Литература
-
Виды анализа лирического произведения 2009
В ходе подготовки и проведения данного урока у учеников формируются такие ключевые компетенции, как умение найти и систематизировать нужную информацию, умение самостоятельно и коллективно проектировать свою деятельность, умение доказать определенную точку зрения и эстетично её представить, умение анализировать и сравнивать.
-
Первая встреча с Владимиром Маяковским 2009
Тема «Творчество В.Маяковского» одна из самых сложных на уроках литературы, так как для учащихся этот поэт непонятен. Поэтому на первом уроке знакомства с Маяковским важно вызвать у читателей особые чувства к поэту-новатору: восхищение его талантом и уважение к человеку неординарному, такому разному в своих чувствах и действиях – быть огромным, которому все подвластно, и ранимым, который ищет помощи.
-
Урок литературы в 7-м классе "Будь судьбы своей капитаном" (по роману В.А. Каверина "Два капитана") 2009
13–14 лет – сложный возраст в жизни подростков, когда приходится самостоятельно постигать шкалу жизненных ценностей. Чтобы ученикам было легче находить образцы для подражания, мы обратились к роману В.А. Каверина «Два капитана». Работа над этим произведением предоставила нам широкие воспитательные возможности.
-
Урок внеклассного чтения "Приглашение к чтению". 6-й класс 2009
Разработка урока внеклассного чтения с использованием ИКТ. Цель урока – развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера, формирование читательской культуры. На уроке каждый ученик может проявить себя и получить высокую оценку.
-
Опыт проведения урока внеклассного чтения в форме читательской конференции. "Романы Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан" и "Двадцать тысяч лье под водой" 2009
Конференция повышает интерес учащихся 6-8-х классов к жанру фантастики; пропагандирует уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе, воспитывает у детей любознательность и прививает чувство ответственности за порученное дело.
-
Литературно-музыкальная композиция на стихи и песни поэтов и композиторов г. Кыштым Челябинской области 2009
Литературно-музыкальная композиция может быть использована в качестве основы любого региона. Материал подбирается таким образом, что можно его фрагментарно использовать на уроках, а также провести отдельное внеклассное мероприятие. Привлечение детей к творчеству местных деятелей искусства позволяет реализовать национально-региональный компонент.
-
Тема урока "Суд идет… Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти") 2009
Урок помогает произвести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", прокомментировать ее "узловые" темы, показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе.
-
Конкурсный урок в 5-м классе, посвященный 210-летию А.С. Пушкина, на тему "Игра-путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина" 2009
Урок должен обобщить и дополнить знания учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.
-
План-конспект урока по литературе в 5-м классе. Тема: "Устный рассказ по картине, близкой к изучаемому произведению" ("Бежин луг" И.С. Тургенева и картина "Ночное" В.Е. Маковского) 2009
Цель данного урока – углубить и расширить знания учащихся по произведению И.С. Тургенева "Бежин луг". Показаны методические приемы учителя и действия обучаемых, направленные на достижение указанной цели.
-
Литературные чтения как форма внеклассной рабрты по литературе 2009
Статья о подготовке литературных чтений.
-
Лиро-эпическая историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок помогает показать своеобразие произведений Лермонтова, истоки которых — в народной поэзии.
-
Освоение внутреннего мира и самосовершенствование учащихся через психологический анализ литературного произведения 2009
В статье рассматриваются возможности литературы для формирования самооценки школьников, для самопознания и осмысления внутреннего мира человека через создание личностно ориентированных ситуаций на уроках литературы. Приводится конспект урока личностно ориентированной направленности в 11-м классе "Скрытая музыка" (Жизнь и творчество К.Бальмонта).
-
Две вариации на одну тему 2009
Одно из любимых занятий детей на уроках немецкого языка – стихотворные переводы. Некоторые дети именно с переводов начинают пробу пера. Почему трудно переводить стихотворный текст? Как создать произведение, делая перевод стихотворения? Дети сравнивают подлинник "Erlkonig" Гёте и его перевод – балладу В.А. Жуковского "Лесной царь", чтобы создать свой перевод.
