Урок-мастерская по рассказу В.Пелевина "Жизнь и приключения сарая Номер XII"

Разделы: Литература


Новое содержание образования влечет за собой изменение и в формах преподавания. Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, позволяет технология мастерских.

Данный урок - мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.

Опыт использования технологии показывает, что дети с нетерпением ждут такие уроки, т.к. на мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем, знания на мастерских не даются, а выстраиваются, ученик имеет право на ошибку. Именно в мастерской, по мысли Мишеля Дюкома, идеолога "Нового образования", дети лучше всего обучаются "умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли".

Идея мастерской:

Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской:

Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Целесообразность применения технологии обусловлена возможностью задействовать все особенности восприятия (опора и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков).

Учитель инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Необходимо соблюдение следующих условий:

  • создание атмосферы сотрудничества;
  • создание благоприятного эмоционального фона;
  • уважение и учет индивидуальных мнений;
  • опора на групповой опыт;
  • отсутствие авторитаризма со стороны учителя;
  • обязательная активность обучаемых;
  • согласование действий при решении проблемы;
  • постановка обучаемого в позицию исследователя;
  • получение знаний через прямой опыт обучаемых;
  • использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, возникающих в обществе, группе, реальной жизни.

Основными методическими приемами являются: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, рефлексия.

Индуктор - включение в творческий процесс, точка удивления, недоумения, поэтому его нужно соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями. Индуктор позволяет обратиться к субъектному опыту учащихся.

Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, текста. Позволяет каждому высказаться, не отсидеться.

Социоконструкция - работа в группах. Конкретному ученику дает возможность самореализоваться; развивается ответственность за результат работы группы. Реализуется потребность ребенка в общении в процессе обучения.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, т.е.социальную пробу.

Выступать за группу почетно. Каждому хочется, чтобы группа выступила хорошо, это "заражает" всех.

Разрыв. Работа с литературой, знакомство с авторским текстом позволяет сравнить свое знание с другим. Возникает разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, интеллектуальный, подвигающий к углублению в проблему, к пониманию себя, других, науки.

Рефлексия - это самоисследование, самоанализ, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и позволяет понять себя и других.

Цель урока - мастерской по рассказу В.Пелевина "Жизнь и приключения сарая Номер XII" - создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. В серии уроков по творчеству В.Пелевина - это урок-индуктор, т. е. одна из задач - сформировать определенную мотивационную сферу, которая вызовет интерес к творчеству В.Пелевина.

Урок способствует формированию аналитических навыков при работе с текстом, развитию навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развитию образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей, критического мышления, личностной рефлексии. А также способствует формированию чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам, ставит вопросы выбора жизненного пути.

Оборудование

1. Текст у каждого (прочитан заранее не в полном варианте)

2. Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета).

3. Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети - в тетрадях.

Конспект урока

Мы входим в мир, как в двери мастерской.

Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

Творческого вдохновения всем нам!

Индуктор

Запишите слово сарай, используя для этого подходящий цвет.

- Когда вы слышите слово сарай, какие у вас возникают ассоциации? Запишите.

  • Сарай
  • Грязное место
  • Хлам
  • Задворки дома
  • Ненужность
  • Покинутость

- Какие вопросы к рассказу, на ваш взгляд, требуют обдумывания?

Что говорит мне текст?

Что победит: "мироощущение бочки с огурцами" или "шелест шин"?

Найдет ли Сарай Номер XII силы сопротивляться жизненным обстоятельствам?

Нужна ли мечта или необходим рациональный взгляд на вещи?

В чем смысл жизни? И т.д.

Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.

Самоконструкция

Социоконструкция

Задание группам:

1 группа

Проследить по тексту, как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни? Записи дети ведут по принципу "тройного дневника":

Этапы формирования Форма выражения Мысли, чувства сарая

2 группа

- Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII? Записи оформляются в виде таблицы:

События Перемены в душе, чувства

3 группа

Допишите финал, попытаясь сохранить особенности авторского стиля

Социализация

1 группа

- Как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни?

После появления потребности самопознания по-настоящему началась его жизнь. И когда началась его жизнь, у сарая появилось ощущение счастья.

- Что было источником или проводником этого ощущения?

- Как относились к сараю окружающие?

(Гараж: непонимание, презрение)

- Сарай испытал самое страшное чувство - одиночество.

Так произошло столкновение Номера XII с реальностью.

2 группа.

- Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII?

- Что олицетворяет собой бочка?

(Губительную силу действительности, приземленности существования, а может быть, и судьбы. Людей, чье существование лишено возвышенной мечты, наполненности смыслом).

- Что является содержанием жизни таких людей?

(Удовлетворение физиологических потребностей).

