Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе. Развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев повести. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.
Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, рисунки-иллюстрации учеников, записи на доске, видеофильм “Ночь перед Рождеством”, атрибуты для колядующих, декорации для инсценировки отрывка, компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока (Приложение 1)
Словарная работа (Приложение 2)
Тестирование в программе Excel (Приложение 3)
Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести и фрагмента видеофильма, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня у нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” и представить обстановку, место действия, народные обычаи, одежду украинского народа.
Эта повесть сделала имя молодого Гоголя знаменитым. А.С.Пушкин писал о книге: “Сейчас я прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая чувствительность! Все это так необыкновенно, в нашей литературе, что я доселе не образумился”.
(3 октября 1831 года)
3. Проверка домашнего задания
1. Выразительное чтение описания ночи.
Учитель: Итак … “Последний день перед рождеством прошел”…
2. Пересказ второй части повести и беседа по вопросам.
– Какие фантастические черты несет пейзаж?
(Пейзаж одушевлен: “Глянули звезды”, “ Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”, “месяц заглядывал в окна хат”, ведьма собирает звезды в рукав, черт хватает месяц, перекидывает его “из одной руки в другую”.)
– Почему черт был зол на кузнеца?
(На одной из картин кузнец изобразил “святого Петра в день Страшного суда.., изгонявшего из ада злого духа ”; “… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”.)
– Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?
(Они должны были помочь в написании книги о народной жизни украинцев.)
4. Работа над новой темой
1. Слово учителя (Приложение 1)
– Вспомним о Рождественском народном обычае украинского народа.
(Многие ритуалы со временем потеряли первоначальное значение и стали восприниматься как игры, забавы. Любимым развлечением молодежи накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучие, а те в ответ одаривали их кто чем мог – деньгами, вкусной едой , пирогами. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. Такое поверье , распространено и у нас в России.)
2. (Входят заранее подготовленные ученики в костюмах и поют колядки.)
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко
Новый год пришел,
Старый угнал
Себя показал!
Ходи народ,
Солнышко встречать
Мороз прогонять!
– Если хозяева скупились, то пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:
Не даешь пирога –
Мы корову за рога.
Не даешь кишку –
Мы свинью за виску
Не даешь блинка-
Мы хозяина в пинка.
3. Беседа об украинских народных костюмах. (Приложение 1)
Украинский традиционный костюм
Разнообразной и красочной была народная одежда Украины. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одежды – дерги, запаски, плахты, с 19 в.- юбки (спидницы), к которой в прохладную погоду добавляли безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной полотенце образной накидкой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной территории- преимущественно типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцев – меховых). Головным убором служили соломенные шляпы – брыли, войлочные или барашковые шапки.
Венок – один из основных атрибутов
женского украинского национального костюма,
наряду с плахтой и красными сапожками. Венок –
это символ непорочности, юности и чистоты, он же
также является неотъемлемой частью свадебного
обряда. Особенности национальной одежды. Украинский национальный костюм – это не просто одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это – гордость украинского народа. Это мастерство, пережившее годы. Национальная одежда представляет соборную Украину; она является таким же символом нации, как язык, вера, обычаи. Основа украинской национальной одежды – стиль барокко, который проявляется в преувеличениях основных форм. Вспомним хотя бы вышитые рукава женской сорочки, орнамент вышивок, кружева, специальные декоративные ткани, плахты. Разноцветные ленты и нитки бус дополняют убор, придают ему праздничности. |
4. Инсценировка учащимися 3 части повести “Чудная девка!”.
5. Характеристика персонажей.
– Как ведет себя Оксана?
(Оксана преувеличенно весело хохочет, желая подразнить кузнеца, высмеивает его при девушках. Она пользуется своей властью над кузнецом, чтобы подшутить, поиздеваться над Вакулой.)
– Какой характер у Оксаны?
(Своенравный, капризный, она избалованная, самолюбивая.)
– Опишите ее внешность, используя слова из текста.
(Черные брови и очи, черные косы, “… приятная усмешка, прожигавшая душу”, кокетка, “капризна, как красавица”.)
– Кому из героев вы симпатизировали?
6. Работа с текстом.
Чтение и озаглавливание четвертой и пятой главы повести.
– Какими человеческими чертами наделил Гоголь сказочных героев – черта и ведьму?
(Ведьме и черту холодно, черт перепрыгивал с одного копытца на другое, дул себе в кулак; ведьма летела как на коньках по воздуху, словно человек.)
– Какими изображает Гоголь ведьму и черта?
(Смешными и забавными.)
– Каким способом достигается юмористический эффект в повести?
(Недоразумение, нелепость – вызывает смех. Чуб заблудился в метели, не узнал свою хату, испугался кузнеца, переменил голос и его никто не узнал.)
7. Словарная работа. (Приложение 2.)
Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему- нибудь, умение представить события в комическом виде.
Юмор – характерная черта народного творчества.
Сатира – осуждение и высмеивание порочных явлений общественной и человеческой жизни.
В юмористических произведениях (в отличие от сатирических) автор с доброй улыбкой, дружески подшучивает над неуклюжими поступками, нелепыми случаями, достойными осмеяния качествами человека.
(Знакомство с новыми словами.)
- Панночка – девушка из богатой семьи, дворянка.
- Черевички (украинское) башмачки.
- Ладунка (украинское) сумочка.
– Составьте предложения и запишите в тетради.
(Я достану такие башмаки, какие редкая дворянка носит. Сумочка висела на боку.)
– Почему некоторые сноски в тексте сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?
(Гоголь поясняет слова, непонятные читателям его времени. Эти сноски являются как бы продолжением повести, разговором с читателем, незнакомым с обычаями и диалектными словами.)
8. Чтение и анализ отрывка шестой части. (Приложение 1)
– Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?
(В тексте использованы художественно- изобразительные средства языка.)
– Найдите в этом тексте сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры.
(Ответы детей.)
(Олицетворение: “Месяц, пользуясь случаем, вылетает через трубу”.
“Весело смеющаяся ночь”.
Эпитеты и метафоры: “Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами”.)
4. Закрепление изученного материала- Самостоятельная работа учащихся. (Приложение 3.) Тестирование в программе Excel
- Просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма.
– По повести Н.В.Гоголя, снят фильм. Режиссер и автор сценария Эдвард Роу. Посмотрим одну из сцен художественного фильма и обсудим, что особенно понравилось: соответствие гоголевскому тексту, игра актеров, декорации.
(Да, действительно, речь актеров, соответствуют тексту повести, а костюмы героев и декорации, позволяют нам мысленно перенестись в то время.)
5. Домашнее задание
– О приключениях кузнеца в поисках черевичек вы узнаете, прочитав следующие четыре главы.
- Прочитать следующие главы и озаглавить их.
- Сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду повести.
6. Итог урока
– Каким чувством проникнуто все произведение Н.В.Гоголя?
(Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобив.)
– Что помогает читателю понять картину народной жизни?
(Фантастичность, фольклорные мотивы, сказочность, свойственные произведению Гоголя.)
– Фантастичность переплетается с реальностью, и проявляются отношения между людьми, разделяя добро и зло.
Гоголь показывает дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.