Литература
-
Лиро-эпическая историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок помогает показать своеобразие произведений Лермонтова, истоки которых — в народной поэзии.
-
Освоение внутреннего мира и самосовершенствование учащихся через психологический анализ литературного произведения 2009
В статье рассматриваются возможности литературы для формирования самооценки школьников, для самопознания и осмысления внутреннего мира человека через создание личностно ориентированных ситуаций на уроках литературы. Приводится конспект урока личностно ориентированной направленности в 11-м классе "Скрытая музыка" (Жизнь и творчество К.Бальмонта).
-
Две вариации на одну тему 2009
Одно из любимых занятий детей на уроках немецкого языка – стихотворные переводы. Некоторые дети именно с переводов начинают пробу пера. Почему трудно переводить стихотворный текст? Как создать произведение, делая перевод стихотворения? Дети сравнивают подлинник "Erlkonig" Гёте и его перевод – балладу В.А. Жуковского "Лесной царь", чтобы создать свой перевод.
-
Интернет-урок литературы "О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева) 2009
На уроке развивается связная монологическая речь обучающихся, умение аргументированно отвечать на вопросы учителя и поддерживать беседу, умение слушать классическую музыку и соотносить ее с лирикой. Ученики получают представление о любовной лирике Тютчева и навык чтения его стихов; создают презентации по определенным вопросам темы, используя Интернет-ресурсы.
-
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского "Гроза" 2009
Материалы, представленные в разработке, кроме поурочного планирования, конспектов уроков, дают много дополнительного материала, который с успехом можно использовать на уроках литературы. Система уроков составлена с учетом базовых компонентов литературного образования и содержит различные типы заданий.
-
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Литература". Тема: "Базаров — нигилист?" 2009
Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся совместные рассуждения, поиски решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель учителя на данной лекции.
-
"Песни огненных лет". Урок внеклассного чтения в 7-м классе 2009
Урок проводился накануне Дня Победы. Он получился красочным и эмоциональным благодаря сочетанию видеоиллюстраций с музыкальными файлами. В презентацию включены не только взятые в Интернете плакаты и фотографии военных лет, но и фото из семейных архивов учеников.
-
Урок-музей по жизни и творчеству С.А. Есенина 2009
Мог ли кто тогда представить, что пройдут годы, и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России. Глубинными корнями связан Есенин с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, выплеснул душу в стихах. Музей открывает свои двери и приглашает вас окунуться в мир, где жил и творил поэт.
-
Литературно-музыкальная композиция "Моим стихам… настанет свой черед…", посвященная творчеству М.Цветаевой, в 11-м классе 2009
Марина Цветаева... Первая встреча с её поэзией сражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности и судьбе.Жизнь и трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна. Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным.
-
Урок литературы в 10-м классе "Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы» 2009
Именно циклом рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева предопределяются на многие десятилетия традиции русской литературы, русского романа: эпос Л.Н. Толстого, психологизм Ф.М. Достоевского, лиризм Н.А. Некрасова, продолжение темы народа в творчестве Н.С. Лескова.
-
Урок русской литературы в 7-м классе (по повести А.Стругацкого и Б.Стругацкого "Пикник на обочине"). Тема: "Все больше — окружающей среды. Все меньше — окружающей…" 2009
Проблеме экологического воспитания учащихся в современном образовательном процессе придается большое значение. Учителя-словесники вносят ощутимый вклад в дело реализации данной проблемы. Предлагается урок по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", в основе которого – метод проекта: создание обложки книги.
-
"Война и дети". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу А.Приставкина "Фотографии" 2009
Урок знакомит учащихся с биографией и творчеством А.Приставкина.
-
Литературный КВН по басням И.А. Крылова. 5-й класс 2009
Итоговый урок в 5-м классе с целью выявить знатока басен Крылова.
-
К.Паустовский. "Теплый хлеб". 5-й класс 2009
Обучение медленному и вдумчивому чтению для анализа текста на примере произведения Паустовского.
-
Возможно ли духовное прозрение героини А.П. Чехова "Анна на шее"? (Метод аналитического чтения) 2009
На уроке у учащихся формируются коммуникативные (речевые) умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; умения создавать устное публичное и монологическое выступление; умения анализировать текст.
