Литература
-
"Пушкин проясняет нас…" Интеллектуальный марафон по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок-марафон для систематизации и обобщения знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина, в котором используется 6 номинаций: окружение поэта, проза, поэзия, искусство, «мысль изреченная» и роман «Евгений Онегин». Номинации состоят из 6 вопросов каждая. Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности.
-
Шекспировский вопрос. Интересно ли творчество Шекспира современному читателю 2009
Интегрированный урок литературы и английского языка. Цель урока – развитие у учащихся литературных и лингвистических способностей; воспитание чувства языка; формирование умений анализировать, обобщать, делать выбор; развитие креативных способностей учащихся.
-
Л.С. Петрушевская. "Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках". Урок литературы в 5-м классе 2009
Урок внеклассного чтения, который проводится после изучения литературных сказок. Основная цель занятия - формирование навыков исследовательской работы в группе, расширение кругозора детей, воспитание их познавательной активности.
-
Урок по теме "Герой таинственной повести" (по повести А.С. Пушкина "Выстрел"). 8-й класс 2009
Продолжаем изучение «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. Внимательно читаем текст, учимся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении. Получаем представление о романтическом герое.
-
Урок в 9-м классе "Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова" 2009
Автор в работе знакомит учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова, идет повторение ранее изученных произведений поэта; формирует эстетический вкус учащихся средствами искусства.
-
Интегрированный урок литературы в 11-м классе на тему «"Гранатовый браслет" – рассказ о прекрасной, могучей любви» 2009
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности - мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности исследовательского, художественно-эстетического характера, что способствует развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти речи, обогащению эмоционального мира.
-
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»" 2009
На данном уроке рассматриваются особенности жанра стихотворений в прозе, многообразие тем. Обучающиеся размышляют об особенностях названия произведений, формулируют определение жанра, находят сочетание эпического и лирического в текстах. Особое внимание на уроке уделяется нравственной проблематике произведений.
-
Конспект урока "Соня Мармеладова - воплощение народной христианской нравственности" 2009
Конспект урока в 10-м классе (материал для одного-двух уроков). Урок раскрывает нравственные идеалы автора, помогает учащимся исследовать авторскую позицию, обучает целостному восприятию произведения.
-
Интегрированный урок английского языка и литературы "Литературная гостиная, посвященная творчеству В.Шекспира" WILLIAM SHAKESPEARE – MMORTAL POET OF NATURE с мультимедийной презентацией 2009
Урок предназначен для учащихся 7–9-х классов. В зависимости от языковой подготовки учащихся задания можно усложнять. Например, сонеты можно предложить учащимся продекламировать и на русском, и на английском языках. На этапе обобщения темы можно предложить учащимся ответить на вопросы без опоры на текст и т.д.
-
Программа спецкурса по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы "Культура славянского народа. Обряды и обычаи" 2009
В данной программе автор стремился выстроить картину мира древних славян, чтобы дети смогли осознать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человека и судьбу России. Программа раскрывает школьникам сущность и специфику фольклорных жанров, закономерности их исторического развития, знакомит с обрядами и обычаями русского народа.
-
Проект "Мифологические верования древних славян" 2009
В школьном курсе русской литературы культура наших древних предков - славян – освещена совершенно недостаточно. Ситуация понятна - славянские мифы не сохранились, но ведь мифология для человека первобытного общества была основным способом понимания мира, а позднее стала основой для создания неповторимых поэтических, песенных, сказочных образов.
-
Урок-мастерская по рассказу Уайльда "Кентервильское привидение" в 6-м классе 2009
Принципиальное отличие мастерской от обычного урока - это рефлексия, то есть анализ своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах. Работа учащихся не оценивается учителем. Сверяя свои прежние знания с тем новым знанием, которое ученик выстроил сам, испытывая этот «разрыв», он восходит к своему «Я», раскрывается, растёт, приобретает веру в свои возможности.
-
Урок-презентация на тему "Самые уязвимые" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" и материалам МГП) 2009
Урок с использованием материалов МГП поможет учащимся задуматься над проблемами особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного отношения к ним. В ходе урока используется презентация, что позволяет сделать его ярким, интересным, насыщенным.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ф.А. Абрамов. "О чем плачут лошади" 2009
Что нужно сделать человеку, чтобы внезапно не почувствовать себя "каким-то нелепым, отжившим существом"? Как не нарушить невидимую и хрупкую связь человека с природой? Об этом, а также о сострадании к "братьям меньшим" и ответственности за тех, кого приручили, размышляем, читая рассказ Ф.А. Абрамова "О чём плачут лошади".
-
Урок по внеклассному чтению по теме "Человек — добрый и мудрый хозяин природы в произведениях Пришвина" 2009
Представлен урок внеклассного чтения. Урок-анализ стихотворений Пришвина знакомит учащихся с биографией писателя, учит видеть красоту, мелодичность стихотворения, учит любить и защищать родную природу.
