Литература
-
Педмастерская по теме: "Жизнь - подвиг" (о жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой) 2009
Урок, проводимый в рамках изучения культуры Серебряного века, знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Е.Ю. Кузьминой–Караваевой (матери Марии). Форма урока - педмастерская – позволяет каждому участнику продемонстрировать навыки анализа поэтического текста, исследовательской работы литературоведческого характера, декламационные навыки и др.
-
Литературно-музыкальная композиция "Этот день мы приближали, как могли" 2009
Цель литературно-музыкальной композиции – рассказать о творчестве нескольких фронтовых поэтов, раскрыть их гражданский и поэтический подвиг, их нерушимое единство с народом в дни испытаний, способствовать развитию у учащихся любви к поэзии, способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
-
Поэтический час по творчеству Кобзева. "Радонежье" 2009
Разработка содержит большое количество стихотворений поэта Игоря Кобзева. Поэтический час можно использовать как самостоятельно проведённое мероприятие или в системе уроков по теме «Природа в стихах русских писателей». Основная цель – знакомство с творчеством мало известного ученикам поэта и развитие творческих способностей детей.
-
Проектный метод на уроках литературы. Методические рекомендации по подготовке урока–проекта "Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина" 2009
Применение проектно-исследовательского метода обучения имеет ряд преимуществ. Как организовать работу учителя при подготовке проекта: определить цели, временные границы, этапы деятельности, разработать темы - рассматривается на примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
-
Нравственные проблемы в литературе наших дней 2009
Предложенный курс входит в число предметно ориентированных курсов, рассчитан на 12 часов. В результате прохождения курса учащиеся будут иметь представление о том, как по-разному писатели отражают нравственные приёмы бытия; будут уметь рассуждать логически, доказательно; будут знать, как написать отзыв на художественное произведение, как дать полную характеристику одному герою или нескольким; будут владеть техникой анализа художественного текста и разбора лирического стихотворения.
-
Фольклорные традиции в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
На уроке рассматриваются фольклорные традиции в «Песне…»: стилеобразующие средства, их место и роль в произведении. Особенности стиля поэмы показывают, как глубоко постиг Лермонтов дух народной поэзии и выразил народный взгляд на мир, нравственные идеалы языком самого народа. Особое внимание на уроке отводится развитию интереса к прошлому нашей страны, осознанию нравственных ценностей и формированию устойчивых ценностных ориентаций.
-
Интегрированный урок (география + литература) "Приведи в порядок планету" 2009
На уроке ребятам предлагается обсудить некоторые экологические проблемы через призму полученных знаний по литературе и географии и тексты произведений А. де Сент-Экзюпери, К.Г. Паустовского, пейзажную лирику русских поэтов. Возможности цифровых образовательных ресурсов позволили проиллюстрировать материалы урока, сделать его эмоциональнее.
-
"Стечение обстоятельств" (урок внеклассного чтения по творчеству А.В. Вампилова) 2009
Творчество А.В. Вампилова изучается в старших классах. На уроках литературы говорят в основном о его пьесах. Но у этого автора есть и рассказы. Урок внеклассного чтения "Стечение обстоятельств" в 6-м классе нацелен на знакомство с творчеством Вампилова-писателя.
-
Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина) 2009
Изучение лирики - проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, грамотно и тактично ведущего юного читателя к постижению смысла стихотворения, первостепенна; главным на уроке становится совместный творческий поиск. Роль учителя в том, чтобы направить мысль в нужное русло, когда возникают затруднения - оказать помощь.
-
Мой край в поэзии и живописи. (Урок, посвященный 250-летию со дня вхождения алтайского народа в состав России) 2009
Воспитание любви к родному краю, продолжение знакомства с алтайской поэзией и культурой.
-
Анализ монолога с ключом — ключ к пониманию Человека не только в драме "Гроза" 2009
Преподавание литературы в школе не должно сводиться к выработке готовых рецептов решения проблем, к формулированию набора готовых «правильных» ответов – это аксиома. Всмотримся пристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологов Женщины, заглянем в её мир, постараемся понять мотивы её поступков, ибо человеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни от времени пребывания в мире.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. Л.Пантелеев. "Две лягушки" 2009
Урок изучающего чтения, на котором повторяются понятия «сказка, «авторская сказка». Данный урок формирует у учащихся умение называть произведение, определять тему и идею, понимать авторское отношение к героям; воспитывать нравственные качества.
-
Литературная игра по пьесе Островского "Гроза" 2009
Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт - "сын ошибок трудных" - игра в форме филлворда по пьесе Островского "Гроза" с элементами театрализации.
