Интегрированный урок по теме"Классицизм"

Разделы: Литература


Цель: сформировать представление об особенностях классицизма в России.

Задачи:

  • обратиться к истокам возникновения классицизма;
  • рассмотреть особенности данного направления во всех видах искусства;
  • раскрыть законы, правила, принципы классицизма.

Ход урока

1-2 слайды. (Презентация, приложение 1)

На слайде демонстрируются фотографии римского Пантеона, виллы эпохи Возрождения, зданий Москвы и Петербурга конца XVIII – начала XIX века.

Задание:

  1. Определите эпоху постройки сооружений.
  2. Проведите сравнительный анализ.

В результате анализа возникает мысль о связи всех сооружений по некоторым признакам (план, использование ордера и т.д.), что выводит к формулировке темы урока.

3 слайд.

 «Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность

Какими же историческими причинами обусловлено своеобразие классицизма в России?

История классицизма начинается в Западной Европе с конца XVI столетия. В XVII в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в XVIII – начале XIX вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в XVII в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в XIX в., когда ему объявили непримиримую войну романтики. В XVII в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Своеобразие развитию искусства придавали особенности исторического процесса в России. Петровская эпоха знаменовала собой стремительный рывок в историческом развитии. XVIII и начало XIX века стали для нашей страны временем укрепления национального государства, где абсолютная монархия соседствовала с зарождением капитализма. Русскому классицизму была свойственна не только монархическая, но и общенациональная гражданская направленность. Просветительские идеи вели к укреплению патриотизма, интерес к античности позволял раскрыться гуманизму, характерному для русского искусства в целом.

Классицизм проявился во всех видах искусства: архитектуре, интерьере, в парковой архитектуре, в музыке, скульптуре, живописи, литературе.

4 слайд.

Истоки русского классицизма

Ни одно явление в любом виде искусства не вырастает само по себе. Русский классицизм своим появлением во многом обязан  античному искусству.

Поскольку русская культура не знала эпохи Возрождения с ее переживанием античности, язык классицизма в новую эпоху – эпоху просвещения стал для нее абсолютной новинкой. Поэтому, в истории отечественной культуры термин «классицизм» относится именно к периоду российского Просвещения, ко второй половине XVIII века.

Именно на классицизме впервые сложился цельный и самостоятельный облик отечественной культуры – своеобразный итог XVIII века. При этом русская культура создала несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир, московский вариант классицизма, классицизм усадебной архитектуры.

Классицизм имел в России несколько духовных и эстетических истоков:

  • Сильное французское влияние в моде, образовании, в быту.
  • Знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и предреволюционных философов Франции.
  • Становление классического образования в России, которое включало знакомство с культурной античной традицией и античными авторами, знание латыни.
  • Появление в России копий и подлинников античного искусства из Европы.

5 слайд.

Представители

В русском искусстве классицизм ознаменовался творчеством таких мастеров, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Я.Б. Княжнин, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, В.И. Баженов, И.Е. Старов, Д.Г. Левицкий, А.П. Лосенко.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков. Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены XVIII в, создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

6-7 слайды.

Герой

 Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Законы этого направления были обобщены в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство»:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
У вас пусть будет он отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил…
Он плачет от обид – нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей. Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

8 слайд.

Законы, правила, принципы

В основе классицизма лежит нормативная эстетика, которая требует строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы, прежде всего, требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

 Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления XVII в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов.

9 слайд.

Образ Петра в искусстве

 Детям предлагается просмотреть видеофильм о Петербурге, а также проанализировать карты Санкт-Петербурга XVIII – начала XIX века.

Смотря на прекрасные перспективы Петербурга, мы понимаем, что величие и строгое, умное изящество этого города были заданы характером основателя. Петр, который был назван Пушкиным «державцем полумира» строил северную столицу на топких берегах, но сумел ей придать характер чуда. Этот величественный город, таинственно возникший среди смиренной природы, дерзок, как сам Петр. Среди суровых финских скал и мрачных вод холодной Невы возник город, подобный роскошной Венеции, оживленному Амстердаму, изящному Парижу.

Чтобы отчетливее понять характер героя классицизма, обратимся к образу Петра Великого, запечатлённому скульпторами, живописцами, поэтами . Образ Петра был очень привлекателен для художников, скульпторов, поэтов. Первый памятник Петру I был открыт торжественно и пышно 9 августа 1782 года. Екатерина II заказала его ещё в 1767 году Фальконе. Петр работы Фальконе был человеком, свободно входящим в бессмертие. Именно этот памятник стал символом города и оценкой великих дел Петра. Здесь только сияние славы, величие и гордость, которые вызывают Петр и памятник ему.

10 слайд.

На портретах образ Петра всякий раз выглядит новым: то грозным, то детски доверчивым, то воодушевленным, то суровым, то вдохновенным.

В литературе особое место образ Петра занимает в творчестве А.С. Пушкина. Его Петр, как правило, подвижен, деятелен, решителен, великодушен.

11 слайд.

Творческие задания

  1. Найдите стихотворения, посвященные одному из памятников Петру Великому.
  2. Опишите памятник Петру в прозе или стихах.
  3. Напишите сочинение на тему: «Образ Петра Великого в литературе»

Литература

  1. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980
  2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. М., 1998
  3. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство Ч.2. М., 2000
  4. Популярная история архитектуры. ВЕЧЕ. М., 2001
  5. Популярная история живописи. ВЕЧЕ. М., 2001
  6. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995
  7. История русской культуры. Ч.1. М.: ВЛАДОС, 2002
  8. История русской культуры. Ч.2. М.: ВЛАДОС, 2002
  9. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1987
  10. Рапацкая Л.А. История русской музыки. М.: ВЛАДОС, 2001
  11. Русские художники от А до Я. М.: СЛОВО, 2003
  12. Санкт-Петербург. История и архитектура. С-П.: Яркий город, 2005
  13. Шедевры русской живописи XVIII век. М.: Белый город, 2006
  14. Шедевры русской живописи первая половина XIX века. М.: Белый город, 2006