Ход урока
I. Беседа о способах создания характера
- Кто такой Р. Крузо? В какое время он жил?
- Какие качества ценит автор в Робинзоне? (целеустремленность, трудолюбие, терпение, веру в Бога, рассудительность)
- Какими средствами автор создает характер героя? (фиксируем на доске ответы)
Средства создания характера:
а) поступок (например: несмотря ни на что Робинзон стремиться в море);
б) речь героя (например: “Но, видно, глупость, удел молодежи, как удел людей зрелого возраста, умудренных дорого купленным опытом, осуждать безрассудства молодежи”);
в) отношение к чему-либо или кому-либо (например: отношение к деньгам, золоту (считает бесполезными вещами); к библии (берет эту книгу с корабля как нужную вещь); к Пятнице и т.д.)
г) интерьер (например: описание пещеры, где все было продумано и рассчитано, все в определенном порядке расставлено).
д) пейзаж.
- Правильно ли я поняла, что пейзаж – это средство создания характера? (да…, нет…?)
- А что такое характер? (это качества человека, их совокупность)
- Значит, пейзаж – это то, что раскрывает какие-то качества человека? (да)
II Работа по формированию понятия “пейзаж” и его функции
Создание проблемной ситуации.
Задание 1: Найдите в тексте описание острова (дневник Робинзона с 15 июля)
“По берегам его тянулись красивые луга, ровные, гладкие, покрытые травой, а дальше – там, где низина постепенно переходила в возвышенность и куда, как надо было думать, не достигал разлив – рос в изобилии табак с высокими и толстыми стеблями…”
- То, что я прочитала можно назвать пейзажем? (да, это описание природы)
- Характеризует ли это описание природы героя (нет, здесь просто описано место действия)
- Значит, описание места действия не является способом создания характера? (да, не является)
- Значит, пейзаж не является способом создания характера? (…)
Задание 2: Найдите в тексте описание самого первого шторма в жизни Робинзона.
“Между тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны, хотя эта буря не имела и подобия того, что я много раз видел, потом… но на другое утро ветер стал стихать, волнение поулеглось, и я начал понемногу осваиваться с морем…”
- Этот отрывок характеризует героя? (Да. Он во время шторма боится, клянется Богу, что никогда больше не ступит на корабль, и будет слушать отца, но когда шторм прошел и Робинзон увидел ослепительно сияющее море, то забыл о своих клятвах. Здесь герой поступает легкомысленно).
- Значит ли это, что данный отрывок не является пейзажем? (Нет. Это пейзаж. Здесь описывается природа - море)
- Что же можно сказать о функции пейзажа, которую он здесь выполняет? (Это описание подчеркивает состояние героя. Ему страшно, когда бушует шторм, и он успокаивается, когда светит солнце).
Задание 3: Найдите в тексте описание урагана после землетрясения на острове.
“Между тем собрались тучи; потемнело, как перед дождем… Эта мысль меня ободрила, а может быть, и дождь, мочивший меня, придал мне решимости…”
- Какую функцию выполняет это описание природы? (Здесь передается состояние героя. Еще это описание и на читателя воздействует. Нам тоже сначала страшно, а потом мы успокаиваемся. И характер героя раскрывается).
Задание 4: Найдите в тексте описание грозы до строительства Робинзоном пещеры.
“Как-то раз, когда я приготовился ставить палатку и рыть пещеру, набежала вдруг густая туча, и хлынул проливной дождь. Потом блеснула молния, и раздался страшный раскат грома. В этом, конечно, не было ничего необыкновенного, и меня испугала не столько сама молния, сколько мысль, быстрее молнии промелькнувшая в моем мозгу: “Мой порох!”
- Какую функцию пейзаж играет в этом отрывке? (Он как действующее лицо. Как в сказке природа действет, так и здесь молния “подсказывает” мысль герою).
- А нам, читателям, что-то “подсказывает” этот отрывок? (Да, мы тоже задумываемся о том, что умный герой всегда найдет правильное решение и выживет в самых сложных условиях).
- Вспомним, что “Робинзон Крузо” - это просветительский роман. О чем же хочет заставить задуматься читателя автор? Какова идея произведения? (Разумный герой в борьбе со стихией способен победить. У него больше шансов выжить).
Вывод: Можно сказать, что пейзаж помогает читателю понять произведение.
III Работа в тетрадях (обобщение)
Задание 1: запишите самостоятельно, о каких функциях пейзажа мы сегодня говорили.
Проверка работы (на доске появляется схема)
Функции пейзажа:
- Описание места действия.
- Средство эмоционального воздействия на читателя.
3. Средство раскрытия идеи произведения.
4. Средство создания характера героя.
5. Средство раскрытия эмоционального состояния героя.
6. Действующее лицо произведения.
Задание 2: основываясь на данной схеме, попробуйте записать собственное определение пейзажа
Пейзаж – это… (дети читают собственные определения)
Например: Пейзаж – это описание природы в художественном произведении, при помощи которого автор описывает место действия, раскрывает характер героя, его состояние, а также воздействует на чувства и мысли читателя.
Пейзаж – это средство в художественном произведении для создания эмоционального фона, передачи душевного состояния героя, его характера.
Пейзаж – это средство раскрытия идеи в художественном произведении.
IV Творческая работа
Проанализируйте 2-3 пейзажа из романа “Робинзон Крузо” с точки зрения цветовой и звуковой окрашенности. Отметьте, какими тропами пользуется автор, создавая пейзаж.
Проверка работы:
Дети говорят о том, что в основном Д. Дефо при создании пейзажа пользуется олицетворениями (“по морю ходили высокие волны”, “море с ревом билось о берега”, “набежала вдруг густая туча”) и эпитетами (“тихий, очаровательный вечер”, “страшный раскат грома”, “мертвый штиль”).
Автор не использует при создании пейзажа цветопись и звукопись.
Домашнее задание: Используя задания о пейзаже, создайте творческую работу, которая передавала бы ваше настроение.
Работа ученицы 7-го класса Ирины Ш.
Когда мне грустно – дождь идет,
В окно стучатся капли слез.
И ветер – хулиган бредет,
Срывая золото с берез.
Я тихо у окна сижу
И наблюдаю за людьми:
Зонтов бегущий хоровод…
Дорога… пешеход с детьми…
Машина мокнет у ворот…
В окне напротив - старый кот
Кого-то, может, тоже ждет?
Когда же мама в дом войдет,
Тогда и грусть моя пройдет!