Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта"

Разделы: Литература


Красоту надо создавать в себе, тогда она и вокруг нас появится.
Леонид Кокоулин

На уроках литературы мы изучаем произведения признанных писателей, поэтов. Это классика, незыблемая вершина. Их творчество заключает в себе незаменимый нравственный потенциал. Но ничто не заменит воспитательной силы творчества человека, живущего рядом, известного тебе с детства и, на первый взгляд, самого обычного. Предоставить ученикам возможность испытать радость открытия талантливой, неординарной личности – вот цель знакомства с биографией и стихами нашего односельчанина Бурдюгова Николая Николаевича.

Вечер был проведён в форме литературной гостиной, что стало традицией внеклассной работы по литературе. Предстояло показать значение слова окно в контексте творчества поэта-земляка. На вечере присутствовал автор стихотворений. Заранее учениками был оформлен стенд, представляющий его творчество, собраны газеты «Краснозёрская новь» с публикациями Бурдюгова, подготовлена презентация «Окно в мир поэта» (Приложение 1) на основе интервью с поэтом. Творческим группам каждого класса было дано в начале вечера задание, с которым они должны справиться к концу праздника. (Приложение 2)

Учитель. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Я рада вновь приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Слайд 1 Сегодняшний праздник необычен потому, что у нас в гостях Николай Николаевич Бурдюгов, человек, стихи которого вы иногда видите на страницах нашей районной газеты, но большая часть из них написана им от руки в записной книжке и никому не известна. Это прекрасные стихи. Мне хотелось бы, чтобы вы почувствовали негасимый свет тепла, добра, любви его стихотворений. Слайд 2

Ученицы исполняют песню «Московские окна»

Вид вечерней Москвы вдохновил авторов этой прекрасной песни. А вот послушайте стихотворение, навеянное вечерними окнами нашего села (читает ученица)

В окошке свет…
В окошке свет. Она сегодня дома,
Сидит одна, укутанная в плед.
Читает главы новенького тома,
И для неё меня на свете нет.
В окошке свет. Из приоткрытой дверцы
Я слышу голос деда Кузьмича:
«Подай-ка, мать, мне капельки от сердца,
А завтра утром вызови врача».
В окошке свет жар-птицей встрепенулся,
А мы жильцы, жильцы, подумали – горим:
Соседский сын из армии вернулся,
И, слава Богу, цел и невредим.
В окошке свет горит и днём, и ночью.
Он виден всем давно со всех сторон:
Жена Степана с маленькою дочкой
Уехала к родителям в район.
В окошке свет заманит и привяжет…
Однажды я взглянул через стекло –
Сидит у печки женщина и вяжет,
И стало мне уютно и тепло.
В окошке свет бывает даже нежным.
Он может двор и улицу залить
И может сердце сделать безмятежным,
А вот глаза надолго ослепить…

Ученик. Приоткроем окно в мир поэта. « Родился я 18 мая 1941 года в Алма-Атинской области на станции Уштобе. Папа ушёл на фронт, а мама с нами четырьмя детьми переехала к родителям отца в рыбачий посёлок на озере Алаколь». Слайд 3 Ученицы исполняют песню «Остров детства» Слайд 4

Ученица. О трудностях военного времени рассказывает Николай Николаевич в стихотворении

«Простите нас, безвинные грачи». Слайд 5 (Читает ученица)
Когда грачи неистово кричат
И нет конца бушующему граю,
Я помню суп из молодых грачат,
Больную маму часто вспоминаю.
До сей поры я чувствую вину,
Она, как боль, в душе моей металась.
Отец ушёл сражаться на войну,
А мама с нами, детками, осталась.
Простите нас, безвинные грачи,
Простите на берёзах у дорожки.
Не ели мы в ту пору калачи,
Ржаного хлеба не было ни крошки.
Страна была в руинах и в огне,
Но вражьи танки стыли на морозе…
Отец бойцом сражался на войне,
А мама надрывалася в колхозе.
Слегла она от тяжкого труда.
Болела, на работу не вставала.
«Мясной бульон ей нужен завсегда», –
Нам добрая старушка подсказала.
За маму я бы ринулся в огонь,
Работал бы до пота на морозе…
Погладив нежно мамину ладонь,
Я долго лез к грачатам по берёзе…
Десятки лет здоровою была,
Прошли, как тучи, сумрачные, беды.
В стране разруха раной зажила,
Но вот отец… не дожил до победы.
Простите нас, угрюмые грачи,
(Друзья всегда друг друга выручают).
Теперь у нас есть в доме калачи,
И наши внуки вас не разоряют.

Ученик. «Мой папа был одним из защитников Москвы. Я не помню как он вернулся с войны. В памяти лишь осталось, как взрослые люди однажды то громко смеялись, то плакали. Папины рассказы о войне навсегда запали мне в душу».

