Цель урока:
- дать представление о том, как показана литературная Москва 30-х годов в романе;
- выявить авторское отношение к литературной среде;
- сформировать представление о булгаковском понимании сущности писательского труда;
- сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям романа.
Обучающие цели:
Продолжить работу по закреплению навыков анализа художественного текста, литературоведческих источников.
Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей учащихся;
- развитие аналитического мышления учащихся;
- развитие проблемного мышления учащихся.
Воспитательные цели:
- формирование чувства гордости за отечественную культуру 30-х годов ХХ века;
- содействовать формированию умения общаться друг с другом при решении поставленной интеллектуальной задачи;
- дать отрицательную оценку духовному конформизму, приспособленчеству;
- формирования отношения к писательскому труду как к высочайшему служению, миссии.
Методы обучения: использование элементов проблемного метода обучения.
Используемые формы работы:
- элементы лекции учителя;
- фронтальная беседа;
- заполнение буклета;
- работа с теоретическим источником в парах над заданием поискового характера;
Дидактические материалы, ТСО:
- компьютерная презентация “Литературный мир на страницах романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. (см. Приложение 1);
- отрывки из статей “Булгаковской энциклопедии” (см. Приложение 2);
- буклет (см. Приложение 3)
1 этап.
Добрый день. Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из самых загадочных произведений русской литературы 20 века – романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
“В белом плаще с кровавым подбоем
шаркающей кавалерийской походкой
ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана
в крытую коллонаду между двумя крыльями дворца
Ирода Великого
вышел прокуратор Иудеи
Понтий Пилат”.Точное суждение о Новом Завете:
Иисуса Христа никогда не было на свете.
Так что некому было умирать и воскресать,
Не о ком было и Евангелие писать.
Вы услышали две цитаты из произведений эпохи 30-х годов. Откуда первая?
Совершенно верно, это начало романа Мастера о Понтии Пилате.
Может, кто-то назовет автора второй?
Это “Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна” - очень популярная в те годы поэма пролетарского поэта Демьяна Бедного.
Очень разные произведения.
И все же, что, по-вашему, может объединять их авторов? (Эпоха, тема произведений, а главное, что каждый из этих авторов считал себя настоящим писателем.)
К слову “писатель” у нас в стране особое отношение. Мы произносим его с уважением и даже пиететом.
Но вспомним тот эпизод из романа, когда Иван Бездомный впервые встретился с Мастером в психиатрической клинике:
“Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: Я – Мастер, он сделался суров”.
Почему же Мастер так негативно относится к слову “писатель”, сознательно отгораживая себя от него?
Как вы думаете, о кого мы будем обсуждать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
(Формулирование темы урока)
2 этап
А главный вопрос, на который мы попробуем ответить в конце урока, сформулируем так: “Почему на вопрос Бездомного “Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает “Я – Мастер”.
3 этап
Чтобы ответить на главный вопрос урока нам необходимо выполнить несколько заданий.
- Вспомните, какая организация в романе непосредственно связана с литературным миром?
Рассмотрим, что же скрывается под этой внушительной аббревиатурой.
Работать вы сейчас будете в парах. Каждый ряд получает свое задание. 1 ряд попробует рассказать нам какие они, члены МАССОЛИТа.
- Перечислите их.
- Какой прием сатирического изображения использует Булгаков для их изображения? (Говорящие фамилии).
- Попробуйте “расшифровать” некоторые из них, а также, используя раздаточный материал, рассказать нам о прототипах некоторых персонажей-литераторов.
Прежде чем дать задание второму ряду, напомню эпизод встречи двух друзей: красногубого великана Амвросия, обладателя заветного массолитовского билета, и худосочного Фоки, с завистью взиравшего на него.
- Используя главу “Дело было в Грибоедове” расскажите нам, почему Фока так мечтал стать членом и МАССОЛИТа.
Третий ряд проведет анализ художественных особенностей произведений писателей-массолитовцев. Для этого вы заполните буклет, составив пособие (своеобразную шпаргалку для членов МАССОЛИТа), используя уже предложенный очерк, взятый из романа И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленок”, в котором отражена массовая стилистика произведений того времени. Итак,
- Заполнив буклет, составьте словарь наиболее характерных слов и выражений, принятых в массовой литературе и публицистике того времени.
Время, отведенное на выполнение заданий – 10 минут.