- Прошло два дня. Что изменилось в сарае?

(Теперь он был другим. "В самом центре его души :теперь пульсировала живая смерть:-Все это было им.")

- Автор использует прием деэстетизации. Зачем?

(Образ жизни бочки вызывает отвращение и у сарая, и у читателя)

- Назовите средство выразительности, использованное Пелевиным в словосочетании "живая смерть".

(Оксюморон)

- Какова роль оксюморона?

(Так Пелевин иносказательно описывает процесс деградации личности, ее подверженность социальным условиям существования, губительно влияющим на душу.)

-Как Номера 13 и 14 объяснили все случившееся?

("Элементарный возрастной перелом".

"Вхождение в реальный мир с его заботами и тревогами всегда сопряжено с некоторыми трудностями". А для Номера XII - трагедия!)

- Что же получается? Если жизнь дает тебе такую реальность, нужно смириться и ни к чему не стремиться?..

- Новая жизнь сарая была двойной: на одной чаше весов мироощущение бочки с огурцами, на другой - шелест шин. Что же победит?

- Давайте посмотрим, как проявляется эта двойственность. (реализация индивидуального задания)

Но вдруг однажды:

Социализация

3 группа читает свои варианты финала.

Разрыв

- Чтение финала учителем.

- В чем суть такой развязки?

(Предпочитает смерть, чем прозябание, смирение с тем существованием, которое дает ему действительность в лице бочки с огурцами.)

- Но это не развязка. Это кульминация.

Чтение учителем.

- В чем смысл финала?

(Сарая нет, но душа бессмертна, и именно она способна осуществить мечту).

- Критик и писатель А.Генис говорит, что В.Пелевин пишет в жанре басни, "мораль" из которой должен извлечь сам читатель.

Задайте себе вопрос: "Что говорит мне текст?" и ответьте на него.

(Если очень хотеть, то мечта осуществится, а если даже нет, она нужна, чтобы раскрасить жизнь, чтобы жизнь не превратилась в бессмысленное прозябание.

Учит искать в себе силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам (мироощущению бочки с огурцами). Учит не терять с возрастом способности мечтать. Учит оставаться самим собой, не терять своей индивидуальности).

- Какие литературные ассоциации вызывает гибель главного героя?

(Лермонтов "Мцыри", Горький "Песня о Соколе" Набоков "Пильграм":)

- Подпишите справа новые ассоциации к слову сарай, которые возникли у вас после знакомства с рассказом В.Пелевина.

  • Мечта
  • Полет
  • Индивидуальность
  • Упрямство
  • Отсутствие серости, бесцветности существования
  • Свобода
  • Право на выбор

Рефлексия

Составьте синквейн - образ результата, требующий синтеза информации.

(Учитель может предложить свой)

  • Сарай Номер 12
  • Мечтающий, упрямый
  • Познает себя, сопротивляется, борется
  • "Лишь бездарный покоряется судьбе" (Абай Кунанбаев)
  • Обретение свободы

- Я желаю всем нам не потерять способности мечтать, находить силы сопротивляться жизненным обстоятельствам и помнить слова Абая Кунанбаева.

В качестве домашнего задания дети получают сочинение - рассуждение на выбор:

1) В жизни по-разному можно жить:

2) Для чего автор соединяет мир живых существ и мир неживой материи?

3) Сопоставьте "Жизнь и приключения сарая Номр XII" В.Пелевина с рассказом В.Набокова "Пильграм". Какая мысль объединяет эти произведения?

В ходе работы на доске и в тетрадях появляется следующая запись (См. презентацию):

Контроль за работой в группах поручен консультантам

В процессе реализации активных форм возможно возникновение следующих проблем, к которым нужно подготовиться заранее:

  • недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных членов;
  • затянувшиеся споры;
  • межличностный конфликт отдельных участников;

Решение:

выработка правил нормы и правил совместной деятельности:

  • Слушать и слышать друг друга.
  • Не перебивать.
  • Соблюдать регламент.
  • Слушать команды ведущего.
  • Не критиковать.
  • Уважать позицию каждого.
  • Соблюдать очередность слова и т.д.

Но несмотря на определенные трудности, обучение в рамках мастерской очень многое дает и ребенку, и группе, и классу.

Конкретному ученику:

  • осознание включенности в общую работу;
  • развитие личностной рефлексии;

становление активной субъективной позиции в учебной и иной деятельности;

Учебной микрогруппе:

  • развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  • формирование ценностно-ориентационного единства группы;
  • поощрение гибкой системы социальных ролей в зависимости от ситуации;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Классу:

  • формирование класса как групповой общности;
  • повышение познавательной активности класса;
  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;