Литература
-
Мой край в поэзии и живописи. (Урок, посвященный 250-летию со дня вхождения алтайского народа в состав России) 2009
Воспитание любви к родному краю, продолжение знакомства с алтайской поэзией и культурой.
-
Анализ монолога с ключом — ключ к пониманию Человека не только в драме "Гроза" 2009
Преподавание литературы в школе не должно сводиться к выработке готовых рецептов решения проблем, к формулированию набора готовых «правильных» ответов – это аксиома. Всмотримся пристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологов Женщины, заглянем в её мир, постараемся понять мотивы её поступков, ибо человеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни от времени пребывания в мире.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. Л.Пантелеев. "Две лягушки" 2009
Урок изучающего чтения, на котором повторяются понятия «сказка, «авторская сказка». Данный урок формирует у учащихся умение называть произведение, определять тему и идею, понимать авторское отношение к героям; воспитывать нравственные качества.
-
Литературная игра по пьесе Островского "Гроза" 2009
Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт - "сын ошибок трудных" - игра в форме филлворда по пьесе Островского "Гроза" с элементами театрализации.
-
"Шли по войне девчата, похожие на парней". Час поэзии 2009
Час поэзии проведен в 9-м классе ко дню Великой Победы. Ребята собирали краеведческий материал, побывали в Совете ветеранов Великой Отечественной войны, встретились с участниками Сталинградской битвы, которые поведали о тех горячих днях. Девятиклассники сделали интересные подборки стихотворений местных поэтов, оформили выставку.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я очень люблю Родину" 2009
В жизни и судьбе Есенина всё объяснимо и вместе с тем загадочно и таинственно. Цель данного урока заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством. Показать, что Есенин – это вечное.
-
Житийная литература в семейном чтении как средство нравственного воспитания подростков 2009
Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству нравственного воспитания ребёнка. В статье даны советы по чтению литературы, и в частности житийной, как форме нравственного воспитания подростка.
-
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциального обучения 2009
Технологическая карта урока на основе дифференцированного обучения. Представленная разработка одного из заключительных уроков по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» содержит основные этапы урока для учащихся разных уровней обученности.
-
Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина 2009
Интегрированный урок русского языка и литературы направлен на изучение "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина и одновременно усвоение темы "Обращение". Урок воспитывает любовь к поэзии; учит детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
-
"Друзья! Прекрасен наш союз!" 2009
Цель урока – раскрыть отношение А.Пушкина к друзьям, дружбе. Для достижения цели решаются следующие задачи: раскрытие понятия дружбы; пробуждение интереса к личности поэта; раскрытие важности заботы о других людях. По ходу урока обучающиеся отвечают на вопросы теста, проводят аналитическую работу с текстами, рассуждают о значении дружбы в жизни человека, основываясь на «Письмах о добром» Д.С. Лихачёва.
-
Литературная гостиная "Пусть душа останется чиста…" 2009
Знакомство с жизнью и творчеством поэта на основе материалов, взятых из книги основательницы музея Н.М. Рубцова в г. Москве М.А. Полётовой "Н.Рубцов. Малоизвестные факты биографии", а также из журнала "Наука и бизнес на Мурмане".
-
Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2009
Цель: формирование у детей устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века. Предлагаемая система работы способствует интенсификации учебного процесса, позволяя дополнить программное содержание уроков литературы.
-
Разноуровневые задания по литературе для учащихся 10–11-х классов 2009
Предлагаются контрольные разноуровневые задания по литературе для учащихся 10-11-х классов. В содержании этих контрольных работ реализуются основные требования разноуровнего обучения: каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант и набрать желаемое количество баллов.
-
Урок литературы в 6-м классе "Археологические раскопки, или Путешествие по Древней Греции" 2009
Мы с вами продолжаем путешествие в увлекательный, чарующий и загадочный мир страны, именуемой колыбелью культуры. Перед нами Древняя Греция. Шаг за шагом, урок за уроком мы приобщаемся к прекрасному миру этой страны.
-
Личностно-ориентированный урок по литературе. "Любовь и счастье в романе И.Тургенева "Отцы и дети" 2009
Назначение личностно-ориентированных уроков состоит в том, чтобы содействовать становлению человека. Такие уроки позволяют пополнить опыт творческой деятельности и развивают эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание героям в ходе чтения и анализа художественного произведения.
