Новое содержание образования влечет за собой изменение и в формах преподавания. Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, позволяет технология мастерских.
Данный урок - мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.
Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.
Опыт использования технологии показывает, что дети с нетерпением ждут такие уроки, т.к. на мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем, знания на мастерских не даются, а выстраиваются, ученик имеет право на ошибку. Именно в мастерской, по мысли Мишеля Дюкома, идеолога "Нового образования", дети лучше всего обучаются "умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли".
Идея мастерской:
Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.
Девиз мастерской:
Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.
Целесообразность применения технологии обусловлена возможностью задействовать все особенности восприятия (опора и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков).
Учитель инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Необходимо соблюдение следующих условий:
- создание атмосферы сотрудничества;
- создание благоприятного эмоционального фона;
- уважение и учет индивидуальных мнений;
- опора на групповой опыт;
- отсутствие авторитаризма со стороны учителя;
- обязательная активность обучаемых;
- согласование действий при решении проблемы;
- постановка обучаемого в позицию исследователя;
- получение знаний через прямой опыт обучаемых;
- использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, возникающих в обществе, группе, реальной жизни.
Основными методическими приемами являются: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, рефлексия.
Индуктор - включение в творческий процесс, точка удивления, недоумения, поэтому его нужно соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями. Индуктор позволяет обратиться к субъектному опыту учащихся.
Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, текста. Позволяет каждому высказаться, не отсидеться.
Социоконструкция - работа в группах. Конкретному ученику дает возможность самореализоваться; развивается ответственность за результат работы группы. Реализуется потребность ребенка в общении в процессе обучения.
Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, т.е.социальную пробу.
Выступать за группу почетно. Каждому хочется, чтобы группа выступила хорошо, это "заражает" всех.
Разрыв. Работа с литературой, знакомство с авторским текстом позволяет сравнить свое знание с другим. Возникает разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, интеллектуальный, подвигающий к углублению в проблему, к пониманию себя, других, науки.
Рефлексия - это самоисследование, самоанализ, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и позволяет понять себя и других.
Цель урока - мастерской по рассказу В.Пелевина "Жизнь и приключения сарая Номер XII" - создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. В серии уроков по творчеству В.Пелевина - это урок-индуктор, т. е. одна из задач - сформировать определенную мотивационную сферу, которая вызовет интерес к творчеству В.Пелевина.
Урок способствует формированию аналитических навыков при работе с текстом, развитию навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развитию образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей, критического мышления, личностной рефлексии. А также способствует формированию чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам, ставит вопросы выбора жизненного пути.
Оборудование
1. Текст у каждого (прочитан заранее не в полном варианте)
2. Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета).
3. Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети - в тетрадях.
Конспект урока
Мы входим в мир, как в двери мастерской.
Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.
Творческого вдохновения всем нам!
Индуктор
Запишите слово сарай, используя для этого подходящий цвет.
- Когда вы слышите слово сарай, какие у вас возникают ассоциации? Запишите.
- Сарай
- Грязное место
- Хлам
- Задворки дома
- Ненужность
- Покинутость
- Какие вопросы к рассказу, на ваш взгляд, требуют обдумывания?
Что говорит мне текст?
Что победит: "мироощущение бочки с огурцами" или "шелест шин"?
Найдет ли Сарай Номер XII силы сопротивляться жизненным обстоятельствам?
Нужна ли мечта или необходим рациональный взгляд на вещи?
В чем смысл жизни? И т.д.
Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.
Самоконструкция
Социоконструкция
Задание группам:
1 группа
Проследить по тексту, как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни? Записи дети ведут по принципу "тройного дневника":
Этапы формирования | Форма выражения | Мысли, чувства сарая |
2 группа
- Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII? Записи оформляются в виде таблицы:
События | Перемены в душе, чувства |
3 группа
Допишите финал, попытаясь сохранить особенности авторского стиля
Социализация
1 группа
- Как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни?
После появления потребности самопознания по-настоящему началась его жизнь. И когда началась его жизнь, у сарая появилось ощущение счастья.
- Что было источником или проводником этого ощущения?
- Как относились к сараю окружающие?
(Гараж: непонимание, презрение)
- Сарай испытал самое страшное чувство - одиночество.
Так произошло столкновение Номера XII с реальностью.
2 группа.
- Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII?
- Что олицетворяет собой бочка?
(Губительную силу действительности, приземленности существования, а может быть, и судьбы. Людей, чье существование лишено возвышенной мечты, наполненности смыслом).
- Что является содержанием жизни таких людей?
