Цели урока:
- Продолжение знакомства с творчеством В.А.Жуковского, изучение стихотворения «Певец во стане русских воинов».
- Повторение изученного о классицизме и романтизме.
- Понять, какие художественные открытия совершил В.А.Жуковский.
- Воспитание чувства любви к Родине, уважения к славе предков.
Ход урока.
«Литературный Коломб Руси», открыватель «Америки романтизма», первый поэт нового времени, воспитатель Александра II, критик и издатель, литературный учитель Пушкина… Это все о нем – о Василии Андреевиче Жуковском.
- Что известно вам о творчестве этого поэта? Какие произведения мы читали? Что нового внес Василий Андреевич в русскую поэзию? (первый русский поэт-романтик)
- Скажите, а возможно ли, на ваш взгляд, такое сочетание – «романтическая ода»?
- Перечислите признаки оды как литературного жанра(Высокий стиль, воспевание царей и полководцев, государственных деятелей, патриотическая идея).
- То есть, ода – это произведение, относящееся к эпохе классицизма в литературе. Получается, что фраза «романтическая ода» - это то же самое, что «романтический классицизм»? Возможно ли такое сочетание или это тавтология?
- Перечислите признаки романтизма. (Внимание к личности героя, его внутреннему миру, одиночество героя, конфликт с внешним миром)
- Возможно ли было в эпоху классицизма решение в одном произведении столь разных задач: показ переживаний отдельного персонажа и воспевание государственной идеи? Какие произведения вы можете привести в пример? (Возможно, «Фелица» Державина).
Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным произведением, появление которого принесло Жуковскому славу первого поэта России, пришедшего на смену стареющему Державину. (Чтение «Певца во стане русских воинов»)
- Какое событие русской истории воодушевило Жуковского на написание этого произведения? (Летом 1812 года, узнав о начале войны с Наполеоном, Жуковский покинул деревню и приехал в Москву. Там в чине поручика вступил в ополчение. В день Бородинской битвы находился в резерве – «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». Затем составлял листовки, бюллетени. «По трупам завоевателей добрался до Вильны». В дальнейших военных действиях участвовать не захотел. «Так как теперь война не внутри, а вне России, то почитаю себя вправе сойти с этой дороги..» - объяснял Василий Андреевич. )
Класс делится на две группы. Одна – критики - классицисты. Вторая – критики - романтики. Задача каждой группы – доказать, что произведение относится к данному направлению в литературе.
Группа «классицисты»: ( могут ответить приблизительно на такие вопросы)
Каких одописцев упоминает Жуковский? (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, В.П.Петров)
Какова тема произведения? Как она развивается в стихотворении? (военно-патриотическая тематика)
Как построено стихотворение? (Представлет собой череду здравиц в честь царя, Отчизны и героев войны)
Что (кого) прославляет поэт? (Рассказы о полководцах и героях войны: Кутузове, Ермолове, Багратионе, Витгенштейне, Коновницыне, Раевском, Платове, Давыдове, Сеславине, Кутайсове и других. Вспоминает Жуковский и великих предков: Святослава, Суворова, Петра I, Дмитрия Донского.)
Каков язык произведения? (Используется много старославянизмов, архаическая лексика)
Какова цель поэта? (Поэт стремится укрепить боевой дух воинов, помогает им пережить тяготы войны)
(Все высказывания должны сопровождаться примерами из текста)
Группа «романтики»: (могут обратить внимание на следующее)
- Родина у Жуковского не только государство, но и
"Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первые уроки…" , - то есть место, где прошло детство каждого отдельного человека. В понятие Родины входят отцы и матери, отчий дом, друзья, жены и невесты.
- Тосты поднимают за дружбу и любовь.
- Нет описания батальных сцен.
- Явно слышимое «я» поэта, грустные мотивы (мотивы элегии).
- Появляются строки о «музах», о «деве красоты».
- Звучание темы творчества.
(Все высказывания должны сопровождаться примерами из текста)
Вывод: Правы, безусловно, представители обеих групп. Участвовавший в военных действиях Иван Иванович Лажечников, автор исторических романов, писал: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских…» - новейшее произведение г.Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов!»
- В чем же притягательность этого произведения? Почему стихотворение из 700 строк заучивалось многими наизусть? В чем необычность отражения патриотической темы? Раскройте каждое из понятий –
открытием Жуковского является единство гражданской и личной тематики, что станет характерной особенностью русской поэзии 19-20 веков.
Домашнее задание. Сравнить стихотворения В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К.Н.Батюшкова «К Дашкову»
Использованная литература:
- «Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть первая». - М: «Аванта+», 2000.
- Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века». - М: «Просвещение», 2002.
- http://ru.wikipedia.org