1.Разминка капитанов
1) В связи с чем в 1820 году В.А.Жуковский прислал Пушкину свой портрет с надписью? Что было написано на портрете? (Прочитав поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», В.А.Жуковский прислал начинающему поэту свой портрет с надписью«Победителю-ученику от побежденного учителя»)
2) Когда А.С.Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила»? (В петербургский период, он работал над ней долго, видимо, задумал еще в лицее, но всерьез принялся за нее в 1818 году. Завершено произведение было в апреле 1820 года. Позднее, в 1828 году, к тексту поэмы был дописан пролог «У лукоморья дуб зеленый…»)
2.Лексическая работа
- Лукоморье - излучина моря
- Гридница- покой или строения при княжеском дворе, где древние князья принимали запросто; комната, в которой играли свадьбу
- Лобзать - целовать
- Наперсник- любимец
- Булат - стальной клинок
- Перст - палец
- Перловый - жемчужный, перл- жемчуг
- Зерцало - зеркало
- Чертог - дворец
- Фимиам - благовонное вещество для курений, здесь «благоухание, запах»
- Десница - правая рука
- Супостат - противник, враг
- Ланиты - щеки
- Вран - ворон
- Стогны - широкие улицы, площади
- Сонм – множество, толпа, собрание
- Куща – хижина
- Тимпан – старинный ударный музыкальный инструмент
3. Мифические персонажи
- Парнас – гора в Древней Греции, на которой жили музы
- Баян – певец, от слова «Баять» - сказывать. Рассказывать
- Соломон – древнееврейский царь
- Феб, Аполлон – у древних греков Бог солнца, покровитель наук и искусств
- Паллада – прозвище Афины, древнегреческой Богини мудрости
- Гименей – Бог брака у древних греков
- Амур – Бог любви у древних римлян
- Мельпомена – муза трагедии у древних греков
- Орфей – древнегреческий певец
- Диана – древнеримская Богиня луны, покровительница охоты
4.Теория литературы
1) Что называется поэмой? (Поэма – большое по объему стихотворное произведение. Поэмы могут быть эпическими, лирическими, лироэпическими)
2) Что соответствует зачину в поэме «Руслан и Людмила»? (Пролог)
1) Что соответствует концовке (Эпилог)
2) Что называется рифмой? (Рифма – от греч. соразмерность) – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк)
1) Какие рифмы по расположению в строках вы знаете? (По расположению в строках рифмы делятся на парные, или смежные, связывающиесоседние строки (по схеме аа, бб), перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки (по схеме аб, аб), опоясанные, или кольцевые, в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба)
2) Какие элементы эпического произведения есть в поэме? (Повествование, сюжет, действующие герои)
1) Чем поэма похожа на драму? (Сюжет развивается быстро, действие напряженное, большое место занимает диалог)
2) Какие двусложные стихотворные размеры вы знаете? (ямб - двусложный стихо- творный размер, где ударение приходится на четные – 2,4, 6 и т.д. – слоги; хорей – двусложный размер стиха с ударением на нечетных 1,3,5 слогах)
5. Соперники Руслана
1) Как их звали? (Ратмир, Фарлаф, Рогдай)
2) Как искал Людмилу Ратмир? (Отправляясь в путь, он думал до заката дня найти Людмилу, но остановился на ночлег в замке, его приютили, так позаботились о его отдыхе, что он забыл о Людмиле. Его встречает Руслан, когда возвращается в Киев со спящей Людмилой, встречает в обществе пастушки. всем довольного в жизни)
1) Как спасал Людмилу Фарлаф? (Все утро проспал, потом сел перекусить, вдруг увидел кого-то на коне и, бросив копье, кольчугу, шлем, перчатки и свой обед, пустился наутек:
Точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.
На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли.
Ко рву примчался конь ретивый,
Взмахнул хвостом и белой гривой,
Бразды стальные закусил
И через ров перескочил;
Но робкий всадник вверх ногами
Свалился тяжко в грязный ров,
Земли не взвидел с небесами
И смерть принять уж был готов.
…………………………………..А наш Фарлаф? Во рву остался,
Дохнуть не смея; про себя
Он, лежа, думал: жив ли я?
Куда соперник злой девался?
Вдруг слышит прямо над собой
Старухи голос гробовой:
«Встань, молодец, все тихо в поле,
Ты никого не встретишь боле,
Я привела тебе коня,
Вставай, послушайся меня»
До слов:
Останься лучше без забот;
От нас Людмила не уйдет»
2) А когда уже Руслан возвращался в Киев со спящей Людмилой, что сделал Фарлаф? (Наина, обратившись кошкой, привела Фарлафа к уснувшему Руслану, Фарлаф убил Руслана, а Людмилу привез Владимиру спящей, сочинив историю о спасении. В конце поэмы был прощен всеми на радостях)
6. История финна
1) Что в начале их отношений ответила Наина на признание пастуха? («Пастух, я не люблю тебя!»)
2) Как решил завоевать ее расположение финн? (Десять лет он сражался со своей дружиной, стал героем и богатым человеком:
К ногам красавицы надменной
Принес я меч окровавленный,
Кораллы, злато и жемчуг;
Пред нею, страстью упоенный,
Безмолвным роем окруженный
Ее завистливых подруг,
Стоял я пленником послушным,
Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным:
«Герой, я не люблю тебя!»)
