Цель: подготовить учащихся к изучению творчества А.С.Грибоедова и усилить мотивацию углубленного изучения этого произведения русской литературы.
Задачи:
- формирование языковой компетенции учащихся;
- создание условий для формирования интереса к творчеству А.С. Грибоедова;
- развитие творческих способностей учащихся.
- развитие коммуникативных компетенций.
Подготовительный этап.
- Встретиться с представителями команд из 9 классов.
- Объяснить условия проведения игры.
- Провести жеребьёвку домашнего задания. Командам предлагается инсценировать эпизоды комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Отрывки должны быть подобраны таким образом, чтобы в них участвовало одинаковое количество персонажей. В нашем случае мы отобрали следующие сцены:
Действие I явление 1 - Лиза и Фамусов
Действие I явление 5 - Лиза и София
Действие II явление 2 - Фамусов и Чацкий
- Командам подготовить вопросы по тексту комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
- Рекомендовать литературу для подготовки к внеклассному мероприятию:
- Фомичев С.А Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Комментарий.
- И.Гончаров «Мильон терзаний»
- М.В. Нечкина «Грибоедов и декабристы».
- А.А. Лебедев « Куда влечет тебя свободный ум?..»
- Н. К. Пиксанов Творческая история «Горя от ума»
- На 1 этаже поместить объявление, в котором указать время и место проведения литературной игры между командами 9 классов.
- В актовом зале подготовить необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, большой экран , микрофоны, стол для жюри, места для команд.
- Записать музыкальное сопровождение для каждого из этапов игры.
- Составить презентацию для игры в программе PowerPoint c использованием иллюстраций к комедии «Горе от ума» и фотографий тех уголков Москвы, которые связаны с именем Грибоедова.
Ход игры.
(Звучит «Вальс» Грибоедова ) (На экране слайд № 1)
Ведущий Сегодня мы предлагаем всем участникам путешествие по страницам одного из самых известных произведений русской литературы 19 века комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Задача каждой из команд – оживить страницы комедии, доспорить за героев комедии, попытаться ответить на вопрос, который до сих пор волнует вдумчивого читателя : кто же Чацкий – победитель или побежденный.
Представление команд, капитанов, членов жюри (Библиотекарь школы, учителя-словесники, члены совета старшеклассников).
1. Разминка (каждый правильный ответ оценивается 1 баллом)
- Кому принадлежат слова? (На экране слайды № 2, 3)
- "Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого".
- "О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу"
- Горе от ума" наряду с "Евгением Онегиным" было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова".
-Кому из героев адресованы слова и кто их произносит? Слайд №4
- Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи. - Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так, и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак. - Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
-Третий лишний. Какой из московских адресов не упоминается в комедии? ( На экране слайд № 5)
Московские бульвары, Тверская улица, манеж.
2. Конкурс капитанов. Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
На сцену ведущий выносит «черный ящик».
Каждому из капитанов достается по одной карточке, на которой напечатан отрывок из комедии Грибоедова.
По статской я служил, тогда
Барон фон Клоц в министры метил,
А я - к нему в зятья.
Шел напрямик без дальней думы,
С его женой и с ним пускался в реверси,
Ему и ей какие суммы
Спустил, что боже упаси…
? С помощью чего Репетилов надеялся породниться с бароном?
Софья -Ах, боже мой! Упал, убился!
Чацкий – Кто? Кто это?
Скалозуб –С кем беда?
Чацкий - Она мертва со страху!
Скалозуб - Да кто? Откудова?
Чацкий - Ушибся обо что?
Скалозуб - Уж не старик ли наш дал маху?
Чацкий - Помочь ей чем? Скажи скорее…
? Чацкий бежит и приносит ….что?
Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри,
Кругом всё прорезь, позолота;
Помада есть для губ, и для других причин,
С духами скляночка, резеда и жасмин, жемчужинки……
? Чем ещё стремился Молчалин прельстить Лизаньку?
В черном ящике находятся: 1. Колода карт, 2.стакан с водой, 3.пудреница.
3. Игра со зрителями-болельщиками.
Слайд № 6 Ответы на слайде № 7.
Правильный ответ оценивается 1 баллом. Найти соответствие между цитатами и пословицами.
- Незваный гость хуже татарина.
- На каждый роток не накинешь платок.
- Языком кружево плести
- Дурака учить, что мертвого лечить.
- Дешево и сердито
А. «А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».
Б. «Числом поболею, ценою подешевле».
В. «А ты неисцелим, хоть брось».
Г. «Ну гость неприглашенный, быть может, батюшка войдет».
Д. «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
4. Каждая команда получает отрывок из комедии с пропущенными словами, которые нужно восстановить. Победителем окажется та команда, чей текст будет ближе к авторскому.
Слайды № 8, 9
О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? - - - или язык?
Чье это сочиненье!
Поверили, - - - , другим передают,
- - - вмиг тревогу бьют –
И вот - - - мненье!
И вот та - - - … Нет, в нынешний приезд,
Я вижу, что она мне скоро - - - ,
А - - - , знает ли? – Конечно, рассказали,
Она не то чтобы мне именно во вред
Потешилась, и правда или нет –
Ей все равно, другой ли, я ли,
Никем по совести она - - - .
5. Конкурс инсценировок, в котором оценивается артистичность, элементы костюмов, декорации.
Действие I явление 1 - Лиза и Фамусов
Действие I явление 5 - Лиза и София
Действие II явление 2 - Фамусов и Чацкий
6. Завершается игра блиц-опросом
Слайды 10-11.
- Кто из героев комедии числится в Московском архиве Государственной коллегии иностранных дел
- Что, по мнению Скалозуба, особенно способствовало украшению Москвы?
- Кто сказал о Москве «дистанция огромного размера»?
- Продолжи цитату: «Как все московские, ваш батюшка таков…
- «И золотой мешок, и метит в генералы!»
- «Пересмеять умеет всех»…
- «Он слова умного не выговорил сроду»…
- «Желал бы зятя он с звездами да с чинами»…
- Перед вами 3 фотографии. Попробуйте рассказать, как они связаны с жизнью А.Грибоедова. Слайд № 12.
- Перед вами 2 фотографии памятников А.Грибоедову. Определите, какой из них находится в Москве.