Литература
-
Мифологическая проза А.Грина 2010
А.Грин, опираясь на творчество символистов, мифы народов мира, создает свои авторские мифы. "Русалки воздуха", "Крысолов", "Происшествие в квартире г-жи Сериз" – новые оригинальные произведения в литературе начала XX века, требующие своего дальнейшего изучения.
-
Внеклассное чтение. Открытый урок для родителей. А.П. Чехов "Мальчики", "Ванька". 2010
Урок внеклассного чтения по творчеству А.П. Чехова для учащихся 5-го класса знакомит с рассказами («Мальчики», «Каштанка», «Ванька»), главными героями в которых являются дети. Данное занятие – «открытое» для родителей. Соприкосновение с текстом чеховских произведений позволяет активизировать у ребят положительные душевные качества: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Урок чтения в 5-м классе. Эдуард Асадов. Стихотворение "Дачники" 2010
Урок в технологии личностноориентированного обучения с применением ИКТ.
-
Детскость как свойство характера и мировидения писателя (исследовательская работа по творчеству К.Д. Воробьева) 2010
Предлагаемая исследовательская работа - попытка рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д. Воробьёва через определение понятия "детскость", в качестве основы формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души - мировидения писателя.
-
Интегрированный урок ИЗО (музыка + литература) по теме "Золотая осень в творчестве И.Левитана, П.Чайковского и А.Пушкина" 2010
В духовном формировании человека, его взглядов, его мировоззрения главную роль играет литература, музыка и искусство. Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы даёт удивительные и прекрасные плоды. В рисунках детей отражается эмоциональная вспышка, минутное переживание, рожденное звуками музыки, строчкой стихотворения, яркими красками картин художника, и сама личность ребенка.
-
Презентация урока в 10-м классе на тему "Я вас любил…". О любви в жизни Н.А. Некрасова" 2010
Презентация к уроку поможет десятиклассникам дополнительно узнать интересные сведения о любви Н.А. Некрасова к двум женщинам. Это любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой и Фёкле Анисимовне Вигдоровой (Зине). Творчество Н.А. Некрасова невозможно представить без любви к этим женщинам.
-
Интегрированный урок по литературе. 7-й класс. Японская поэзия. Тема: "Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое" 2010
Урок из системы уроков «Зарубежная литература» в программе 7-го класса. Сравнительно-сопоставительный анализ музыки, живописи, поэзии русского и японского народа позволяет обучающимся выступить в роли исследователей, самостоятельно выявить сходство и различие двух культур.
-
Урок-практикум "Изобразительно-выразительные средства в языке художественной литературы" 2010
На данном уроке ученики повторяют и обобщают знания по теории литературы для выполнения заданий части В ЕГЭ по литературе. Каждой группе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Учитель выполняет роль координатора, задача учеников – на основе изученных материалов провести анализ предложенных отрывков.
-
Урок литературы на тему: "Тема страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой "Реквием" 2010
Замысел урока – устроить встречу современного читателя с поэтом, чей спор с властью рассудила история. Погружение учащихся в ту противоречивую историческую эпоху, проникновенное эмоциональное чтение фрагментов поэмы А.Ахматовой призваны подчеркнуть трагизм и величие ее творчества.
-
Урок литературы с приемами РКМЧП по теме "Родная природа в стихах Я.П. Полонского и Ф.И. Тютчева" 2010
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы. Линии сравнения с составлением таблицы помогают обучающимся увидеть не только отличительные признаки стихов, но и быстрее и прочнее запомнить информацию. Синквейн помогает учащимся выразить своё отношение к новой информации, полученной на уроке.
-
"По легендам и мифам античности". Викторина 2010
Иллюстрированная викторина по легендам и мифам античности.
-
Литература начинается со вторника 2010
Литературные вторники — старая и добрая традиция очень известной питерской школы, ныне физико-математического лицея № 239. Вторником называют у нас литературно-музыкальную композицию, которую готовит каждый класс раз в году и показывает на одной — большой — перемене во вторник. Литературный вторник — это не спектакль, это, прежде всего, актерское прочтение того или иного произведения.
-
Урок чтения в 9-м классе по теме «М.Горький. "Песня о Соколе"» 2010
Урок чтения в 9-м классе (программа VIII вида) посвящен творчеству М.Горького. Одним из главных принципов обучения в коррекционной школе является принцип коммуникативной направленности, поэтому на уроках чтения необходимо развивать устную речь детей, формировать речевые и коммуникативные умения.
-
Театрализованный урок для 11-х классов по теме: "Выборы короля поэтов" 2010
Урок помогает расширить представления учащихся о творчестве русских поэтов начала ХХ века и рассказывает об одном из событий литературной жизни России.
-
Урок литературы в 11-м классе "Не отрекаются любя…" (По рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары") 2010
Предлагается конспект урока по современной литературе в 11-м классе. Основная цель урока – познакомить учащихся с творчеством Л.Улицкой. Внимательное прочтение текста помогает учащимся выделить ключевые слова рассказа, а также понять особенности прозы писательницы.
-
У литературной карты России. "Человек в мире природы в произведениях писателя-астраханца Ю.В. Селенского" 2010
Несомненно, что наиболее важным в уроке являются его нравственные ориентиры: воспитание любви к родному краю, к родной природе, бережного к ней отношения. А также развитие у детей эмоциональной чуткости к слову, формирование умения анализировать художественный текст, расширение культурного кругозора. Урок построен по модульной модели.
