А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников.
  2. Познакомить с историей создания стихотворения.
  3. Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями.
  4. Вспомнить жанровые особенности баллады.
  5. Развивать образное мышление и воображение учащихся.
  6. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.
  7. Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Ход урока

I. Слово учителя.

Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьяны очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает,
В бой Пугачев ведет людей,
Волшебной сказкой озаряет
Мне детство Пушкин чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце верилось – взойдет…
День брезжит новою зарёю –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Её язык, её людей.

(Р. Братунь)

Поэт, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа , изучал летописи, исторические труды своего времени. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе “Песнь о вещем Олеге”. (Запись темы. Постановка целей урока.)

“Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками.

Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ, оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой). Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле.

После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от “чудо”). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее ( будущее).

В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.

Олег был сильный, могучий князь. Он не раз отражал набеги нападавших на Русь кочевников – хозаров и совершал победоносные походы на соседние страны. Летопись рассказывает о том, как Олег совершил поход на Византию, овладел столицей Византийской империи Константинополем (русские называли его Царь-град - современный Стамбул) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит.

За воинские удачи народ называл Олега “вещим”, т.е. чародеем, мудрецом.

Вскоре после этого похода (907г.) и заключения с греками торгового договора (911г.), выгодного для Руси, Олег умирает, и в Киеве стал княжить князь Игорь, а после него его жена, княгиня Ольга.

Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она и положена Пушкиным в основу “Песни о вещем Олеге”. Легенда была известна А.С. Пушкину с юности, она привлекала юного поэта своей поэтичностью. Но её пересказ Пушкин сделал только в 1833 году. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?

В это время Пушкин жил в ссылке на юге, куда он был сослан за свои вольнолюбивые стихи. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Пушкина.

II. Чтение “Песни о вещем Олеге” учителем.

III. Беседа.

1) Что больше понравилось: отрывок из летописи или произведение Пушкина? Почему? (В летописи об Олеге говорится очень кратко, все изложено бесстрастно, сухо, нет его прощания с конем. Одни голые факты, а подробностей нет. В стихотворении Пушкина мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Повествование живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)

2) Какой эпизод пушкинского произведения произвел на вас большое впечатление?

3) Событие отстоит от нас более, чем на 1000 лет, и от Пушкина более, чем на 900. Однако поэт излагает это так, будто всё происходит сейчас. Как Пушкину удалось перенести нас в такой далёкий 10 век? Как удалось приблизить к нам то, что было так давно? (В языке “Песни…” много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы… Обратим внимание и на то, что, рассказывая о таком далеком времени, Пушкин употребляет глаголы настоящего времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далекие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи.)

4) Можно ли “Песнь о вещем Олеге” переложить на “язык” кино? (Да, есть сюжет, острый сюжет.)

- Как называется сюжетное стихотворение с острым, напряженным сюжетом? (Баллада.)
- Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада.

Предлагаю снять кинофильм на сюжет пушкинской баллады.

IV. Составление киносценария.

Подготовительная работа.

Определим места, где будут развиваться события “фильма”, и в связи с этим установим, сколько частей будет в нем.

I часть “Князь по полю едет …

Из темного леса … кудесник”

Встреча князя Олега с кудесником
II часть “Пирует с дружиною вещий Олег…” Пир
III часть “На холме у берега Днепра …” Тризна

Назовите героев, участников событий, – действующих лиц фильма:

  • Главные: Олег, кудесник;
  • Второстепенные: дружинники, слуги, Игорь, Ольга.

Наметим, из каких кадров будет состоять I часть кинофильма.

  • Появление Олега с дружиной.
  • Встреча с кудесником.
  • Обращение Олега к кудеснику.
  • Пророчество кудесника.
  • Раздумья Олега над предсказанием.
  • Прощание с конем.
  • Слуги уводят коня.

1 кадр “С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет...”  План кадра? Крупный? Средний? Общий? (Важно увидеть дружину в целом, но при этом необходимо рассмотреть вооружение, понять, с каким настроением воины отправляются в далекий путь.)

- Какой по численности должна быть дружина? (Большая. Не на прогулку отправляется князь – отмстить неразумным хозарам; но нельзя оставить и родную землю без защиты: хозары могут налететь с неожиданной стороны, откуда не ждут “русичи”).

- Каким вы себе представляете князя Олега? (На белом стройном коне, верном спутнике, с золотой сбруей, развевающейся гривой, в цареградской броне(одежда из металлических пластинок и колец).

- Какими представляете дружинников? (Воины, сопровождающие князя, вооружены щитами, мечами, копьями, одеты в кольчуги и шлемы. На лицах написана суровая решимость, желание отомстить врагу за “буйные набеги”, опустошающие села и посевы (нивы), сопровождающиеся угоном жителей в плен.)

- Почему “неразумным хозарам”? (Русь – могучая страна)
- Давайте озвучим кадр. (Топот коней, звон оружия, голоса людей…)

Средний план меняется общим.

