Праздник книги. "Книга в кругу читателей" (по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо")

Разделы: Литература


Цели:

  • формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге;
  • развитие у учащихся интереса к художественной книге;
  • на примере книг воспитывать у учащихся любовь к жизни, учить их ценить жизнь.

Оборудование:

  • роман Д. Дефо "Робинзон Крузо",
  • иллюстрации к роману, рисунки детей,
  • бутылка с "письмом Робинзона",
  • изюм, ячмень, рис;
  • письма детей Робинзону;
  • выставка книг (Б. Полевой. "Повесть о настоящем человеке", Джек Лондон. "Любовь к жизни", В. Астафьев. "Васюткино озеро")

Содержание: разговор о прочитанной книге.

Основные шаги по подготовке:

  1. Выбор книги для обсуждения.
  2. Работа с участниками:
  • прочтение книги;
  • подготовка выступлений;
  • подготовка учащимися рисунков, писем Робинзону Крузо
  • выбор отрывка для публичного выступления.

3. Оформление класса

4. Работа в творческих группах:

  • группа "Исследователи" собирает и готовит дополнительную информацию о книге, ее авторе, прототипе Робинзона Крузо;
  • группа "Пресс-центр" готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;
  • группа "Театр" готовит инсценировку фрагмента литературного произведения.
  • группа "Костюмеры" готовит костюмы для участников праздника (Даниэля Дефо, Александра Селькирка, Робинзона Крузо)

Ход занятия

Ведущий: Сегодня у нас праздник. Праздник книги. Да, у книг тоже бывают праздники. У таких книг, которые очень любят читатели. К их числу относится и роман английского писателя Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Роман написан очень давно- более двухсот лет назад. За свою долгую жизнь Даниэль Дефо написал много книг, но ни одна из них не имела такого успеха, как "Робинзон Крузо". После выхода в свет роман стал знаменит на весь мир. А как же он создавался? Давайте послушаем об этом автора романа Даниэля Дефо.

Даниэль Дефо: Меня зовут Даниэль Дефо, я английский писатель и публицист; родился в 1660 году в семье эмигрантов из Фландрии, переселившихся в Англию из-за религиозных преследований примерно за сто лет до моего рождения. Мои предки были землепашцами и ремесленниками и носили фамилию ФО. Занявшись литературным трудом, я прибавил к своей фамилии дворянскую приставку "де" и стал прозываться Дефо. Когда мне было 5 лет, я перенес первое страшное потрясение - эпидемию чумы, из-за которой в городе умерли десятки тысяч человек. Мой отец запер всю семью на втором этаже нашего дома, предварительно сделав запас провизии и воды, и тем спас всех нас от смерти. После я написал книгу "Дневник чумного города", где рассказал об этом великом бедствии.

В юности я окончил духовную академию, но священником не стал, а часто менял занятия, пока не занялся литературной деятельностью. Написал ряд произведений, не имевших успеха. Среди них: "Капитан Сингльтон" (1720), "История полковника Жака" (1722), "Молль Флендерс" (1722).

В 1709 году на одном из судов в Лондон был доставлен человек, полудикий, измученный, одетый в шкуры животных. О нем писали все лондонские газеты. Тогда и появилась у меня мысль написать роман о человеке, много лет прожившем на необитаемом острове. В 1719 году вышел в свет первый и самый знаменитый мой роман "Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо", в котором я восславляю труд и волю к жизни.

Ведущий: Из рассказа автора вы узнали, что роман написан о моряке Александре Селькирке. Он является прототипом Робинзона Крузо, реальным лицом, послужившим автору для создания литературного героя. Сегодня шотландский моряк Александр Селькирк у нас в гостях. Предоставим ему слово.

Прототип: По воле судьбы в 1705 году я попал на один из необитаемых Гвинейских островов. Очень тяжело рассказывать о том, какие трудности пришлось мне пережить. Питался я плодами деревьев, мясом диких животных, одежду шил себе сам из шкур тех же животных.

На необитаемом острове я провел четыре года. Другой на моем месте, может быть, пропал бы, но меня спасло то, что я много трудился: строил себе жилье, охотился за животными и птицами, запасал продукты, шил одежду и всегда верил в то, что непременно буду спасен, что смогу вернуться на Родину.

