Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература


Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе. Развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев повести. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, рисунки-иллюстрации учеников, записи на доске, видеофильм “Ночь перед Рождеством”, атрибуты для колядующих, декорации для инсценировки отрывка, компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока (Приложение 1)

Словарная работа (Приложение 2)

Тестирование в программе Excel (Приложение 3)

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести и фрагмента видеофильма, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня у нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” и представить обстановку, место действия, народные обычаи, одежду украинского народа.

Эта повесть сделала имя молодого Гоголя знаменитым. А.С.Пушкин писал о книге: “Сейчас я прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая чувствительность! Все это так необыкновенно, в нашей литературе, что я доселе не образумился”.

(3 октября 1831 года)

3. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение описания ночи.

Учитель: Итак … “Последний день перед рождеством прошел”…

2. Пересказ второй части повести и беседа по вопросам.

– Какие фантастические черты несет пейзаж?

(Пейзаж одушевлен: “Глянули звезды”, “ Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”, “месяц заглядывал в окна хат”, ведьма собирает звезды в рукав, черт хватает месяц, перекидывает его “из одной руки в другую”.)

– Почему черт был зол на кузнеца?

(На одной из картин кузнец изобразил “святого Петра в день Страшного суда.., изгонявшего из ада злого духа ”; “… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”.)

– Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?

(Они должны были помочь в написании книги о народной жизни украинцев.)

4. Работа над новой темой

1. Слово учителя (Приложение 1)

Вспомним о Рождественском народном обычае украинского народа.

(Многие ритуалы со временем потеряли первоначальное значение и стали восприниматься как игры, забавы. Любимым развлечением молодежи накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучие, а те в ответ одаривали их кто чем мог – деньгами, вкусной едой , пирогами. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. Такое поверье , распространено и у нас в России.)

2. (Входят заранее подготовленные ученики в костюмах и поют колядки.)

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко
Новый год пришел,
Старый угнал
Себя показал!
Ходи народ,
Солнышко встречать
Мороз прогонять!

– Если хозяева скупились, то пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не даешь пирога –
Мы корову за рога.
Не даешь кишку –
Мы свинью за виску
Не даешь блинка-
Мы хозяина в пинка.

3. Беседа об украинских народных костюмах. (Приложение 1)

img2.gif (15398 bytes) img1.gif (28558 bytes)

Украинский традиционный костюм

Разнообразной и красочной была народная одежда Украины. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одеждыдерги, запаски, плахты, с 19 в.- юбки (спидницы), к которой в прохладную погоду добавляли безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной полотенце образной накидкой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной территории- преимущественно типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцевмеховых). Головным убором служили соломенные шляпыбрыли, войлочные или барашковые шапки.

Венок – один из основных атрибутов женского украинского национального костюма, наряду с плахтой и красными сапожками. Венок – это символ непорочности, юности и чистоты, он же также является неотъемлемой частью свадебного обряда.

Особенности национальной одежды. Украинский национальный костюм – это не просто одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это – гордость украинского народа. Это мастерство, пережившее годы. Национальная одежда представляет соборную Украину; она является таким же символом нации, как язык, вера, обычаи. Основа украинской национальной одежды – стиль барокко, который проявляется в преувеличениях основных форм. Вспомним хотя бы вышитые рукава женской сорочки, орнамент вышивок, кружева, специальные декоративные ткани, плахты. Разноцветные ленты и нитки бус дополняют убор, придают ему праздничности.

4. Инсценировка учащимися 3 части повести “Чудная девка!”.

5. Характеристика персонажей.

– Как ведет себя Оксана?

(Оксана преувеличенно весело хохочет, желая подразнить кузнеца, высмеивает его при девушках. Она пользуется своей властью над кузнецом, чтобы подшутить, поиздеваться над Вакулой.)

– Какой характер у Оксаны?

(Своенравный, капризный, она избалованная, самолюбивая.)

– Опишите ее внешность, используя слова из текста.

(Черные брови и очи, черные косы, “… приятная усмешка, прожигавшая душу”, кокетка, “капризна, как красавица”.)

– Кому из героев вы симпатизировали?

6. Работа с текстом.

Чтение и озаглавливание четвертой и пятой главы повести.

– Какими человеческими чертами наделил Гоголь сказочных героев – черта и ведьму?

(Ведьме и черту холодно, черт перепрыгивал с одного копытца на другое, дул себе в кулак; ведьма летела как на коньках по воздуху, словно человек.)

– Какими изображает Гоголь ведьму и черта?

(Смешными и забавными.)

– Каким способом достигается юмористический эффект в повести?

(Недоразумение, нелепость – вызывает смех. Чуб заблудился в метели, не узнал свою хату, испугался кузнеца, переменил голос и его никто не узнал.)

7. Словарная работа. (Приложение 2.)

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему- нибудь, умение представить события в комическом виде.

Юмор – характерная черта народного творчества.

Сатира – осуждение и высмеивание порочных явлений общественной и человеческой жизни.

В юмористических произведениях (в отличие от сатирических) автор с доброй улыбкой, дружески подшучивает над неуклюжими поступками, нелепыми случаями, достойными осмеяния качествами человека.

(Знакомство с новыми словами.)

  • Панночка – девушка из богатой семьи, дворянка.
  • Черевички (украинское) башмачки.
  • Ладунка (украинское) сумочка.

– Составьте предложения и запишите в тетради.

(Я достану такие башмаки, какие редкая дворянка носит. Сумочка висела на боку.)

– Почему некоторые сноски в тексте сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?

(Гоголь поясняет слова, непонятные читателям его времени. Эти сноски являются как бы продолжением повести, разговором с читателем, незнакомым с обычаями и диалектными словами.)

8. Чтение и анализ отрывка шестой части. (Приложение 1)

– Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?

(В тексте использованы художественно- изобразительные средства языка.)

– Найдите в этом тексте сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры.

(Ответы детей.)

(Олицетворение: “Месяц, пользуясь случаем, вылетает через трубу”.

“Весело смеющаяся ночь”.

Эпитеты и метафоры: “Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами”.)

4. Закрепление изученного материала

  1. Самостоятельная работа учащихся. (Приложение 3.) Тестирование в программе Excel
  2. Просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма.

– По повести Н.В.Гоголя, снят фильм. Режиссер и автор сценария Эдвард Роу. Посмотрим одну из сцен художественного фильма и обсудим, что особенно понравилось: соответствие гоголевскому тексту, игра актеров, декорации.

(Да, действительно, речь актеров, соответствуют тексту повести, а костюмы героев и декорации, позволяют нам мысленно перенестись в то время.)

5. Домашнее задание

О приключениях кузнеца в поисках черевичек вы узнаете, прочитав следующие четыре главы.

  1. Прочитать следующие главы и озаглавить их.
  2. Сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду повести.

6. Итог урока

Каким чувством проникнуто все произведение Н.В.Гоголя?

(Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобив.)

– Что помогает читателю понять картину народной жизни?

(Фантастичность, фольклорные мотивы, сказочность, свойственные произведению Гоголя.)

– Фантастичность переплетается с реальностью, и проявляются отношения между людьми, разделяя добро и зло.

Гоголь показывает дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

7. Комментирование оценок