-
Урок литературного краеведения "На Ямале мы живем. Леонид Васильевич Лапуций" 2010
Урок позволяет расширить знания учащихся о традициях, обычаях "малых" народов Севера, воспитывать уважение к историческим корням тех народов, на территории которых мы живем, в частности народов Ямало-Ненецкого автономного округа.
-
Урок литературы по теме "Жизнь и творчество, поэзия И.А. Бунина" 2010
Целью урока является знакомство учащихся с поэзией И.А. Бунина, развитие навыков анализа поэтического текста. Обращение к этой теме в 7-м классе – не случайно. Дело в том, что Бунин большинству людей, в том числе и школьникам, известен прежде всего как прозаик. И очень мало времени уделяется поэзии, а ведь в начале своего творческого пути Иван Алексеевич зарекомендовал себя именно как поэт.
-
Читательская конференция по рассказам писателя В.П. Астафьева 2010
Урок-конференция позволяет расширить представление учащихся о жизни и творчестве писателя В.П. Астафьева, сосредоточить внимание учащихся на проблемах взаимоотношений человека и природы.
-
"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова 2010
Данный урок систематизирует знания учащихся о героях, проблемах, идеях А.П. Чехова; учащиеся с помощью учителя заполняют ещё одну страницу тетради-дневника "Уроки литературы – уроки духовности, нравственности". Форма урока ("галерея литературных героев") позволяет учащимся не только представить мини-исследования по произведениям Чехова, но и выразить своё отношение к проблеме, к герою.
-
Урок-исследование по рассказу Е.И. Носова "Яблочный спасс" 2010
Произведение анализируется в единстве формы и содержания. Творческие группы, получив заранее задания, под руководством учителя проводили исследование рассказа Е.Носова. Разрабатывались следующие темы: композиция рассказа; портретная характеристика главной героини; диалоги; поступки героини; пространство и время; язык рассказа; образ автора; роль художественной детали; основная идея рассказа; смысл названия.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" 2010
На уроке ученики знакомятся с самыми популярными композициями военных лет и их авторами.
-
М.Горький. "Ма-аленькая!". Рассказ с обрамлением. Личность героини 2010
Урок может быть проведен как плановый или урок внеклассного чтения. Учащиеся на уроке познакомятся с данным произведение М.Горького, углубят знания о рассказе с обрамлением. Учитель продолжит формировать навык выразительного чтения у учащихся, умение работать по содержанию рассказа, развивать логическое мышление, речь учащихся; воспитывать гуманное отношение к людям.
-
"Бороться и искать, найти и не сдаваться". Открытие книги. В.Каверин. "Два капитана" 2010
Урок по роману Каверина построен в форме беседы по прочитанному произведению с демонстрацией предполагаемых ответов на слайдах. Включены сообщения заранее подготовленных учащихся о жизни и творчестве Каверина, истории написания романа и его прототипах, памятнике героям Каверина во Пскове, рассказ учителя о мюзикле "Норд-Ост" с просмотром видеоролика.
-
Литературно–музыкальная композиция «В начале жизни школу помню я…», посвященная Царскосельскому Лицею 2010
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Императорскому Царскосельскому лицею. Рассказывается об открытии Лицея, его первых наставниках и питомцах. Представлены сцены из жизни лицеистов – об их радостях и огорчениях, дружбе и чести.
-
Урок литературы в 6-м классе: "Из жизни книг и истории письменных принадлежностей". Урок с презентацией 2010
Этот урок познакомит учащихся с историей создания книг. В наше время, когда дети часами просиживают у компьютера, очень важно пробудить интерес ребят к чтению книг, ведь они открывают нам свои тайны, знакомят с интересными событиями прошлого и настоящего. Этот урок познакомит учащихся с историей создания письменных принадлежностей. Они узнают, из чего делали чернила, узнают, как и откуда появился карандаш, которым мы пользуемся до сих пор.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 10-м классе: "Портрет в искусстве и литературе" 2010
Интегрированный урок познакомит учащихся с понятием "портрет". Используя репродукции, картин учащиеся знакомятся с разными видами портретов (словесный, литературный, парадный, поясной, психологический), делая вывод о том, что литературный портрет описывает не только внешность героя, но и его внутренние качества. Урок сопровождается презентацией.
-
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции 2010
Риторика в своем новом качестве учит понимать и создавать текст по всем правилам и законам речевой деятельности. Тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста. Риторические технологии можно рекомендовать всем учителям–предметникам, потому что все мы вместе работаем с текстом.
-
Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе по теме "Историческая эпоха Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина" 2010
Данный урок является примером творческого сотрудничества учителей литературы и истории и объединяет литературоведческий и исторический взгляд на произведение А.С. Пушкина "Борис Годунов", поднимаемые в нём проблемы, решает задачи обучения анализу художественного произведения.
-
Разработка урока по теме "Систематизация художественных тропов на поэтическом материале стихов о Москве" 2010
На уроке вводится понятие тропов, повторяются эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения. Учащиеся учатся нахождить тропы в текстах, определять их художественный эффект и составлять собственные тексты на заданные темы.