Ученица читает стихотворение «Слышен отзвук победной весны». Слайд 7
Мир добреет с приходом весны,
Жаждой к жизни людей наделяя.
Неслучайно не стало войны,
В сорок пятом, девятого мая.
Окрылённые светлой весной,
В мир и счастье грядущее веря,
Возвратились солдаты домой,
Обезглавив фашистского зверя.
Принимали героев тепло –
Были радость, и слёзы, и тосты!
…Сколько их, боевых, полегло
По полям – на чужие погосты!
Молодые, с единой мечтой
(Может, первой любви не познали),
Не вернулись с победой домой,
Но Россию врагу не отдали.
А сегодня сторонкой лесной
Я шагаю, оставив заботы,
И летят журавли надо мной,
А не злого врага – самолёты.
Не от ран упаду на траву,
Как отец у Смоленска впервые…
Я на чистой полянке сорву
Для любимой цветы полевые.
Ну, а если и мне, наконец,
Будет долг за Россию сразиться,
То пойду, как ушёл мой отец,
Только б с родиной милой проститься.
Я под страстные звуки весны
Буду петь, тополя обнимая,
Как солдаты жестокой войны
В сорок пятом, девятого мая!

Ученица. «После войны отец работал в охотничьем хозяйстве. Меня он часто брал с собой на охоту. Слайд 8 Папа был замечательным рассказчиком, читал стихи Лермонтова, Шевченко, Некрасова. Я любил слушать, когда он и его друзья говорили о рыбалке, охоте, прошедшей войне». В детскую память врезалось услышанное, и поэтому в записной книжке у Николая Николаевича много стихотворений о войне. Одно из них так и называется «Память» (читает ученик) Слайд 9

Память
матерям-солдаткам посвящается
С детских лет у родного крыльца
Полюбил я красавицу грушу.
Эта добрая память отца
Мне волнует и радует душу.
Мы делились с ней лаской весны,
Отражали невзгоды и беды.
…Жаль, отец не вернулся с войны,
Не дожил до Великой Победы…
Смотрит груша на красный закат,
От сердитого ветра не гнётся,
Будто старой дорогой солдат
К нам с войны отгремевшей вернётся.
У калитки подхватит меня,
Поцелует, подарит конфетки
И, медалями всеми звеня,
Нежно тронет листочки на ветке.
Тают сети морщин на стволе…
Как же много в ней веры и силы!
…Словно нет на Смоленской земле
Безымянной солдатской могилы.
А под осень, склонившись ко мне,
Вздрогнет груша тугими ветвями
И прошепчет проклятье войне,
Одаряя прохожих плодами.
Я скажу ей: «Родная, прости
За беду от арийца-вампира,
Сотни лет у крылечка расти –
Яркий символ победы и мира!»

Ученик. Мы продолжаем знакомство с биографией поэта, а творческие группы готовят ответы на задания. «Я путешествовал с отцом по древним дорогам и тропам, ещё мальцом видел Джунгарские ворота – место, откуда из Китая на Русь хлынули полчища Чингиз-хана, находил стальные наконечники и относил их в школьный музей. Очень любил охотничать, поэтому после 7 класса не поехал учиться в десятилетке в райцентр». Стихотворение «Край родной» передаёт чувства ребёнка, открывающего для себя мир окружающей природы. Звучит песня «Над твердью голубой».Слайд 12 Ученик читает стихотворение:

Край родной
В детстве, конопатом и курносом,
Я оставил часть свой души
Там, где к синим заводям и плесам
Под ветрами гнутся камыши.
Алые пожарища закатов
С вербами у кромки озерца
Мне, мальцу счастливому, когда-то
Навсегда остались от отца.
На луга далекие, с протоки,
Провожал я уток табуны.
Там ко мне из зарослей осоки
Выходили мирно кабаны.
По-ребячьи, шумно и упрямо,
По-над мелью шастали ерши,
А над ними, тонкими стволами,
С шорохом склонялись камыши.
Я манком-пластинкой из латуни
Зазывал на плесы селезней,
И смеялись чайки-хохотуньи
Всякий раз над шалостью моей.

Ученица. «Став потомственным охотником-промысловиком, думал, что никогда не расстанусь с охотой. Но однажды изломал ружьё и закопал в землю. Не хочу, чтобы потомки в сердцах говорили: «Что за люди были наши предки? Кроме хищных птиц, ничего!»

Ученица читает стихотворение «Чирок». Слайд 13
Вокруг села разливы и тугаи,
Шумит камыш, как в древние года.
Но только птиц встревоженные стаи
Теперь уже увидишь не всегда.
Боюсь дожить до каверзного часа,
Когда на чистом плесе озерка
За суп с кусочком розового мяса
Убьёт стрелок последнего чирка.
А на заре, над кромкою разлива,
На ширь лугов, как вольный ветерок,
Не пролетит со свистом, торопливо,
Красивый и стремительный чирок.
Поникнет тал в тиши над берегами,
Надолго мир поблекнет от беды.
Зальёт дождём, как горькими слезами,
Больших сапог глубокие следы.

