Цель урока:
- Увидеть, услышать, представить себе мир, созданный Есениным в стихотворении.
- Совершенствование интеллекта учащихся через восприятие художественного произведения.
- Нравственное воспитание посредством сочувствия, сопереживания.
Оборудование: портрет С. Есенина, CD запись стихотворения С. Есенина "Песнь о собаке", CD магнитола.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Основная часть.
1. Слово учителя. Объявление темы и цели урока.
2. Прослушивание записи стихотворения С. Есенина "Песнь о собаке" в целом.
3. Работа над первым четверостишием:
а) чтение учащимися первого четверостишия;
б) словарная работа: ржаной, закут;
в) вопросы:
- сколько щенят?
- почему поэт взял число семь?
- когда появляются щенята?
- что значит для нас утро?
- в какой цвет окрашивает поэт это четверостишие?
- как оно освещено?
- чем встретил мир щенят?
Вывод: Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом. Вся обстановка появления щенков сулила им счастье, благополучие жизни.
Отобразим мир стихотворения в цвете, свете, звуке. для этого составим таблицу по каждому четверостишию.
Номер четверостишия | Цвет | Свет | Звук |
1. | Желтый рыжий золотой |
Нежный ласковый |
Торжественная тишина |
4. Работа над вторым четверостишием:
а) чтение учащимися второго четверостишия;
б) вопросы:
Кроме торжественной тишины, чем еще встретил мир щенят?
Вывод: Лаской счастливой матери. Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения мир как бы приглушающий яркий свой свет, давая матери насладиться в одиночестве счастьем материнства.
Наступает вечер - как изменяется цвет, свет?
- что такое день?
- что слышим?
Вывод: Отдыхает счастливая собака - мать от пережитых страданий. Щенята лежат, прижавшись к животу, возле которого тепло и не страшно.
(Продолжение таблицы)
2. | Красно-серый | Тусклый | Шуршание, журчание воды |
5. Работа над третьим четверостишием:
а) чтение учащимися третьего четверостишия;
б) словарная работа: шесток, поклал;
в) Слово учителя. Уставший от серой суетности мир обсиживает свой шесток. Куры - это олицетворение суетности нашего мира. А в это время миром овладевают силы тьмы, зла, разрушения.
Вопросы:
На каком времени останавливается поэт?
Еак же изменился мир за день?
Цвет? Свет? Звук? О чем они нам говорят?
Вывод: Наступило господство тьмы, зла и разрушения. Рыжие, как солнце, щенята брошены в темный, душный мешок. Мир молчит.
(Продолжение таблицы)
3. | Лиловый чёрный |
Тьма | Усталая тишина, шаги хозяина |
6. Работа над четвертым четверостишием:
а) чтение учащимися четвертого четверостишия;
б) слово учителя. С молчаливого согласия уставшего, равнодушного мира совершается убийство.
в) вопросы:
В какой цвет, свет окрашена строфа? Как звучит?
Почему нет описания самого действия?
Почему мы можем догадаться, что произошло страшное событие?
Вывод: "долго, долго" дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго, долго стояла собака и смотрела на вздрагивающую воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только что сделал, обыденный житейский факт, мелочь.
4. | Белый | Тьма | Скрип |
7. Работа над пятым четверостишием:
а) чтение учащимися пятого четверостишия;
в) вопросы:
В какой цвет окрашено четверостишие, как освещено, как звучит?
(Продолжение таблицы)
5. | Бесцветие (фон) оранжево-золотое пятно |
Мрак | Тоскливая тишина |
8. Работа над шестым четверостишием:
а) чтение учащимися четверостишия;
в) вопрос:
В какой цвет, звук окрашено четверостишие?
Вывод: На некоторое время мир обрел звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы его на мгновение. Но обманул, "скрылся" месяц.
(Продолжение таблицы)
6. | Синий Золотой Чёрный |
Звонкий, сияющий мрак | Скуление собаки Тишина |
9. Работа над седьмым четверостишием:
а) чтение учащимися седьмого четверостишия;
в) вопрос:
Цвет, свет, звук четверостишия?
Вывод: Теперь становится понятным звучавшее ранее "звонко". На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно ее дитя живо.
(Продолжение таблицы)
7. | Белый снег Золотые звёзды глаз Чернота |
Мрак | "Звук" золотых звёзд |
10. Обобщение:
а) Слово учителя. Подведем итог нашим раздумьям. Перед нами наглядно предстал мир "Песни о собаке". Как же реагирует мир на то, что произошло? Давайте изобразим в цвете первый столбец словесной таблицы.
III. Итог урока.
Слово учителя. В мире Есенина одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного. Растения, людей. Однажды поэт сказал о своем понимании мира так: "Все мы яблони и вишни одного голубого сада. Все от дерева" Если все мы - дети единого дерева жизни, то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческое. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.
IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение.
Почему стихотворение названо "песнью"?