7. Защита рисунков
Каждый учащийся готовил к игре свой рисунок. Во время игры к доске выходят два учащихся – представители от команд - со своими рисунками. Они могут рассказать своими словами, почему выбрали именно этот эпизод поэмы или выразительно прочитать текст произведения. Как вариант защиты может быть просмотрен фрагмент художественного фильма А.Птушко.
8. История головы
1) Что искал на поле брани Руслан и не нашел? (меч):
Но вскоре вспомнил витязь мой,
Что добрый меч герою нужен
И даже панцирь; а герой
С последней битвы безоружен.
Обходит поле он вокруг,
В кустах, среди костей забвенных,
В громаде тлеющих кольчуг,
Мечей и шлемов раздробленных
Себе доспехов ищет он.
Проснулись гул и степь немая,
Поднялся в поле треск и звон;
Он поднял щит, не выбирая,
Нашел и шлем, и звонкий рог;
Но лишь меча сыскать не мог.
Долину брани объезжая,
Он видит множество мечей,
Но все легки да слишком малы,
А князь красавец был не вялый,
Не то, что витязь наших дней.
2) Как разбудил Руслан спящую голову? (пощекотал ноздри копьем)
Смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
До слов
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула…
1) О чем попросила разбуженная голова? (чтобы ей не мешали спать)
«Чего ты хочешь от меня? –
Нахмурясь, голова вскричала,-
Вот гостя мне судьба послала!
Послушай, убирайся прочь!
Я спать хочу, теперь уж ночь,
Прощай!»
2) Как все-таки Руслан победил голову? (он вонзил ей в язык копье, затем грозною десницею ударил в щеку, грозясь обрубить нос и уши)
1) Когда был найден меч, как обхитрил витязя, своего брата, Черномор?
Меж нами ссора закипела –
И было, признаюсь, о чем!
Вопрос: кому владеть мечом?
Я спорил, карла горячился;
Бранились долго; наконец
Уловку выдумал хитрец,
Притих и будто бы смягчился.
«Оставим бесполезный спор,-
Сказал мне важно Черномор,-
До слов
И прежде чем я оглянулся,
Уж голова слетела с плеч –
И сверхестественная сила
В ней жизни дух остановила.
2) Когда умерла голова? (когда увидела Черномора без бороды)
9. Жанр поэмы «Руслан и Людмила»
1) Поэма «Руслан и Людмила» по своему жанру – шуточная поэма-сказка. Создавались ли до Пушкина такие произведения? (Да. Большой известностью пользовалась шуточная поэма русского поэта 18 века Богдановича «Душtенька». В ней в шутливой форме, с юмором рассказывалось о любви Купидона (в римской мифологии – Бог любви) к дочери царя Психее. Однако поэма Пушкина была не только похожа, но еще более отличалась от предшествовавших ей поэм в шутливом роде. «В этой поэме, - писал Белинский, - все было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами».)
2) Каково происхождение имен героев поэмы? (Одни имена восходят к «Истории Государства Российского» Карамзина: таковы Рогдай, Фарлаф. Другие восходят к русским народным сказкам, например, Еруслан Лазаревич. Третьи – к былинам.)
1) Каков сюжет поэмы? (Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» - сказочный. Герой – богатырь Руслан отправляется на поиски похищенной невесты – Людмилы. По пути он вступает в борьбу со своими соперниками и со сказочными злодеями. При этом, как и полагается сказочному герою, он совершает подвиги. Между тем похищенная героиня попадает в заколдованное царство. Там она всеми способами борется со своим похитителем, пока в конце концов ее не спасает герой. В событиях, которые развертываются в поэме, большую роль играют колдовство, чары, помощь добрых сил и препятствия, чинимые злыми силами. Все это как в сказке. Повествование в поэме движется по принципу сказочного повествования.)
2) Каковы художественные особенности поэмы? ( Наряду со сказочными элементами большую роль играет у Пушкина и бытовое, обыденное, современное. Сказочное переплетается с современным и обыденным, фантастическое оказывается в близком соседстве с реально-бытовым. Из этого вытекают художественные особенности: колдунья в поэме Пушкина оказывается не только злой и всесильной, как ей полагается быть в сказках, но и весьма жалкой старухой. Свирепый злодей Черномор выглядит немощным стариком. Волшебницы похожи на совсем не сказочных, легкомысленных девиц. Ужасная сказочная голова отнюдь не по-сказочному морщится, зевает и чихает. Автору поэмы явно весело, он иронически относится к тем событиям, которые описывает.)
1) Приведите примеры из поэмы, в которых мы чувствуем иронию Пушкина.
(Людмила, пребывая в отчаянии,
На воды шумные взглянула,
Ударила, рыдая, грудь,
В волнах решилась утонуть –
Однако в воды не прыгнула
И далее продолжала путь.
Или:
«Зачем мне жить на свете боле?
О ты, чья гибельная страсть
Меня терзает и лелеет,
Мне не страшна злодея власть:
Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров –
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»
Подумала – и стала кушать.
2) В чем, на ваш взгляд, особенность образа Людмилы?
(Людмила соединяет в себе сказочную героиню и современную, очень живую женщину. Она и героиня, и остроумная пародия на героиню. Пушкин смеется над героями, над читателем, над самим собой как автором поэмы. Его ирония и шутка распространяются на самый замысел поэмы:
Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно Бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же – честь и слава им!
Женитьбы наши безопасны…
Их замыслы не так ужасны
Мужьям, девицам молодым)
Подведение итогов. Подсчитываются командные очки, награждаются грамотами и сувенирами учащиеся, принимавшие активное участие в игре.