Мои надежды оправдались: через четыре года меня подобрал случайно сбившийся с курса корабль и доставил в Англию. Теперь, вспоминая обо всем пережитом за четыре года, я понимаю, что из обреченного на голодную смерть несчастного пасынка судьбы я сам своими руками сделал из себя победителя, доказав, что человек - царь природы и что настоящий человек никогда не должен впадать в отчаяние. И что самыми надежными средствами в этом могут быть только смелость, трудолюбие, вера в победу и любовь к жизни. И теперь я с уверенностью могу сказать всем, кому, не дай Бог, доведется оказаться в такой же ситуации: никогда не сдавайтесь, боритесь за жизнь и обязательно победите!

Ведущий: А теперь предоставим слово главному герою романа Даниэля Дефо Робинзону Крузо.

Даниэль Дефо: (краткий пересказ истории Робинзона Крузо до того эпизода, как он попал на необитаемый остров)

Ведущий: Самыми интересными в романе являются страницы, рассказывающие о жизни Робинзона на необитаемом острове. Давайте вспомним их. А помогут нам в этом:

1. "Находки Робинзона". Прошу желающих по одному выходить к этому столу, выбирать предметы, связанные с жизнью Робинзона на необитаемом острове, и пересказывать эпизоды, в которых говорится об этих находках:

  • изюм
  • ячмень
  • рис
  • черепаха (используется иллюстрация)

2. "Рисуем приключения Робинзона" (дети к занятию подготовили рисунки, изображающие жизнь Робинзона на необитаемом острове. Присутствующие на празднике оценивают творчество детей. Авторы лучших работ выступают с комментариями к ним.)

3. "Письмо Робинзону" На данном этапе праздника дети читают свои письма Робинзону Крузо, написанные дома, - маленькие эпистолярные произведения, рожденные свободной фантазией и добрыми чувствами.

4. " Нам почта!" Стук в дверь. Ведущему подают необычной формы бутылку. В ней свиток - письмо от Робинзона. Ведущий читает его вслух:

"Дорогие дети! Пишет вам Робинзон Крузо, искатель приключений, незадачливый путешественник, которого злодейка судьба забросила на необитаемый остров. Только здесь, вдали от мирских забот, среди первозданной природы, я впервые оценил ее роль, впервые понял, какой урон люди наносят себе, губя природу. Горько писать об этом вам, мои юные друзья, но чем раньше вы поймете, что окружающие нас природные богатства необходимо беречь, преумножать, - тем лучше будет для вас, ваших детей и внуков.

И хоть мне очень тяжело одному вдалеке от людей, от своих друзей и близких, но я не очень стремлюсь на большую землю, потому что воздух там загрязнен, животных и птиц нещадно истребляют, реки отравлены.

У меня, ребята, пережившего все тяготы одиночества и спасшегося только благодаря щедротам природы, есть право сказать вам:

- любите и берегите наш животный и растительный мир! Берегите природные богатства! Вам и вашим детям жить на этой земле!

- любите и берегите свою жизнь! Это самое большое ваше богатство. Она дается только один раз, поэтому пусть она будет долгой и счастливой.

Ваш Робинзон Крузо"

5. "Друг Робинзона" - инсценировка эпизода встречи Робинзона с Пятницей (группа "Театр")

Ведущий: 28 лет жизни на необитаемом острове - это подвиг? (краткая дискуссия)

"Уроки Робинзона Крузо"

Ведущий: Ситуация, в которой оказался Робинзон, не безвыходная. Никогда нельзя падать духом, даже в самых трудных обстоятельствах побеждают воля к жизни, трудолюбие, человеческий ум.

Более сорока лет назад в американских и советских газетах было опубликовано интервью американского журналиста, взятое у четырех советских моряков-пограничников, проведших 49 дней в бушующем Тихом океане. В своем интервью пограничники отметили, что поверить в себя, продержаться им помогла книга о Робинзоне Крузо. Уроки Робинзона не пропали даром.

Библиотекарь: знакомит с произведениями русских, советских и зарубежных авторов о воле к жизни, о преодолении тяжелых жизненных обстоятельств:

  • Б. Полевой. "Повесть о настоящем человеке"
  • Джек Лондон "Любовь к жизни"
  • В. Астафьев "Васюткино озеро"

"Подарок гостям праздника"

Фрагментом под таким названием заканчивается праздник. Звучит песня о Робинзоне в исполнении Михаила Боярского. Под эту песню дети и взрослые снимают с себя костюмы, убирают декорации.