Цели урока:
Обучающая:
- Обучение анализу лирического произведения в единстве формы и содержания.
- Продемонстрировать роль родного /армянского /языка в большой и героической истории армянского народа, его жизнеспособность на все времена, любовь и преданность поэта к родному языку.
- Познакомить учащихся с высказываниями великих людей о языке и его неоценимой роли в развитии культуры народа.
Развивающая:
- Расширять понятие о языке, как о средстве общения и обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
- Совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся.
Воспитательная:
- Воспитание любви к армянскому языку и ко всем языкам братских народов;
- Формирование стремления беречь родной язык как зеницу ока, бороться за его чистоту.
Методы преподавания: словесные, наглядные.
Форма урока: традиционная.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: портрет Н.Зарьяна, стенгазета, сделанная учащимися, высказывания, цитаты о языке, карта древней Армении, илюстрации, словарь эпитетов, мои авторские книги “Ради земли и очага”, “По зову предков”.
Ход урока
1. Оргмомент. Целеполагание
Учитель – Тема сегодняшнего урока –“ Стихотворение Н.Зарьяна “Армянский язык”. Восприятие, анализ, оценка.”
Мы узнаем, какой путь прошел наш родной многострадальный армянский язык, какими способами выражает поэт свою любовь к родному языку.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель – Перед изучением новой темы
вспомним пройденный материал. Что вам известно о
Н.Зарьяне?
Ученик – Н.Зарьян - один из выдающихся поэтов
армянской литературы 20-го века.
Учитель – Где и когда родился поэт?
Ученик – Поэт родился в 1900 году в селе
Хараконис , где по преданию находится могила
великого армянского поэта средневековья
Нагапета Кучака.
Учитель – Что вы знаете о Родине Н. Зарьяна?
Ученик – Малая Родина поэта – Хараконис. Он находится в Турции. В 1915 году во время геноцида армянского народа со стороны Османской Турции, Зарьян с односельчанами с помощью России перебрался в Восточную Армению в г. Ереван, таким образом он лишился малой Родины.
Учитель – Что можете сказать о псевдониме
поэта?
Ученик – Наири – историческое имя Армении,
поэт взял этот псевдоним по совету великого
армянского поэта Егише Чаренца.
Учитель – Какое стихотворение Зарьяна мы
изучали в VI классе?
Ученик – Стихотворение “Родной дом”.
Учитель – Какова основная идея
стихотворения?
Ученик – В стихотворении “Родной дом” поэт с большой любовью и признательностью вспоминает родной дом, выражает нежные чувства, связанные с детством, родным очагом, матерью.
Учитель –Прочитайте стихотворение “Родной дом” наизусть.
(1 – 2 ученика читают наизусть стихотворение “Родной дом”)
3. Изучение новой темы.
Учитель – Тема нашего урока – Анализ стихотворения “Армянский язык”. А что такое язык? Слово “язык” многозначно. Сегодня мы поговорим о языке не как о человеческом органе, а как об орудии, с помощью которого можно общаться, обмениваться мыслями. Каждый народ и каждая нация имеет свой язык. И каждый дорожит своим языком. О языке очень красиво сказали знаменитые люди. Вот что сказал великий писатель, наш соотечественник (родился в г. Ростове-на-Дону и похоронен там же) Микаел Налбандян : “Язык – та ужасная сила, против которого бессильны даже миллионы штыков варваров”.
Хачатур Абовян – писатель XIX века сказал: “Ах, язык, язык, если не был бы язык, человек на что был бы похож. Хранитель нашей нации – язык”.
Аветик Исаакян: “ Наш язык – совесть наша, святой хлеб нашего стола, зов нашей души и вкус нашего рта, наш язык – наша кровь, он дороже крови, наш аромат и наш цвет, наш язык – это мы”.
Мы должны всегда помнить высказывания великих русских мыслителей. Л.Н.Толстой: “…Настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа”.
Великий педагог К.Д.Ушинский: “Язык – это то незаменимое средство, которое не только связывает поколения, но и является одним из жизненных предпосылок существования народа. Отнимите у народа все, он может вернуть, но отнимите язык, он никогда не создаст его. Народ может создать даже новую Родину, но язык – никогда. Умрет язык – умрет и народ”.
Учитель просит учащихся прокомментировать высказывания о языке.
Какое из высказываний, на ваш взгляд, самое яркое и точное?
Учащиеся отвечают на предложенный вопрос, аргументируют свои точки зрения.
Учитель, подводя итоги ответов учащихся:
Эти высказывания полностью касаются и армянского языка. Наш язык имеет вековую историю. Он всегда живой и неисчерпаемый. Богатырский наш родоначальник – Айк с помощью языка сплачивал народ и победил захватчика Бела.
В годы Великой Отечественной войны для поэзии Н.Зарьяна было характерным чувства патриотизма и национальной гордости. И стихотворение “Армянский язык”, написанное в годы войны, воспринялось как призыв Родины и его старинной культуры.
Послушайте это стихотворение.
Учитель читает стихотворение наизусть.
Какие слова вам не понятны ?
Словарная работа.
Учитель пишет на доске непонятные слова, объясняет, дети пишут в словариках.
Теперь давайте ещё раз выразительно прочитаем стихотворение.
Анализ лирического произведения.
- Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Какова композиция этого лирического произведения?
- Назовите изобразительно – выразительные средства, которые использует автор. Приведите примеры.
- С какой целью Н.Зарьян использует эпитеты, метафоры, сравнения?
- Какие образы – символы есть в стихотворении?
- Какова идея стихотворение Н.Зарьяна “Армянский язык”?
- Какие характерные черты поэзии Н.Зарьяна мы можем отметить в этом стихотворении?
Материал к анализу стихотворения:
Стихотворение состоит из 14 строк. В первых строках поэт призывает читателя прославить “родной”, “сладкий”, “нежный”, “чувствительный” армянский язык, который является “водой поля”, “струной души”, “мечью в руках”. Прославить тот язык, который является условием существования целого народа и залогом его самостоятельности. Армянский язык, видевший многочисленные бедствия, хорошо знает цену мирного, плодотворного труда, поэтому он всегда сверкает против насилия. Наш язык – брат языков героических народов и требует от нас, чтобы всегда были верны традициям. В стихотворении как река Волга символизирует матушку - Россию, так и река Аракс – Армению. Армянский народ любит и ценит все братские языки, а к языку великого брата русского народа относится с почтением. Потому что, как сказал основоположник армянской новой литературы Хачатур Абовян: “Ни один язык, ни восточный и ни западный, не является для армян столь благотворным, как русский”.
Величественный пафос, лиричность стихотворения, ораторское обращение – характерные черты Н.Зарьяна. Стихотворение богато эпитетами, метафорами, образными выражениями.
4. Подведение итогов урока.
Учитель – Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились ?
Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Какое настроение оно пробуждает?
Ученик – В стихотворении виден наш народ
своим старинным языком, культурой, героическим
прошлым. Стихотворение наполняет наши сердца
чувством законной гордости.
Учитель – Какие способы выразительности
употребляет автор? И в каких строках? Какие еще
знаете стихотворения , посвященные языку?
Ученик – Стихотворение Сильвы Капутикян
“Слово моему сыну”.
Учитель оценивает ответы учеников.
5. Задание на дом: Выучить стихотворение наизусть. Выполнить задания № 3,4.
Урок заканчивается песней М.Йорганца “Давайте петь по-армянски”.