-
Урок литературы для 6-го класса по теме "Сказочные великаны Рабле" (первый урок по роману Рабле) 2009
Урок знакомит учащихся с новым автором и необычным романом. Задача урока: выяснить первое впечатление от прочитанного произведения, ввести учащихся в мир романа Ф.Рабле, продолжить работу по обучению художественному пересказу, устному рассуждению по прочитанному произведению, умению быстро ориентироваться в тексте, развивать умение кратко, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
-
Урок-исследование: традиции и новаторство прозы Андреева (по рассказу Л.Н. Андреева "Предстояла кража") 2009
Рассказ «Предстояла кража» относится к раннему, подражательному этапу творчества Л.Андреева. Уже в этом произведении писатель поднимает проблемы, которые станут традиционными для всего его творчества, - проблемы страха, одиночества, проблему конфликта между роком и человеком.
-
Урок–игра в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона "Королевская Аналостанка" 2009
Вашему вниманию предлагается описание урока-игры в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона «Королевская Аналостанка». Урок неизменно вызывает интерес у пятиклассников.
-
Рабочая тетрадь по литературе для 5-го класса по программе В.Я. Коровиной 2009
Рабочая тетрадь по литературе рассчитана на применение в 5-м классе по программе В.Я. Коровиной. Тетрадь содержит различные виды заданий к изучаемым в 5-м классе художественным произведениям: викторины, кроссворды, портретную галерею, задания творческого характера.
-
Литературно-музыкальная композиция "Ты – женщина, и этим ты права" 2009
Материал композиции может быть использован на уроке по поэзии Серебряного века в 11-м классе, для проведения внеклассного мероприятия. В доступной форме предлагается информация об особенностях любовной лирики К.Бальмонта, Ф.Сологуба, В.Брюсова. Данный материал является составляющей комплекса мер, способствующего восстановлению духовного здоровья современного общества.
-
"Каким словом жив человек?" (проблемный анализ рассказа Ю.В. Буйды "Синдбад Мореход") 2009
Урок проблемного анализа, построенный на основе рассказа «Синдбад Мореход» современного писателя Ю.В. Буйды, должен послужить для учеников опытом познания жизни вообще и своей в частности. Учащиеся непременно задумаются о том, как может искусство слова действовать на человека, влиять на него, спасать в трудную минуту, вдохновлять.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтические картины родной природы в лирике С.А. Есенина" 2009
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями С.А.Есенина, учатся их анализировать, ведут активный диалог друг с другом. Школьникам предложены различные виды деятельности: просмотр презентации, чтение художественных текстов, подбор и оформление иллюстраций к книге стихов великого русского поэта.
-
Урок по теме «Поэма А.Блока "Двенадцать" - пророчество о XX веке» 2009
Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать» через жанровое своеобразие позволяет проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции, определить роль образов-символов и художественных деталей; показать полемический характер поэмы; оценить провидческий характер поэмы; понять многозначительность финала; осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – поэму «Двенадцать». Урок сопровождается презентацией по поэме.
-
Интегрированное занятие как средство привлечения подростков к образовательной деятельности 2009
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога. Безусловно, проектирование таких занятий требует большой предварительной подготовки как учителя, так и учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык) по теме "Благородный адвокат человечества" 2009
Урок знакомит детей с творчеством Иоганна Фридриха Шиллера.
-
Урок литературы и нравственной грамматики "Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Путь Андрия к предательству" 2009
Урок сопоставительной характеристики двух героев этой повести – Остапа и Андрия – как нельзя лучше подходит для объединения с нравственной грамматикой. Данная тема позволяла поработать внимательно с текстом, на основе прочитанного материала составить сопоставительную характеристику героев.
-
Комплект алгоритмов основных умений и навыков для предметов эстетического цикла 2009
Прежде чем требовать от обучающихся выполнения тех или иных учебных действий, надо научить их раскрыть последовательность этих действий. Здесь представлены алгоритмы различных учебных умений и навыков: составления рассказа, составления плана, создания реферата, анализа произведений искусства и др.
-
Урок внеклассного чтения "Эхо войны" (по рассказу Б.Екимова) 2009
В программу по литературе включены произведения, посвященные Великой Отечественной войне, и мы часто говорим о защитниках Отечества. А вот на страдания мирных людей, не принимавших участия в вооруженном конфликте, внимание обращаем мало. Внутренняя драма героини рассказа Б.Екимова связана с пережитым во время давно закончившейся войны.
-
Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя "Портрет" (программа по ред. А.Г. Кутузова). "Проблема ответственности человека за свою судьбу" 2009
Разработка позволяет учащимся глубоко освоить знания по теме благодаря сочетанию различных видов деятельности на уроке. Предусмотрен детальный анализ художественного текста, работа с суждениями литературоведов, сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной форм работы.
-
Урок литературы по роману "Преступление и наказание". "В Петербурге Достоевского" (10-й класс общеобразовательной школы) 2009
Задача урока — обучающимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться сочувствием к страдающим людям, а привести их к пониманию неразрешимости тех проблем, противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, к пониманию, что эта «неразрешимость» зависит не от воли отдельных людей, а от состояния общества.