Цель урока:
- продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
- на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
- учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
- развивать критическое мышление;
- стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.
Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», «Способы создания комической ситуации».
Ход урока
I Организационный момент
II. Этап
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.
2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
III. Стадия «Вызов»
Работа в парах.
Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.
Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?
Примеры «толстых и тонких» вопросов:
«Толстые» вопросы, придуманные детьми |
«Тонкие» вопросы, придуманные детьми |
---|---|
Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? |
Где встретились два приятеля? Как звали жену и сына тонкого? До какого звания дослужился толстый? |
Решение кроссвордов, составленных на основе «тонких» вопросов.
(2 варианта)
IV. Стадия «Осмысление»
1.Работа над заглавием.
Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?
(создание комической пары, антитеза)
2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
- Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
- Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
- Какие чувства испытывают герои при встрече?
- Чем отличается речь тонкого?
- Определите кульминацию произведения.
- Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
- Почему толстый ничего не возразил и ушел?
- Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
- Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)
- Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)
На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):
Толстый |
Тонкий |
---|---|
1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни Богатый 2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный 3. Говорит мало, уверенно. |
1. «Навьючен» Бедный 2. Неуверенный в себе, суетливый. 3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи. |
V. Рефлексия
Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).
Чтение миниатюр. Обсуждение.
VI. Итог