Ученик. Слайд 14«Поступил учиться на шофёра в Усть-Каменогорск, где в Доме культуры читали стихи поэты. Свои стихи я никому ещё не показывал, но однажды решился и послал в редакцию. Так напечатали стихотворение

«Рыбак»:
Бьётся снегом о крышу метелица,
И сугробы растут у окна.
В этот вечер сынишке не верится,
Что когда-нибудь будет весна.
Он грустит и вздыхает украдкою.
Видно вспомнилось вновь малышу,
Как весной над рыбацкой палаткою
Он готовил на завтрак лапшу,
В выси взмахами торопливыми
Журавлей пролетал караван,
По утрам, над степными заливами,
Серой дымкой клубился туман…
Скоро в сумерках вечера красного
Над «Зелененьком» вспыхнет костёр,
И весна рыбаченка вихрастого
Встретит ласковой зыбью озёр.

Ученица. «Отслужил три года в армии. Всю жизнь работал шофёром или слесарем. Мне очень хочется написать хорошее стихотворение. Иногда мои стихи печатают в местной газете». Стихи Николая Николаевича отличаются точностью рифмы, пронзительным лиризмом. Многие из них посвящены детям, родителям, о которых он говорит тепло и почтительно, размышлениям о вечных человеческих ценностях. Прочитать все за сегодняшний вечер просто нет возможности, но некоторые из них представлены на стенде в кабинете литературы (Приложение 3), и познакомиться с ними вы можете позднее.

О доброте (читает ученица)
После многих тягостных потерь,
(Может так негаданно случиться)
Кто-то к вам, как в собственную дверь,
В поздний час однажды постучится.
Проведите гостя в тихий дом,
Пусть забудет сумрачные дали,
И скажите ласково о том,
Что его вы помнили и ждали.
Будьте с ним добрее и милей,
Теплотой душевной не скупитесь.
Радостью заветною своей,
Как водою в жажду поделитесь.
Он поверит в будущий успех,
Добротой своею возгорится.
Вы спокойны будете за тех,
Кто к нему однажды постучится.

Ученик. А теперь послушаем самого автора. Приложение 4 Звучат стихи «Фрагмент из отцовского письма», «Спасибо маме», «Построим храм», «Снегурочка», последнее стихотворение«Село моё», опубликованное в районной газете.

Снегурочка
За селом, за озером в лесочке
Словно снег метелицы – бела,
В небольшом уютном теремочке
Девочка Снегурочка жила.
Шила платья ёлочкам-сестрицам,
А берёзкам – белые платки,
Пёрышки раскрашивала птицам
И зайчат кормила из руки.
А когда, палящий и багровый,
Взвился смерч свирепого огня,
Стала вдруг Снегурочка суровой,
Вышла, лес собою заслоняя.
Лёгкий след остался на песочке…
Но под гвалт ликующих грачей
С той поры в берёзовом лесочке
Зазвенел «Снегурочкин ручей».

Учитель. Пришло время подвести итоги работы творческих групп. Обзор наиболее удачно выполненных заданий, вручение грамот. И завершить нашу встречу в литературной гостиной мне хотелось бы словами Леонида Кокоулина, писателя-сибиряка, лауреата премии имени Ф. Абрамова, написавшего книгу «Затёски к дому», о которой мы с вами говорили на уроках литературы: «Красоту надо создавать в себе, тогда она и вокруг нас появится». Слайд 19 Вот такая внутренняя красота исходит от стихотворений Николая Николаевича Бурдюгова. Позвольте поблагодарить поэта за то, что он познакомил нас со своими стихами, приоткрыл окно в свой поэтический мир, и пожелать ему творческих успехов, душевной гармонии и согласия с миром, а также исполнения его заветной мечты - напечатать сборник стихов и написать книгу об отце. Пусть они станут Вашими «затёсками к дому», Николай Николаевич! В качестве подарка примите диск с текстами Ваших стихотворений, фотографиями сегодняшнего праздника и стихотворениями школьников, занимающихся в литературной студии «Родничок». Своеобразным поэтическим откликом на Ваши стихи пусть станут строки, написанные школьницей Дашей К.:

На кромку лета вновь ступила осень –
И в сердце робко теплятся стихи.
Средь серых туч яснее неба просинь,
Деревья разноцветны и тихи.
Природа щедро брызнула палитрой
Осенних красок в терем расписной.
И люди, изумлённые, с молитвой
Застыли перед этой красотой…

Послесловие

Как нелегко порой достучаться до сердца сельского школьника, затронуть сокровенные струны его души. Однако во время вечера я ощутила тот долгожданный и счастливый момент единения учеников и творца поэтического слова, почувствовала, что моё открытие таланта стало одухотворяюшим моментом и в жизни моих учеников. Перед ними предстал человек, живущий заботами и проблемами современного села, но сумевший подняться над бытом, человек с таким богатым внутренним миром, что свет его души способен стать ориентиром для формирующейся личности школьника.