2 кадр. Дорога, по которой едут всадники, уходит в “темный лес”. Страшные, таинственные ветви, сплетенные между собой, не пропускают света. На фоне мрачных стволов появляется фигура человека. Это кудесник. (Крупный план)

- Каким вы представляете себе кудесника? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую дает ему Пушкин:

  • “вдохновенный кудесник” (вдохновленный, воодушевленный богами, наделенный мудростью, чудесным даром узнавать будущее);
  • “покорный Перуну старик одному” (служитель бога Перуна, верящий в его силу и могущество);
  • “заветов грядущего вестник” (предсказатель будущего);
  • “мудрый старец”.

- Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность.)

- Какой видится вам внешность кудесника на основе этой характеристики? (Худой, высокий, седой старик с бородой, с морщинистым лицом, огрубевшим от ветра, с горящими пронзительными глазами. На нем белая длинная рубаха, подпоясанная веревкой, он опирается на суховатую палку, через плечо – сумка из холстины. Вся фигура - выражение величие, гордости, уверенности в себе. Кудесник прямо и смело смотрит на приближающегося с дружиной князя.)

3 кадр Князь подъезжает к кудеснику. Мы видим Олега крупным планом.

- Каким мы видим Олега? (Мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним старца.)
- Мы слышим его речь. О чем спрашивает Олег кудесника? (О том, что ждет его в будущем, не ждет ли его в походе смерть.)
- Почему Олег спрашивает о своем будущем кудесника? (Верит в то, что он “любимец богов”, которые открывают ему будущее людей .)

- Как вы понимаете слова: “Открой мне всю правду, не бойся …”(Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду. Относится к людям пренебрежительно, свысока. Разговаривая с кудесником, князь даже не счел нужным сойти с коня.)

- Что князь обещает в награду кудеснику? Зачем? (Предполагает, что кудесник из страха будет говорить только то, что приятно князю.)

- Каким тоном обращается Олег к кудеснику?- С какой интонацией должен произносить слова Олега актер, исполняющий его роль? (Тоном властного владыки, привыкшего повелевать, убежденным в том, что его обращение может вызвать душевный трепет. В речи звучит и невольное уважение к прорицателю, и снисходительность могучего, но милостивого владыки, и высокомерие властелин, привыкшего к всеобщему поклонению)

“Проба актера” на роль Олега – мини-конкурс на лучшего чтеца (обращение к кудеснику).

4 кадр. Пророчество кудесника. Участники этой сцены? (Олег напряженно ловит каждое слово старца. Воины застыли. Кудесник с торжественно поднятой к нему рукой : не боится Олега, т.к. знает правду свыше; не может говорить иначе. Слишком торжественный момент прорицания.)

- План? (Средний)

- Речь кудесника содержит прямой ответ на вопрос князя. Как же отвечает Олег кудеснику? Каким чувством проникнуты его слова? (Кудесник не боится князя, его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости , чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать “небесную волю”. Он не привык ни перед кем склонять головы.)

- Как должны звучать слова кудесника? (Медленно, величаво, внушительно. Прорицатель как бы сам поражен значительностью судьбы, открывшейся его взору.)
- В какой момент предсказания происходит резкая (ничем не подготовленная) смена интонации, приобретая мрачный, трагический характер? (В конце предсказания.)
- Что же предсказал князю кудесник? (Имя Олега будет прославлено победами, но смерть князя ждет не в бою.)

“Проба актера” на роль кудесника

5 кадр. Раздумья Олега над предсказанием.

- План? (Крупным – лицо Олега, чтобы показать, как воспринял Олег предсказание)
- Какие же мысли и чувства волнуют князя после предсказания?

“Олег усмехнулся” (Не поверил:слишком неожиданно предсказание. Сомневается в правдивости.)

“Чело и взор омрачилися думой” (Не верить, как сын своего времени не может. Вспомнил, что кудесник – “любимец богов”, его предсказание должно быть правдивым, должно исполниться, и Олега охватила тревога.)

- Олег колеблется. Но какое решение принимает?(Расстаться с конем – верит.)

6 кадр Прощание с конем.

- План? (Средний, крупный) Каким же видим князя в момент разлуки? Жесты, поза, выражение лица? (“В молчанье с коня он слезает угрюмый …” Подавлен мыслью о разлуке неизбежной…)

- Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не появляющаяся? (“Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой”… Медлит, не может расстаться…)

- Каким эпитетом подчеркнуто душевное состояние героя? (“Прощальной рукой”…Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом.)

- Как называет Олег коня? “(мой товарищ, мой верный слуга”)
- В чем выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
- Чем объясняется такая сильная привязанность к коню ? (Вспомним о значении боевого коня для воина Древней Руси.)
- Какие чувства должен передать актер, исполняющий роль Олега?

“Проба актера” на роль князя Олега.

7 кадр. Средний план. Отроки-други отошли с конем, а “князю другого коня подвели”.

V. Домашнее задание: выразительное чтение I части стихотворения.