Цель: ознакомить с основами танцевальной культуры; формировать индивидуальную культуру каждого танца; способствовать развитию коммуникативных отношений лицеистов, творческому содружеству; развивать эстетический вкус.
Предшествующая работа:
- знакомить с историей развития русской культуры (эпоха Петра Великого, балы, время А.С. Пушкина).
- История танца (полонез, мазурка, вальс).
- История моды конец 18 – нач. 19 века.
- Подбор литературного и музыкального материала.
Оборудование: интерьер (свечи, подсвечники, декор в стиле начала 19 века), музыкальные произведения — фонограммы, пианино, ковры.
Ход мероприятия
Вед. Вечер. Небо бледнеет, и розовый цвет лазури сменяется переливами перламутра: вот протянулась розовая лента заката, вот за нею другая — темнее, далее — огонь заходящего солнца.
Выход детей 4 кл. со свечами.
Вед.: Осень. Частые дожди растворяли воздух. В это время начинались зимние сезоны — балы, где встречались после летнего отдыха.
Чтец.
Нравится нам 19 век;
Было красиво тогда,
Бал начинался в 17 часов,
длился потом до утра.
Каждый кружиться в вальсе готов
И поддержать разговор,
Много про то написали стихов,
Учим мы их до сих пор.
Живые картины «на балу» (движение пар под музыку. Музыка стихает, пары замирают. В паузах звучат стихи).
Ч.1
Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребрённая луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней
Обширный зал.
Ч.2
С высоких хоров ревут смычки.
Толпа гостей.
Гул танца с гулом разговоров.
Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих.
драгими камнями у них
Горят уборы головные.
Ч.3
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам, и модных чудаков.
Вот в залу высыпали все —
И бал блестит во всей красе.
Р-ль: Бал открывается! Прошу! Полонез, господа! Приглашайте ваших дам. Дамы и господа, потрудитесь становиться парами.
Исполнение полонеза.
Р-ль. Сегодня у нас необычайный день. Сегодня первый бал в этом сезоне. Наш бал чем-то напоминает строки старинных романсов, где есть место самым сильным чувствам, таким, как любовь, надежда, верность...
Исполнение романса «Средь шумного бала».
Р-ль. «Бал» - это блеск, шум, младость, радость. Бал — это движение, а значит молодость и радость, а значит — яркость красок и звуков.
Живые картины.
Первая пара.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма...
О, эта бешеная младость,
И теснота, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд!
Вторая пара.
Вошёл. Полна народу зала.
Музыка уж греметь устала.
Кругом и шум, и теснота.
Бренчат кавалергардов шпоры,
Летают ножки милых дам.
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
Третья пара.
Любви все возрасты покорны.
Но юным девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям.
Сквозь дымку лёгкую
Заметил я невольно
И девственных ланит,
И шеи белизну.
Счастливец! Видел я
И локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну.
Миниатюра.
Вед. Вкрадчиво и осторожно, с пленительным лукавством раздаются первые звуки вальса. Никогда ещё в жизни не случалось Александру танцевать с такой ловкостью и с таким наслаждением, а теперь. Он почти до полной - согласованности и так слились с музыкой, что казалось, будто у них одна воля, одно дыхание, одно биение сердца.
Романс «Я встретил вас».
Поэт.
Увы! На разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил...
Богами нам ещё даны
Златые дни и долгие ночи,
И то-то радостью полны
Лицеистов младые очи.
Играйте ж, пойте, о друзья!
Ровесников понять мне легче.
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнусь и я....
Р-ль. Очаровательно! Сколько грации, красоты, сколько благородства в этом объединённом движении каждой пары с общим плавным движением.
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой
Кружится вальса вихрь шумный;
Чета мелькает за четой!
Вальс, господа! Кавалеры приглашают дам!
Исполнение вальса 9 классами.
Р-ль. Пусть этот бал будет балом безоговорочного единения лицеистов, ведь все эти годы нас объединял наш Первый Темиртауский Классический Лицей.
11-ник. Мы так всегда торопимся. Как мы подгоняем годы! Скорее, скорее! Как нам хотелось стать взрослыми. И вот уже первый ваш бал — бал взросления. Детство позади. Вы — у черты, и вы её переступили. Но каждый из вас всю жизнь будет помнить, что всё начиналось с этого рубежа в детстве. Каким бы ни стало твоё будущее, сколько удовлетворения, радости и счастья не принесло бы тебе, ты обязательно вспомнишь этот дом, твоих друзей, эти прекрасные минуты.
Мы уйдём с лицейского порога,
Досмотрев свои детские сны.
Впереди — выпускной наш бал.
Детство наше, увы, позади.
Оттанцует последним вальсом.
Танцует вальс 11 класс.
Р-ль. Дамы и господа! Наш бал продолжается! Краковяк, господа!
Исполнение краковяка 4 классом.
9 кл. Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
4 кл.
А над городом вновь опускается вечер,
Отзвенела музыка — и балу отбой.
Хоть немного тепла этой памятной встречи
Унесите с собой!
И не будем кричать обещаний трескучих,
Громких слов говорить, клятв высоких давать.
Просто жить на Земле постарайтесь получше,
Чтоб лицейский престиж никогда не терять!
Старшеклассники уводят четвероклассников.