление, развивать речевую компетентность при работе над монологической речью.
- Продолжать работу по формированию гуманного отношения к старшим, воспитывать любовь и доброту, отзывчивость и милосердие.
Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации, жетоны, магнитофон.
Ход урока
I. Актуализация, постановка целей: Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из глав повести Л.Н. Толстого «Детство». Интересно, почему автор посвятил целую главу крепостной крестьянке, какую роль она сыграла в его жизни?
II. Основная часть.
1) Звучит музыка.
2) Беседа:
«Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений» - Л.Н. Толстой.
- А что для вас детство? Ваши ощущения.
3) Работа в парах.
- Найдите и зачитайте из произведения фразы, характеризующие няню. Ключевыми словами выделите качества её личности. («И на этом новом поприще она заслужила похвалы…за верность и привязанность к молодой госпоже»; «Весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою»; «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки »; «… вся жизнь её была любовь и самопожертвование» и т.д.)
Итог: Вывешиваются на доску качества личности: любовь, усердие, кротость, верность, привязанность, ласка, самопожертвование.
- Личностные качества записываются в тетрадь.
4) Словарная работа. Слово «самопожертвование».
- Домашнее задание ученика. (Работа с толковым словарём)
- Запись слова в тетрадь (Самопожертвование – отказ от своих личных интересов ради других людей)
5) - Как же выглядела эта женщина? (Высказывания детей). Рассмотрим иллюстрацию учебника.
6) Работа с художественными образами. Выбор портрета няни из предложенных репродукций (рисунки №1,№2, №3)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Аналитическая беседа:
- Как вы думаете, какая иллюстрация наиболее подходит под описание Натальи Савишны? Ответ обоснуйте.
7) А в молодости как она выглядела? (рисунок №4)
Рисунок 4
- Работа с текстом, выборочное чтение.
- Соотнесите репродукцию с текстом.
8) Няня сыграла большую роль в жизни Н. Иртеньева. Зачастую значимость человека мы понимаем уже во взрослой жизни.
- Работа с учебником. Найдите размышления Иртеньева - взрослого о няне.
- Почему Николенька любил «мечтать вслух и говорить всякий вздор» именно в комнате няни? А с кем делитесь своими секретами вы и почему?
- Найдите сцену ссоры Николеньки и няни. Обратите внимание, что Николенька дважды плачет и каждый раз с новыми чувствами.
- Что было бы, если няня не пришла мириться?
9) У какого русского поэта была няня? Как он отзывался о ней?
Итог: Давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: почему же простой женщине, крепостной крестьянке, Л.Н. толстой посвятил главу?
III. Обобщение.
а) Работа в тетради и на доске. Предположим, вам нужна няня.
- Допишите те качества характера, которые должны быть у современной няни
б) Работа с жетонами и качествами личности.
- У каждого из вас лишь один жетон. Подойдите к доске и прикрепите его около того качества личности, которое считаете самым главным, важным.
Вывод: В каком человеке нуждается каждый из нас? Во все времена востребованными остаются такие качества:…
IV. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Пять добрых советов самому себе»
Литература:
- С.М. Аникина, И.В. Золотарева «Поурочные разработки по литературе», М. 2002.