-
Интернет-урок литературы "О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева) 2009
На уроке развивается связная монологическая речь обучающихся, умение аргументированно отвечать на вопросы учителя и поддерживать беседу, умение слушать классическую музыку и соотносить ее с лирикой. Ученики получают представление о любовной лирике Тютчева и навык чтения его стихов; создают презентации по определенным вопросам темы, используя Интернет-ресурсы.
-
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского "Гроза" 2009
Материалы, представленные в разработке, кроме поурочного планирования, конспектов уроков, дают много дополнительного материала, который с успехом можно использовать на уроках литературы. Система уроков составлена с учетом базовых компонентов литературного образования и содержит различные типы заданий.
-
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Литература". Тема: "Базаров — нигилист?" 2009
Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся совместные рассуждения, поиски решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель учителя на данной лекции.
-
"Песни огненных лет". Урок внеклассного чтения в 7-м классе 2009
Урок проводился накануне Дня Победы. Он получился красочным и эмоциональным благодаря сочетанию видеоиллюстраций с музыкальными файлами. В презентацию включены не только взятые в Интернете плакаты и фотографии военных лет, но и фото из семейных архивов учеников.
-
Урок-музей по жизни и творчеству С.А. Есенина 2009
Мог ли кто тогда представить, что пройдут годы, и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России. Глубинными корнями связан Есенин с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, выплеснул душу в стихах. Музей открывает свои двери и приглашает вас окунуться в мир, где жил и творил поэт.
-
Литературно-музыкальная композиция "Моим стихам… настанет свой черед…", посвященная творчеству М.Цветаевой, в 11-м классе 2009
Марина Цветаева... Первая встреча с её поэзией сражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности и судьбе.Жизнь и трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна. Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным.
-
Урок литературы в 10-м классе "Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы» 2009
Именно циклом рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева предопределяются на многие десятилетия традиции русской литературы, русского романа: эпос Л.Н. Толстого, психологизм Ф.М. Достоевского, лиризм Н.А. Некрасова, продолжение темы народа в творчестве Н.С. Лескова.
-
Урок русской литературы в 7-м классе (по повести А.Стругацкого и Б.Стругацкого "Пикник на обочине"). Тема: "Все больше — окружающей среды. Все меньше — окружающей…" 2009
Проблеме экологического воспитания учащихся в современном образовательном процессе придается большое значение. Учителя-словесники вносят ощутимый вклад в дело реализации данной проблемы. Предлагается урок по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", в основе которого – метод проекта: создание обложки книги.
-
"Война и дети". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу А.Приставкина "Фотографии" 2009
Урок знакомит учащихся с биографией и творчеством А.Приставкина.
-
Литературный КВН по басням И.А. Крылова. 5-й класс 2009
Итоговый урок в 5-м классе с целью выявить знатока басен Крылова.
-
К.Паустовский. "Теплый хлеб". 5-й класс 2009
Обучение медленному и вдумчивому чтению для анализа текста на примере произведения Паустовского.
-
Возможно ли духовное прозрение героини А.П. Чехова "Анна на шее"? (Метод аналитического чтения) 2009
На уроке у учащихся формируются коммуникативные (речевые) умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; умения создавать устное публичное и монологическое выступление; умения анализировать текст.
-
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-го класса по теме "Пока в нас русский дух" 2009
Предложенный сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-го класса по литературе способствует систематизация учебного материала по творчеству А.С. Пушкина.
-
Урок литературы по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок знакомит детей с биографией А.С. Пушкина и его творчеством.
-
Урок в 9-м классе "История души человеческой" на страницах романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2009
Предлагается урок-диспут. Класс делится на 3 группы. В течение урока в группах происходит обсуждение центральных проблем романа. Учащиеся в ходе обсуждения центральных проблем урока приходят к выводу: трагедия Печорина в том, что в его жизни не состоялись ни любовь, ни дружба.
-
"Великие имена России" 2009
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и творчеством В.М. Шукшина; развить индивидуальные способности учащихся (инсценирование сказки В.М. Шукшина "До третьих петухов").
-
"Преступление во имя любви" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Урок продолжает знакомство десятиклассников с творчеством Н.С. Лескова. На примере повести «Леди Макбет Мценского уезда» в ходе урока обобщаются и систематизируются представления учащихся об основных темах и проблемах в произведениях Лескова (проблема русского национального характера, женской доли в русской литературе второй половины XIX века).