4 этап
(Ответы учащихся первого ряда).
Итак, фамилии героев подчеркивают узость их кругозора, скудость их внутреннего мира. Они зачастую и пишут-то о том, чего не знают. Кроме того, под МАССОЛИТом Булгаков подразумевал реальную писательскую организацию, РАПП, проповедующую командный тон в литературе. Кроме того, многие из персонажей имеют прототипов среди писателей и критиков того времени.
5 этап
(Ответы учащихся второго ряда).
Итак, оказывается члены МАССОЛИТа пользовались множеством привилегий.
Обратимся к такому герою романа, как Берлиоз.
- Чем, на ваш взгляд, он отличается от описанной литературной братии? (Умный, образованный человек, знающий пять языков, очень эрудированный.)
- Почему Берлиоз согласился руководить этим сборищем писательских ничтожеств? (За конформизм, оказывается, хорошо платят.)
- Почему же так страшно наказан Берлиоз в романе, являясь, несомненно, знаковой фигурой для писателя? (Берлиоз прекрасно осознает примитивность и ложность тезисов, внушаемых им. Его жизнь лишена нравственной опоры и духовного смысла, поэтому так страшен его конец: “Каждому будет дано по вере его”.)
6 этап
В романе звучит фраза, сказанная о таланте Ф.М. Достоевского: “Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем”.
- Каковы же особенности языка писателей-массолитовцев? (Ответы учащихся третьего ряда.)
Итак, излишняя пафосность, призывность, шаблонность мысли, заштампованность – вот, что отличает их стиль. Вот каково писательское окружение, которое оценивало роман Мастера.
- Почему же эта среда отвергла его роман?
- А как мы ответим на главный вопрос нашего урока: “Почему на вопрос Бездомного “Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает “Я – Мастер”?
(Мастер не хочет называть себя писателем, потому что литераторы в романе опошляют писательское звание, рассматривая свою мнимую причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить, не обременяя себя ни духовным трудом, ни счастьем и муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение).
7 этап
Тогда естественно задать вопрос:
- А какие черты, в понимании М.А. Булгакова, должны быть присущи истинному Мастеру?
(Талант, правдивость, а главное – внутренняя независимость от идеологических постулатов, свобода творчества)
7 этап
Несомненно, главному герою романа, Мастеру, присущи все эти качества, но
- Какова его судьба и судьба его произведения в романе?
- Случайность это или закономерность?
- В чем сходство судьбы Мастера и самого Булгакова? (Оба сумели сохранить, несмотря на все лишения и преграды, свободу творческого духа.)
8 этап
А можно ли вообще, идя по пути приспособленчества, заигрывания с властью, сохранить, свободу творческого духа? Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Но судьбы таких советских писателей, далеко не лишенных таланта, как А.Фадеев, А.Толстой, в какой-то мере, М. Шолохов, показывают – за конформизм хорошо платят, но и самим приходится расплачиваться за него очень высокой ценой – своим талантом.
Не будем никого осуждать. Сложное время. Жестокая эпоха. И тем величественнее духовный подвиг тех писателей, которые сумели сохранить в себе эту творческую свободу несмотря ни на что. М.Булгаков, Б.Пастернак, А.А. Ахматова – все они достойно противостояли враждебному им времени.
Вот как об этом говорит в своем стихотворении “Гамлет” Б.Л. Пастернак, чья судьба была в чем-то сходна с судьбой Булгакова.
(Чтение стихотворения Б. Пастернака “Гамлет” учителем)
9 этап
Стихотворение Б.Л. Пастернака и роман Булгакова объединяют размышления о взаимоотношениях человека и враждебного ему времени. Булгаков сумел противостоять ему. Но почему же его любимый герой, Мастер, так схожий с автором, в финале романа не заслуживает свет, а заслуживает покой? Вы попробуете ответить на этот вопрос в домашнем сочинении-миниатюре: “Почему Мастер не заслужил свет, а заслужил покой?”.
Литература
- М.А. Булгаков. Романы. М.: “Современник”, 1987.
- И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок. М.– Высшая школа. – 1982.
- Е.В. Карсалова. А.В. Леденев. Советская литература 30-х годов. А.П. Платонов. М.А. Булгаков. В помощь учителю выпускного класса.: Ярославль, ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1990.
- Б.Соколов. Булгаковская энциклопедия. М.: “Локид-Миф”, 1996.