(Удовлетворение физиологических потребностей).
- Прошло два дня. Что изменилось в сарае?
(Теперь он был другим. "В самом центре его души :теперь пульсировала живая смерть:-Все это было им.")
- Автор использует прием деэстетизации. Зачем?
(Образ жизни бочки вызывает отвращение и у сарая, и у читателя)
- Назовите средство выразительности, использованное Пелевиным в словосочетании "живая смерть".
(Оксюморон)
- Какова роль оксюморона?
(Так Пелевин иносказательно описывает процесс деградации личности, ее подверженность социальным условиям существования, губительно влияющим на душу.)
-Как Номера 13 и 14 объяснили все случившееся?
("Элементарный возрастной перелом".
"Вхождение в реальный мир с его заботами и тревогами всегда сопряжено с некоторыми трудностями". А для Номера XII - трагедия!)
- Что же получается? Если жизнь дает тебе такую реальность, нужно смириться и ни к чему не стремиться?..
- Новая жизнь сарая была двойной: на одной чаше весов мироощущение бочки с огурцами, на другой - шелест шин. Что же победит?
- Давайте посмотрим, как проявляется эта двойственность. (реализация индивидуального задания)
Но вдруг однажды:
Социализация
3 группа читает свои варианты финала.
Разрыв
- Чтение финала учителем.
- В чем суть такой развязки?
(Предпочитает смерть, чем прозябание, смирение с тем существованием, которое дает ему действительность в лице бочки с огурцами.)
- Но это не развязка. Это кульминация.
Чтение учителем.
- В чем смысл финала?
(Сарая нет, но душа бессмертна, и именно она способна осуществить мечту).
- Критик и писатель А.Генис говорит, что В.Пелевин пишет в жанре басни, "мораль" из которой должен извлечь сам читатель.
Задайте себе вопрос: "Что говорит мне текст?" и ответьте на него.
(Если очень хотеть, то мечта осуществится, а если даже нет, она нужна, чтобы раскрасить жизнь, чтобы жизнь не превратилась в бессмысленное прозябание.
Учит искать в себе силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам (мироощущению бочки с огурцами). Учит не терять с возрастом способности мечтать. Учит оставаться самим собой, не терять своей индивидуальности).
- Какие литературные ассоциации вызывает гибель главного героя?
(Лермонтов "Мцыри", Горький "Песня о Соколе" Набоков "Пильграм":)
- Подпишите справа новые ассоциации к слову сарай, которые возникли у вас после знакомства с рассказом В.Пелевина.
- Мечта
- Полет
- Индивидуальность
- Упрямство
- Отсутствие серости, бесцветности существования
- Свобода
- Право на выбор
Рефлексия
Составьте синквейн - образ результата, требующий синтеза информации.
(Учитель может предложить свой)
- Сарай Номер 12
- Мечтающий, упрямый
- Познает себя, сопротивляется, борется
- "Лишь бездарный покоряется судьбе" (Абай Кунанбаев)
- Обретение свободы
- Я желаю всем нам не потерять способности мечтать, находить силы сопротивляться жизненным обстоятельствам и помнить слова Абая Кунанбаева.
В качестве домашнего задания дети получают сочинение - рассуждение на выбор:
1) В жизни по-разному можно жить:
2) Для чего автор соединяет мир живых существ и мир неживой материи?
3) Сопоставьте "Жизнь и приключения сарая Номр XII" В.Пелевина с рассказом В.Набокова "Пильграм". Какая мысль объединяет эти произведения?
В ходе работы на доске и в тетрадях появляется следующая запись (См. презентацию):
Контроль за работой в группах поручен консультантам
В процессе реализации активных форм возможно возникновение следующих проблем, к которым нужно подготовиться заранее:
- недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных членов;
- затянувшиеся споры;
- межличностный конфликт отдельных участников;
Решение:
выработка правил нормы и правил совместной деятельности:
- Слушать и слышать друг друга.
- Не перебивать.
- Соблюдать регламент.
- Слушать команды ведущего.
- Не критиковать.
- Уважать позицию каждого.
- Соблюдать очередность слова и т.д.
Но несмотря на определенные трудности, обучение в рамках мастерской очень многое дает и ребенку, и группе, и классу.
Конкретному ученику:
- осознание включенности в общую работу;
- развитие личностной рефлексии;
становление активной субъективной позиции в учебной и иной деятельности;
Учебной микрогруппе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение гибкой системы социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
Классу:
- формирование класса как групповой общности;
- повышение познавательной активности класса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;