-
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-го класса по теме "Пока в нас русский дух" 2009
Предложенный сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-го класса по литературе способствует систематизация учебного материала по творчеству А.С. Пушкина.
-
Урок литературы по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок знакомит детей с биографией А.С. Пушкина и его творчеством.
-
Урок в 9-м классе "История души человеческой" на страницах романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2009
Предлагается урок-диспут. Класс делится на 3 группы. В течение урока в группах происходит обсуждение центральных проблем романа. Учащиеся в ходе обсуждения центральных проблем урока приходят к выводу: трагедия Печорина в том, что в его жизни не состоялись ни любовь, ни дружба.
-
"Великие имена России" 2009
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и творчеством В.М. Шукшина; развить индивидуальные способности учащихся (инсценирование сказки В.М. Шукшина "До третьих петухов").
-
"Преступление во имя любви" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Урок продолжает знакомство десятиклассников с творчеством Н.С. Лескова. На примере повести «Леди Макбет Мценского уезда» в ходе урока обобщаются и систематизируются представления учащихся об основных темах и проблемах в произведениях Лескова (проблема русского национального характера, женской доли в русской литературе второй половины XIX века).
-
Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Философский свободный диктант – размышление о любви. Знакомство с высказываниями философов, писателей о любви. Слово учителя о том, что Л.Н. Толстой придерживается народной точки зрения на семью; о том, что нравственным стержнем семьи является мать, мать – синоним мира семьи. Беседа с учащимися о семьях Ростовых, Болконских, Курагиных, их взглядах, традициях, детях.
-
"Я была тогда с моим народом" (по произведению А.Ахматовой "Реквием") 2009
Соотнесение судьбы и творчества - вот задача, стоящая перед автором данной разработки. Вершина творчества – "Реквием" – интерпретирован как исповедь безутешного сердца человека, жившего со своим народом в один из самых трагических периодов его истории.
-
Программа "Изучение композиции художественного текста на уроках литературы в 5–11-х классах" 2009
Программа построена на развитии читательской культуры, понимании авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения. Учащиеся изучают такие понятия, как "композиция", "композиционные приёмы", "типы композиции", "виды композиции", "языковая композиция", "композиционные формы", "опорные точки композиции", "сюжет", "сюжетные элементы".
-
Литературно-художественный журнал "Строки, опаленные войной" 2009
Литературно-художественный журнал "Строки, опаленные войной" рассчитан на восприятие учащихся 9–11-х классов. Он знакомит ребят-старшеклассников с биографией поэтов периода Великой Отечественной войны, воспитывает у них чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине.
-
Электронное пособие по литературе "А.С. Пушкин". 8-й класс по программе В.Л. Коровиной 2009
В статье предложено авторское электронное пособие.
-
Литературные игры 2009
Литературные игры как вид внеклассной работы по предмету возможно проводить в 5-8 классах, учитывая читательские интересы детей. В работе представлены примеры игр для 6-го класса (Мифы Древней Греции) и 8-го класса (роман А.Дюма "Три мушкетёра"), а также изложены правила, по которым обычно проводятся игры. Каждый учитель, взяв в качестве примера наши вопросы, может составить свои как по программному материалу, так и по внеклассному чтению.
-
Вода - это жизнь 2009
Цели и задачи урока: сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире как о единой системе; обобщение знаний о нахождении воды в природе и ее значении для живых организмов; ознакомление учащихся с водными ресурсами России; развитие логического мышления, умения анализировать наблюдения изменения в эксперименте путем провидения опытов на определение свойств воды; формировать у учащихся умение обращаться с новейшими приборами и учить правилам по технике безопасности.
-
Урок изобразительного искусства по теме "Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка" 2009
Урок построен в виде урока-презентации, где учащиеся узнают о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. В презентации представлен иллюстративный фотоматериал с изображением уральской природы и репродукции с картин уральских художников. Разбираются два живописных приема при изображении пейзажа пуантилизм (возникшее на основе течения в живописи постимпрессионизма) и жировые мелки + акварельные краски.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба личности в тоталитарном обществе" (по роману Е.Замятина "Мы") 2009
Цель урока: показать гуманистическую направленность произведения Евгения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.
-
Каждый урок как премьера?.. 2009
Чтобы театр действительно стал помощником учителя и источником нравственно-эстетического воспитания школьников, необходимо придерживаться определенной системы в сообщении учащимся знаний о театре.