План-конспект урока армянской литературы в 8-м классе. Тема: "Стихотворение Наири Зарьяна "Армянский язык". Восприятие, анализ, оценка"

Разделы: Литература


Цели урока:

Обучающая:

  • Обучение анализу лирического произведения в единстве формы и содержания.
  • Продемонстрировать роль родного /армянского /языка в большой и героической истории армянского народа, его жизнеспособность на все времена, любовь и преданность поэта к родному языку.
  • Познакомить учащихся с высказываниями великих людей о языке и его неоценимой роли в развитии культуры народа.

Развивающая:

  • Расширять понятие о языке, как о средстве общения и обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
  • Совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся.

Воспитательная:

  • Воспитание любви к армянскому языку и ко всем языкам братских народов;
  • Формирование стремления беречь родной язык как зеницу ока, бороться за его чистоту.

Методы преподавания: словесные, наглядные.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: портрет Н.Зарьяна, стенгазета, сделанная учащимися, высказывания, цитаты о языке, карта древней Армении, илюстрации, словарь эпитетов, мои авторские книги “Ради земли и очага”, “По зову предков”.

Ход урока

1. Оргмомент. Целеполагание

Учитель – Тема сегодняшнего урока –“ Стихотворение Н.Зарьяна “Армянский язык”. Восприятие, анализ, оценка.”

Мы узнаем, какой путь прошел наш родной многострадальный армянский язык, какими способами выражает поэт свою любовь к родному языку.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель – Перед изучением новой темы вспомним пройденный материал. Что вам известно о Н.Зарьяне?
Ученик – Н.Зарьян - один из выдающихся поэтов армянской литературы 20-го века.
Учитель – Где и когда родился поэт?
Ученик – Поэт родился в 1900 году в селе Хараконис , где по преданию находится могила великого армянского поэта средневековья Нагапета Кучака.
Учитель – Что вы знаете о Родине Н. Зарьяна?

Ученик – Малая Родина поэта – Хараконис. Он находится в Турции. В 1915 году во время геноцида армянского народа со стороны Османской Турции, Зарьян с односельчанами с помощью России перебрался в Восточную Армению в г. Ереван, таким образом он лишился малой Родины.

Учитель – Что можете сказать о псевдониме поэта?
Ученик – Наири – историческое имя Армении, поэт взял этот псевдоним по совету великого армянского поэта Егише Чаренца.
Учитель – Какое стихотворение Зарьяна мы изучали в VI классе?
Ученик – Стихотворение “Родной дом”.
Учитель – Какова основная идея стихотворения?

Ученик – В стихотворении “Родной дом” поэт с большой любовью и признательностью вспоминает родной дом, выражает нежные чувства, связанные с детством, родным очагом, матерью.

Учитель –Прочитайте стихотворение “Родной дом” наизусть.

(1 – 2 ученика читают наизусть стихотворение “Родной дом”)

3. Изучение новой темы.

Учитель – Тема нашего урока – Анализ стихотворения “Армянский язык”. А что такое язык? Слово “язык” многозначно. Сегодня мы поговорим о языке не как о человеческом органе, а как об орудии, с помощью которого можно общаться, обмениваться мыслями. Каждый народ и каждая нация имеет свой язык. И каждый дорожит своим языком. О языке очень красиво сказали знаменитые люди. Вот что сказал великий писатель, наш соотечественник (родился в г. Ростове-на-Дону и похоронен там же) Микаел Налбандян : “Язык – та ужасная сила, против которого бессильны даже миллионы штыков варваров”.

Хачатур Абовян – писатель XIX века сказал: “Ах, язык, язык, если не был бы язык, человек на что был бы похож. Хранитель нашей нации – язык”.

Аветик Исаакян: “ Наш язык – совесть наша, святой хлеб нашего стола, зов нашей души и вкус нашего рта, наш язык – наша кровь, он дороже крови, наш аромат и наш цвет, наш язык – это мы”.

Мы должны всегда помнить высказывания великих русских мыслителей. Л.Н.Толстой: “…Настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа”.

Великий педагог К.Д.Ушинский: “Язык – это то незаменимое средство, которое не только связывает поколения, но и является одним из жизненных предпосылок существования народа. Отнимите у народа все, он может вернуть, но отнимите язык, он никогда не создаст его. Народ может создать даже новую Родину, но язык – никогда. Умрет язык – умрет и народ”.

Учитель просит учащихся прокомментировать высказывания о языке.

Какое из высказываний, на ваш взгляд, самое яркое и точное?

Учащиеся отвечают на предложенный вопрос, аргументируют свои точки зрения.

Учитель, подводя итоги ответов учащихся:

Эти высказывания полностью касаются и армянского языка. Наш язык имеет вековую историю. Он всегда живой и неисчерпаемый. Богатырский наш родоначальник – Айк с помощью языка сплачивал народ и победил захватчика Бела.

В годы Великой Отечественной войны для поэзии Н.Зарьяна было характерным чувства патриотизма и национальной гордости. И стихотворение “Армянский язык”, написанное в годы войны, воспринялось как призыв Родины и его старинной культуры.

Послушайте это стихотворение.

Учитель читает стихотворение наизусть.

Какие слова вам не понятны ?

Словарная работа.

Учитель пишет на доске непонятные слова, объясняет, дети пишут в словариках.

Теперь давайте ещё раз выразительно прочитаем стихотворение.

Анализ лирического произведения.

  1. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?
  2. Какова композиция этого лирического произведения?
  3. Назовите изобразительно – выразительные средства, которые использует автор. Приведите примеры.
  4. С какой целью Н.Зарьян использует эпитеты, метафоры, сравнения?
  5. Какие образы – символы есть в стихотворении?
  6. Какова идея стихотворение Н.Зарьяна “Армянский язык”?
  7. Какие характерные черты поэзии Н.Зарьяна мы можем отметить в этом стихотворении?

Материал к анализу стихотворения:

Стихотворение состоит из 14 строк. В первых строках поэт призывает читателя прославить “родной”, “сладкий”, “нежный”, “чувствительный” армянский язык, который является “водой поля”, “струной души”, “мечью в руках”. Прославить тот язык, который является условием существования целого народа и залогом его самостоятельности. Армянский язык, видевший многочисленные бедствия, хорошо знает цену мирного, плодотворного труда, поэтому он всегда сверкает против насилия. Наш язык – брат языков героических народов и требует от нас, чтобы всегда были верны традициям. В стихотворении как река Волга символизирует матушку - Россию, так и река Аракс – Армению. Армянский народ любит и ценит все братские языки, а к языку великого брата русского народа относится с почтением. Потому что, как сказал основоположник армянской новой литературы Хачатур Абовян: “Ни один язык, ни восточный и ни западный, не является для армян столь благотворным, как русский”.

Величественный пафос, лиричность стихотворения, ораторское обращение – характерные черты Н.Зарьяна. Стихотворение богато эпитетами, метафорами, образными выражениями.

4. Подведение итогов урока.

Учитель – Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились ?

Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Какое настроение оно пробуждает?

Ученик – В стихотворении виден наш народ своим старинным языком, культурой, героическим прошлым. Стихотворение наполняет наши сердца чувством законной гордости.
Учитель – Какие способы выразительности употребляет автор? И в каких строках? Какие еще знаете стихотворения , посвященные языку?
Ученик – Стихотворение Сильвы Капутикян “Слово моему сыну”.

Учитель оценивает ответы учеников.

5. Задание на дом: Выучить стихотворение наизусть. Выполнить задания № 3,4.

Урок заканчивается песней М.Йорганца “Давайте петь по-армянски”.