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. "Памятник Ю.П. Вревской" 2009
Пробуждая дар души, школьники учатся размышлять о собственной судьбе, о своём мире и предназначении. Только на основе вечных этических ценностей, выработанных культурой и временем, возможны социальный прогресс и нравственное развитие общества и человека.
-
Образ зеркала в творчестве Анны Ахматовой 2009
Учитель сообщает о значении зеркала, о его символике. Ученики выясняют, какое значение имел образ зеркала в определенный период творчества: с 1910 по 1960-е гг. Общий вывод: в разные годы образ зеркала у поэта приобретал новое значение. Через этот художественный образ А.Ахматова сумела показать не только судьбу отдельной личности, но и историю страны.
-
Разработка урока "Живая душа природы" с элементами здоровьесбережения 2009
Предлагается разработка урока в младшей возрастной группе "Живая душа природы". Хоровые речевые разминки позволяют вырабатывать чистое и четкое проговаривание стихотворных форм. В качестве рефлексивного этапа урока школьники рисуют Матушку-Природу. Презентация рисунков является важным этапом в плане формирования у обучающихся самостоятельного и креативного мышления.
-
Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров" 2009
Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего, на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений. Данный материал поможет учителю при обучении учащихся сочинениям различных жанров.
-
Конспект урока–путешествия по рассказу А.И. Солженицына "Захар-Калита" по теме: «Забытые дороги "срединной" России» 2009
Разрабатывая урок-путешествие по рассказу А.И. Солженицына «Захар-Калита», учитель хочет привлечь внимание обучающихся к событиям русской истории, поднять проблему сохранения памятников истории и культуры своей страны. На уроке используются элементы анализа текста.
-
Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»" 2009
Обучение анализу стихотворения — одно из направлений работы учителя литературы. В разработке данного урока представлены элементы анализа стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», а также подготовлен рассказ об истории создания произведения.
-
Образ государства в повестях Ю.Тынянова и романе М.Булгакова 2009
Урок помогает организовать знакомство с произведениями Ю.Тынянова, его взглядом на исторический процесс; развивать навыки сопоставления произведений разных авторов.
-
Литературная игра "Умники и умницы". 2-й класс 2009
Данная игра посвящена произведениям Н.Носова. Участие принимают победители отборочного тура, а остальной класс сидит в "зале" и имеет возможность заработать орден при правильном ответе на вопрос.
-
Открытый урок "Игумен земли Русской". Заочное путешествие в Троице-Сергиеву лавру (8-й класс) 2009
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о многогранной личности преподобного Сергия и его эпохе, об особенностях древнерусской литературы и законах жанра жития. 2. Вызвать живой интерес к истории русской культуры и русской церкви. 3. Воспитывать патриотические чувства к родной земле. 4. Способствовать учащимся проникнуться духом эпохи, времени, описываемом в житие, представить неземной облик святого, понять силу и красочность народного языка жития.
-
"Возвращающиеся" имена (Анализ новеллы С.Д. Кржижановского "Единогласно") 2009
В статье предлагаются материалы к уроку по анализу новеллы С.Д. Кржижановского «Единогласно». (Текс новеллы включен в статью.) Материалы могут быть использованы при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (часть С) или при изучении литературного процесса ХХ века.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Русский сентиментализм" 2009
Цель этого занятия: создать представление у учащихся о сентиментализме как художественном методе в литературе, культуре XVIII века. В ходе урока используются аналитические и творческие задания, тестирование, демонстрация презентации.
-
Новый год через века 2009
Сценарий спектакля написан с использованием материалов разных эпох, когда русский язык, как живой и разговорный, трансформировался и менялся. Спектакль несет воспитательную и образовательную функцию. Он состоит из пролога, шести действий и эпилога.
-
Урок литературы по теме "Стихотворные размеры. Повторение. Урок-практикум" 2009
Урок-практикум» для учащихся 6—7-х классов позволяет повторить и проверить уровень знаний по стихосложению в курсе литературы. Повторение теории закрепляется рядом практических упражнений: «Стихотворные размеры», «Рифма». Урок сопровождается приложением-презентацией «Стихотворные размеры». В качестве дидактического материала используются стихотворения как известных авторов, так и самих учащихся.
-
Урок словесности "Гимн морю" 2009
Пример интегрированного урока литературы и МХК.
-
Адаптированные задания для работы над романом И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Адаптированные задания ориентированы на учебник "Русская литература XIX века" для 10-го класса под редакцией В.И. Коровина и могут быть использованы в качестве домашнего или индивидуального задания во время урока. Они помогут учащимся подготовиться к устному ответу и сочинению по роману.