Страницей Гоголя ложится Невский... Приглашение к чтению.
Цели урока:
- сопоставить изображение картин петербургской жизни в произведениях Н. В. Гоголя;
- помочь учащимся увидеть основные средства эпического изображения в повестях «Невский проспект» и «Шинель»: переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости.
1. Вступительное слово учителя
– Мы закончили изучение комедии Н. В. Гоголя
«Ревизор» Каким же предстает в вашем
представлении Петербург гоголевской поры?
Вспомните фрагменты болтовни Хлестакова,
элегические воспоминания Осипа, мечты
городничего и его семейства о петербургской
жизни, (сообщение ученицы об изображении
города в повести «Ночь перед рождеством»)
Городничий говорит: «Ну что было в этом
вертопрахе похожего на ревизора? ». Что же было? –
петербургский дух. Словно сам этот обманный
город в лице чиновника-вертопраха явился в
дальний уезд где-то на полпути в Саратовскую
губернию. И весьма знаменательно, что из
хлестаковских фантазий наиболее обстоятельно
разработана «литературная».
Резкая особенность манеры Гоголя – комизм,
который и в «Ревизоре» и в «Петербургских
повестях» примешана к психологическим
наблюдениям, лирическим размышлениям,
фантастическим видениям...
2. Беседа с классом
Повторение определения повести:
Повесть – это эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом с ограниченным числом действующих лиц, объемом и охватом жизненных явлений.
– Когда же Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей? – «Невский проспект» – 1835, «Записки сумасшедшего» – 1835, «Нос» – 1836, «Портрет» –1835-1842, «Шинель» – 1842. Этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губящий человеческие души.
1. Чтение начала и конца «Невский проспект». Как
вы думаете, что сюжетно пролегает между
восторгом начала и ироническим разочарованием
конца? Как изменились авторский голос и оценка? (Повесть
как жанр)
2. Как две истории (Пискарева и Пирогова)
подтверждают авторский возглас в конце: «Все
происходит наоборот!»
3. Какие события, факты, лица-перевертыши можно
обнаружить в этой истории?
4. Почему все видимое оказывается смещено и
взорвано?
5. Прообразом чего становится Невский проспект?
Вывод. Юная красавица с божественными
чертами и голосом, подобным звуку арфы,
оказывается продажной: высокая страсть
губительна, а пошлость неуязвима. Пошлость
это мелочность. У пошлости одна мысль – о себе. У
пошлости нет доброты, нет идеальных устремлений,
нет искусства, нет боли. Гоголь чувствует ужасную
тягость от безвыходной пошлости в окружающем. Но
он выносит ей приговор. Но приговор этот не
«скучно» как в повести об Иване Ивановиче и Иване
Никифоровиче – на этот раз он скажет «Страшно».
Читая повесть «Шинель», мы с первой страницы
испытываем чувство несправедливости от того, как
глохнет в Акакии Акакиевиче Башмачкине всякий
жизненный интерес от того, как относятся к нему
люди и общество.
3. Вопросы для выяснения восприятия
1. Сюжет «Шипели» прост: у чиновника украли
пальто. Что встает за этим?
2. Другие чиновники в повести. Их роль и значение.
3. Зачем понадобилось воскрешение Акакия
Акакиевича.
4. Как вы объясняете фантастический финал
повести?
5. Как автор показывает пошлость и мелочность
существа Башмачкина?
6. Что нового в человеке открыл Гоголь?
7. Давайте предположим, что с этого времени станет
традиционным в русской литературе? Какая тема?
(Тема «маленького человека»).
4. Подведение итогов урока
– Кажется, никто до Гоголя не соединял в одном
образе ничтожное и возвышенное, как это сделано в
«Шинели». Жалкий Акакий Акакиевич Башмачкин,
которого судьба обделила уже при крещении,
наградив неблагозвучным именем, над которым в
департаменте подсмеивались «во сколько хватало
канцелярского остроумия». В ходе повествования,
он ни на вершок не прибавляя в росте, меняется на
наших глазах. В заботах о будущей шинели, в
несчастье ее утраты, в хождениях по холодным
канцеляриям, наконец, проявляет такую терпеливую
стойкость и даже отвагу, открывая в нем новые
человеческие возможности.
«Зачем же изображать бедность и несовершенства
нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из
отдаленных закоулков государства?» – спрашивал
Гоголь. И отвечал на него: «Нет, бывает время,
когда нельзя иначе устремить общество и даже
поколение к прекрасному, пока не покажешь всю
глубину его настоящей мерзости!»
5. Вывод учителя
– Петербургские повести соединили в себе фантастическое и реальное, сатирическое и лирическое. Гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погруженный в пошлую, смешную, страшную обыденность, все же не лишен своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением, и это противоборство, приводя к гибели героев петербургских повестей Гоголя художника Пискарева («Невский проспект»), чиновника Поприщина («Записки сумасшедшего»), чиновника Башмачкина («Шинель»), все-таки освещают город ярче, чем лампы, которые на Невском зажигает сам демон.
Ученик рассказывает о петербургских адресах Н. В. Гоголя.