Интегрированный урок (история+литература) по теме "Иван IV. Грозный или Великий?"

Разделы: Литература


Тема: Иван IV. Грозный или Великий?

Цель: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV», формировать умения и навыки по составлению политического портрета исторического деятеля, учить анализировать исторические документы и литературные произведения, воспитывать нравственные качества учащихся на примере оценки деятельности Ивана IV.

Оборудование: литературные произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», иллюстрации с изображением собора Василия Блаженного, Московского Кремля, иконописи А. Рублева, картины В. Васнецова «Иван Васильевич Грозный», видеофильм «Иван Грозный».

Ход урока

Вступление

Слово учителя истории: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок литературы и истории. Наша задача – объединить знания, которые вы получили на данных уроках о XVI веке в истории нашей страны, о его людях, нравах, событиях.

Учитель литературы: Предлагаю прослушать отрывки из романа Толстого «Князь Серебряный» и исторические песни.

А)

Середи было Казанского царства –
Что стояли белокаменные палаты,
А в спальне, в белокаменных палатах,
Ото сна тут царица пробуждалася,
Симеону – царю она сон рассказывала:
«А и ты встань, Симеон – царь, пробудися!
Что ночесь мне, царице, мало спалося,
В сновиденнице много виделось:
Как от сильного Московского царства
Словно сизый орлище встрепенулся,
Что грозная туча поднималась,
Что на наше ведь царство наплывала!»

Б) Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод.

- Спасите! Спрячьте! – кричал он, хватаясь за полы мужиков.

- Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль?

В один миг оба хоровода собрались в кучку; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить.

- Там, там, - произнес он дрожащим голосом, - за огородами, я пас телят… они наехали, стали колоть телят, рубить саблями, пришла Дунька, стала просить их, они Дуньку взяли, потащили, потащили с собой, а меня…

Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни.

- Беда, беда! – кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергеевну убили насмерть!

В то же время показались всадники, человек пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.

- Гойда! Гойда! – кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!

Комментарий учителя литературы:

В романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» вы увидите ту же эпоху, что и в «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, и в балладе А.К. Толстого «Василий Шибанов». В романе две сюжетные линии:

1) Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Алене Дмитриевне.
2) Трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана.

Учитель истории: вопросы к классу.

- О какой эпохе идет речь в отрывках?
- Как вы определили, что речь идет об эпохе Ивана IV?
- Какие территории были присоединены к России?
- Кто такие опричники?
- Почему они прикрепляли к седлу метлу и собачью голову?
- Исходя из данных отрывков, как мы можем охарактеризовать Ивана IV?

Задача урока.

Постановка проблемы: определить, каков он, Иван IV? Грозный или Великий?

Основная часть урока

Учитель литературы: Для того, чтобы решить проблему, нам понадобятся знания по истории и литературные произведения. Начнем работать.

Чтение стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
- Смерды!
Можете ль церкву сложить,
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей говорю? –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи государь! –
И ударились в ноги царю.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
  И дивились ученые люди, -
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота! – Молвил царь.
И ответили все: - Лепота!
И спросил благодетель:
- А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи государь! –
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских,
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Беседа учителя истории с ребятами о соборе Василия Блаженного:

а) О каком сооружении идет речь в стихотворении?
б) Когда был построен памятник?
в) В честь какого события сооружен?
г) Назовите мастеров

(Вывод: этот памятник входит в сокровищницу мировой культуры, и это заслуга Ивана IV)

Сообщение подготовленного ученика о культуре России XVI века

Учитель истории: Здесь Иван IV предстает перед нами как человек несомненно великий, способствующий развитию российской культуры.

Учитель литературы: Только ли с положительной стороны мы рассматриваем здесь царя? Какова судьба мастеров, создавших собор Василия Блаженного? (Ребята говорят о жестокости царя).

Учитель литературы: Ребята, а вы обратили внимание на слова князя Серебряного, записанные на доске, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку?

«Какая родина! Где наша родина? От кого ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!»

Почему герой обвиняет Ивана IV? За какую политику?

Фрагмент видеофильма «Иван Грозный» об опричнине (6 минут)

Учитель истории: Что такое опричнина? Какова цель опричнины? Какие средства использовал царь для усиления своей власти?

Учитель литературы.

Работа с изученным произведением «Песнь про купца Калашникова» Работа с текстом, ответы на вопросы.

  1. В чем трагедия главного героя?
  2. Кто виновник трагедии?
  3. В чем заключается вина?
  4. Кто ему позволил быть таким?
  5. В чем еще виновен царь?
  6. Докажите, что царь – дело привычное.
  7. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы царя? (деспотичный, жестокий, несправедливый и т.д.)

Учитель литературы.

Чтение отрывка из исторической песни «Гнев Ивана Грозного на сына».

«Аль ты рад, Никита Романович,
Моему несчастью великому,
Аль ты веселишься из-за казни сына моего любимого?»
Замахнул он копье острое,
Ударил в ногу Никите Романову,
Ответ держит Никита Романов:
«Грозный царь Иван Васильевич!
Погляди-ка ко мне в большой угол!»
Поглядел царь в большой угол –
Увидел сына своего Дмитрия-царевича:
Сидит весел и здоров в большом углу.

Учитель литературы: С каким эпизодом соотносится? (ученики вспоминают отрывок из баллады «Василий Шибанов»). Какие изобразительно-выразительные средства используют авторы для создания образа Ивана IV? (метафоры, сравнения; например, царь сравнивает себя с псом «недостойным и смрадным»).

Учитель истории: В чем причина жестокости царя?

Сообщение ученика «Детство Ивана IV»

Учитель истории: Обратимся к проблеме урока. Каков он, Иван? Грозный или Великий? (ученики характеризуют царя как с положительной, так и с отрицательной стороны).

Заключение

Учитель истории. В заключение скажем, «…что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… Доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным. История злопамятнее народа!» (Н.М. Карамзин. История государства Российского)

Учитель литературы. Задание учащимся: написать сочинение – рассуждение на тему урока.