Тема: Иван IV. Грозный или Великий?
Цель: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV», формировать умения и навыки по составлению политического портрета исторического деятеля, учить анализировать исторические документы и литературные произведения, воспитывать нравственные качества учащихся на примере оценки деятельности Ивана IV.
Оборудование: литературные произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», иллюстрации с изображением собора Василия Блаженного, Московского Кремля, иконописи А. Рублева, картины В. Васнецова «Иван Васильевич Грозный», видеофильм «Иван Грозный».
Ход урока
Вступление
Слово учителя истории: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок литературы и истории. Наша задача – объединить знания, которые вы получили на данных уроках о XVI веке в истории нашей страны, о его людях, нравах, событиях.
Учитель литературы: Предлагаю прослушать отрывки из романа Толстого «Князь Серебряный» и исторические песни.
А)
Середи было Казанского царства –
Что стояли белокаменные палаты,
А в спальне, в белокаменных палатах,
Ото сна тут царица пробуждалася,
Симеону – царю она сон рассказывала:
«А и ты встань, Симеон – царь, пробудися!
Что ночесь мне, царице, мало спалося,
В сновиденнице много виделось:
Как от сильного Московского царства
Словно сизый орлище встрепенулся,
Что грозная туча поднималась,
Что на наше ведь царство наплывала!»
Б) Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод.
- Спасите! Спрячьте! – кричал он, хватаясь за полы мужиков.
- Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль?
В один миг оба хоровода собрались в кучку; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить.
- Там, там, - произнес он дрожащим голосом, - за огородами, я пас телят… они наехали, стали колоть телят, рубить саблями, пришла Дунька, стала просить их, они Дуньку взяли, потащили, потащили с собой, а меня…
Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни.
- Беда, беда! – кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергеевну убили насмерть!
В то же время показались всадники, человек пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.
- Гойда! Гойда! – кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!
Комментарий учителя литературы:
В романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» вы увидите ту же эпоху, что и в «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, и в балладе А.К. Толстого «Василий Шибанов». В романе две сюжетные линии:
1) Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Алене Дмитриевне.
2) Трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана.
Учитель истории: вопросы к классу.
- О какой эпохе идет речь в отрывках?
- Как вы определили, что речь идет об эпохе Ивана IV?
- Какие территории были присоединены к России?
- Кто такие опричники?
- Почему они прикрепляли к седлу метлу и собачью голову?
- Исходя из данных отрывков, как мы можем охарактеризовать Ивана IV?
Задача урока.
Постановка проблемы: определить, каков он, Иван IV? Грозный или Великий?
Основная часть урока
Учитель литературы: Для того, чтобы решить проблему, нам понадобятся знания по истории и литературные произведения. Начнем работать.
Чтение стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).
Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель, - Гласит летописца сказанье, - В память оной победы Да выстроят каменный храм! И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых. - Смерды! Можете ль церкву сложить, Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей говорю? – И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи государь! – И ударились в ноги царю. Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху, Переходы, Балкончики, Луковки да купола. |
И дивились ученые люди, - Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была! А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь – От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, - Лепота! – Молвил царь. И ответили все: - Лепота! И спросил благодетель: - А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю? – И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи государь! – И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях, И в землях Рязанских, И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! |
Беседа учителя истории с ребятами о соборе Василия Блаженного:
а) О каком сооружении идет речь в стихотворении?
б) Когда был построен памятник?
в) В честь какого события сооружен?
г) Назовите мастеров
(Вывод: этот памятник входит в сокровищницу мировой культуры, и это заслуга Ивана IV)
Сообщение подготовленного ученика о культуре России XVI века
Учитель истории: Здесь Иван IV предстает перед нами как человек несомненно великий, способствующий развитию российской культуры.
Учитель литературы: Только ли с положительной стороны мы рассматриваем здесь царя? Какова судьба мастеров, создавших собор Василия Блаженного? (Ребята говорят о жестокости царя).
Учитель литературы: Ребята, а вы обратили внимание на слова князя Серебряного, записанные на доске, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку?
«Какая родина! Где наша родина? От кого ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!»
Почему герой обвиняет Ивана IV? За какую политику?
Фрагмент видеофильма «Иван Грозный» об опричнине (6 минут)
Учитель истории: Что такое опричнина? Какова цель опричнины? Какие средства использовал царь для усиления своей власти?
Учитель литературы.
Работа с изученным произведением «Песнь про купца Калашникова» Работа с текстом, ответы на вопросы.
- В чем трагедия главного героя?
- Кто виновник трагедии?
- В чем заключается вина?
- Кто ему позволил быть таким?
- В чем еще виновен царь?
- Докажите, что царь – дело привычное.
- Какими эпитетами вы охарактеризовали бы царя? (деспотичный, жестокий, несправедливый и т.д.)
Учитель литературы.
Чтение отрывка из исторической песни «Гнев Ивана Грозного на сына».
«Аль ты рад, Никита Романович,
Моему несчастью великому,
Аль ты веселишься из-за казни сына моего любимого?»
Замахнул он копье острое,
Ударил в ногу Никите Романову,
Ответ держит Никита Романов:
«Грозный царь Иван Васильевич!
Погляди-ка ко мне в большой угол!»
Поглядел царь в большой угол –
Увидел сына своего Дмитрия-царевича:
Сидит весел и здоров в большом углу.
Учитель литературы: С каким эпизодом соотносится? (ученики вспоминают отрывок из баллады «Василий Шибанов»). Какие изобразительно-выразительные средства используют авторы для создания образа Ивана IV? (метафоры, сравнения; например, царь сравнивает себя с псом «недостойным и смрадным»).
Учитель истории: В чем причина жестокости царя?
Сообщение ученика «Детство Ивана IV»
Учитель истории: Обратимся к проблеме урока. Каков он, Иван? Грозный или Великий? (ученики характеризуют царя как с положительной, так и с отрицательной стороны).
Заключение
Учитель истории. В заключение скажем, «…что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… Доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным. История злопамятнее народа!» (Н.М. Карамзин. История государства Российского)
Учитель литературы. Задание учащимся: написать сочинение – рассуждение на тему урока.