-
"Шли по войне девчата, похожие на парней". Час поэзии 2009
Час поэзии проведен в 9-м классе ко дню Великой Победы. Ребята собирали краеведческий материал, побывали в Совете ветеранов Великой Отечественной войны, встретились с участниками Сталинградской битвы, которые поведали о тех горячих днях. Девятиклассники сделали интересные подборки стихотворений местных поэтов, оформили выставку.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я очень люблю Родину" 2009
В жизни и судьбе Есенина всё объяснимо и вместе с тем загадочно и таинственно. Цель данного урока заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством. Показать, что Есенин – это вечное.
-
Житийная литература в семейном чтении как средство нравственного воспитания подростков 2009
Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству нравственного воспитания ребёнка. В статье даны советы по чтению литературы, и в частности житийной, как форме нравственного воспитания подростка.
-
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциального обучения 2009
Технологическая карта урока на основе дифференцированного обучения. Представленная разработка одного из заключительных уроков по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» содержит основные этапы урока для учащихся разных уровней обученности.
-
Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина 2009
Интегрированный урок русского языка и литературы направлен на изучение "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина и одновременно усвоение темы "Обращение". Урок воспитывает любовь к поэзии; учит детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
-
"Друзья! Прекрасен наш союз!" 2009
Цель урока – раскрыть отношение А.Пушкина к друзьям, дружбе. Для достижения цели решаются следующие задачи: раскрытие понятия дружбы; пробуждение интереса к личности поэта; раскрытие важности заботы о других людях. По ходу урока обучающиеся отвечают на вопросы теста, проводят аналитическую работу с текстами, рассуждают о значении дружбы в жизни человека, основываясь на «Письмах о добром» Д.С. Лихачёва.
-
Литературная гостиная "Пусть душа останется чиста…" 2009
Знакомство с жизнью и творчеством поэта на основе материалов, взятых из книги основательницы музея Н.М. Рубцова в г. Москве М.А. Полётовой "Н.Рубцов. Малоизвестные факты биографии", а также из журнала "Наука и бизнес на Мурмане".
-
Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2009
Цель: формирование у детей устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века. Предлагаемая система работы способствует интенсификации учебного процесса, позволяя дополнить программное содержание уроков литературы.
-
Разноуровневые задания по литературе для учащихся 10–11-х классов 2009
Предлагаются контрольные разноуровневые задания по литературе для учащихся 10-11-х классов. В содержании этих контрольных работ реализуются основные требования разноуровнего обучения: каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант и набрать желаемое количество баллов.
-
Урок литературы в 6-м классе "Археологические раскопки, или Путешествие по Древней Греции" 2009
Мы с вами продолжаем путешествие в увлекательный, чарующий и загадочный мир страны, именуемой колыбелью культуры. Перед нами Древняя Греция. Шаг за шагом, урок за уроком мы приобщаемся к прекрасному миру этой страны.
-
Личностно-ориентированный урок по литературе. "Любовь и счастье в романе И.Тургенева "Отцы и дети" 2009
Назначение личностно-ориентированных уроков состоит в том, чтобы содействовать становлению человека. Такие уроки позволяют пополнить опыт творческой деятельности и развивают эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание героям в ходе чтения и анализа художественного произведения.
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. "Памятник Ю.П. Вревской" 2009
Пробуждая дар души, школьники учатся размышлять о собственной судьбе, о своём мире и предназначении. Только на основе вечных этических ценностей, выработанных культурой и временем, возможны социальный прогресс и нравственное развитие общества и человека.
-
Образ зеркала в творчестве Анны Ахматовой 2009
Учитель сообщает о значении зеркала, о его символике. Ученики выясняют, какое значение имел образ зеркала в определенный период творчества: с 1910 по 1960-е гг. Общий вывод: в разные годы образ зеркала у поэта приобретал новое значение. Через этот художественный образ А.Ахматова сумела показать не только судьбу отдельной личности, но и историю страны.
-
Разработка урока "Живая душа природы" с элементами здоровьесбережения 2009
Предлагается разработка урока в младшей возрастной группе "Живая душа природы". Хоровые речевые разминки позволяют вырабатывать чистое и четкое проговаривание стихотворных форм. В качестве рефлексивного этапа урока школьники рисуют Матушку-Природу. Презентация рисунков является важным этапом в плане формирования у обучающихся самостоятельного и креативного мышления.
-
Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров" 2009
Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего, на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений. Данный материал поможет учителю при обучении учащихся сочинениям различных жанров.
-
Конспект урока–путешествия по рассказу А.И. Солженицына "Захар-Калита" по теме: «Забытые дороги "срединной" России» 2009
Разрабатывая урок-путешествие по рассказу А.И. Солженицына «Захар-Калита», учитель хочет привлечь внимание обучающихся к событиям русской истории, поднять проблему сохранения памятников истории и культуры своей страны. На уроке используются элементы анализа текста.
-
Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»" 2009
Обучение анализу стихотворения — одно из направлений работы учителя литературы. В разработке данного урока представлены элементы анализа стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», а также подготовлен рассказ об истории создания произведения.