Литература
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я сердцем никогда не лгу" (по биографии С.А. Есенина) 2010
На уроке учитель знакомит учащихся с личностью и жизнью Сергея Есенина. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Урок предполагает просмотр видеофрагментов из кинофильма «Золотая голова на плахе» С. Рябикова. Урок построен так, что не только слово учителя, но и активное участие учащихся способствует глубокому проникновению в изучение личности поэта.
-
Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология) 2010
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте.
-
Интегрированный урок (ОБЖ + литература) о Полтавском сражении 2010
Интегрированный урок по ОБЖ и литературе расширяет кругозор учащихся, закрепляет знания учащихся о Полтавском сражении. Позволяет совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, умения анализировать события и давать им оценку. Формирует чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины.
-
Урок литературы "Правда войны" (По рассказу В.П. Астафьева "Сибиряк") 2010
Урок посвящен творчеству известного сибирского писателя В.П. Астафьева. Для анализа взят его первый рассказ о войне «Сибиряк». Различные виды работы на уроке позволяют глубже понять гражданскую позицию писателя, увидеть правду войны, выявить нравственные качества ее главного героя - простого русского солдата.
-
Открытый урок: "Спешите стать терпимей и добрей" 2010
Урок-раздумье о сложности человеческих отношений. В процессе работы учащиеся постигают нравственные проблемы, проходят к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. Сопоставляя рассказы, дети приходят к выводу, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершил.
-
Конспект урока по литературе в 5-м классе "В поэтической мастерской" по теме "Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями стихотворная речь, прозаическая речь, ритм, рифма; учатся подбирать рифмы к словам. Цель урока достигается путем эффективного сочетания фронтальной, парной и индивидуальной форм работы на основе деятельностного подхода с применением элементов игровой, проблемной, развивающей и личностноориентированной технологий обучения.
-
Литературно-музыкальная композиция "А.В. Кольцов и его эпоха" 2010
200 лет тому назад в глубине России родился человек, удивительную судьбу которого не смогли бы предсказать никакие гороскопы. Сын воронежского прасола стал выдающимся поэтом, гордостью всего отечества. Подлинная, "немгновенная" слава нашла его сама. И вот уже почти два века звучит звонко и чисто его лирика, даруя людям высокое эстетическое наслаждение.
-
Урок обобщающего повторения по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (10-й класс) 2010
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности. Обобщающий урок, проводимый в виде презентации, поможет проверить знание текста, понимание основных идей романа, продемонстрировать творческие и компетентностные способности учащихся.
-
Об интеграции уроков русского языка и литературы 2010
Развитие потребности учащихся в чтении – это цель уроков литературы в первую очередь, но и уроки русского языка могут помочь активизировать читательский интерес. Основная задача, стоящая перед учителем, – овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей; для выражения разнообразных мыслей.
-
Урок литературы в 5-м классе "Я и теперь слышу его в сердце…" (глава "Чистый понедельник" из произведения И.С. Шмелева "Лето Господне") 2010
Урок литературы в 5-м классе знакомит с автором, развивает познавательный, творческий интерес к предмету. Воспитывает уважение к прошлому нашей родины, к обычаям и традициям, патриотизм, доброту, обогащает нравственно-эстетический опыт учащихся.
-
Мифологическая проза А.Грина 2010
А.Грин, опираясь на творчество символистов, мифы народов мира, создает свои авторские мифы. "Русалки воздуха", "Крысолов", "Происшествие в квартире г-жи Сериз" – новые оригинальные произведения в литературе начала XX века, требующие своего дальнейшего изучения.
-
Внеклассное чтение. Открытый урок для родителей. А.П. Чехов "Мальчики", "Ванька". 2010
Урок внеклассного чтения по творчеству А.П. Чехова для учащихся 5-го класса знакомит с рассказами («Мальчики», «Каштанка», «Ванька»), главными героями в которых являются дети. Данное занятие – «открытое» для родителей. Соприкосновение с текстом чеховских произведений позволяет активизировать у ребят положительные душевные качества: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Урок чтения в 5-м классе. Эдуард Асадов. Стихотворение "Дачники" 2010
Урок в технологии личностноориентированного обучения с применением ИКТ.
-
Детскость как свойство характера и мировидения писателя (исследовательская работа по творчеству К.Д. Воробьева) 2010
Предлагаемая исследовательская работа - попытка рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д. Воробьёва через определение понятия "детскость", в качестве основы формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души - мировидения писателя.
-
Интегрированный урок ИЗО (музыка + литература) по теме "Золотая осень в творчестве И.Левитана, П.Чайковского и А.Пушкина" 2010
В духовном формировании человека, его взглядов, его мировоззрения главную роль играет литература, музыка и искусство. Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы даёт удивительные и прекрасные плоды. В рисунках детей отражается эмоциональная вспышка, минутное переживание, рожденное звуками музыки, строчкой стихотворения, яркими красками картин художника, и сама личность ребенка.
-
Презентация урока в 10-м классе на тему "Я вас любил…". О любви в жизни Н.А. Некрасова" 2010
Презентация к уроку поможет десятиклассникам дополнительно узнать интересные сведения о любви Н.А. Некрасова к двум женщинам. Это любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой и Фёкле Анисимовне Вигдоровой (Зине). Творчество Н.А. Некрасова невозможно представить без любви к этим женщинам.
-
Интегрированный урок по литературе. 7-й класс. Японская поэзия. Тема: "Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое" 2010
Урок из системы уроков «Зарубежная литература» в программе 7-го класса. Сравнительно-сопоставительный анализ музыки, живописи, поэзии русского и японского народа позволяет обучающимся выступить в роли исследователей, самостоятельно выявить сходство и различие двух культур.
-
Урок-практикум "Изобразительно-выразительные средства в языке художественной литературы" 2010
На данном уроке ученики повторяют и обобщают знания по теории литературы для выполнения заданий части В ЕГЭ по литературе. Каждой группе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Учитель выполняет роль координатора, задача учеников – на основе изученных материалов провести анализ предложенных отрывков.
-
Урок литературы на тему: "Тема страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой "Реквием" 2010
Замысел урока – устроить встречу современного читателя с поэтом, чей спор с властью рассудила история. Погружение учащихся в ту противоречивую историческую эпоху, проникновенное эмоциональное чтение фрагментов поэмы А.Ахматовой призваны подчеркнуть трагизм и величие ее творчества.
-
Урок литературы с приемами РКМЧП по теме "Родная природа в стихах Я.П. Полонского и Ф.И. Тютчева" 2010
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы. Линии сравнения с составлением таблицы помогают обучающимся увидеть не только отличительные признаки стихов, но и быстрее и прочнее запомнить информацию. Синквейн помогает учащимся выразить своё отношение к новой информации, полученной на уроке.
-
"По легендам и мифам античности". Викторина 2010
Иллюстрированная викторина по легендам и мифам античности.
-
Литература начинается со вторника 2010
Литературные вторники — старая и добрая традиция очень известной питерской школы, ныне физико-математического лицея № 239. Вторником называют у нас литературно-музыкальную композицию, которую готовит каждый класс раз в году и показывает на одной — большой — перемене во вторник. Литературный вторник — это не спектакль, это, прежде всего, актерское прочтение того или иного произведения.
-
Урок чтения в 9-м классе по теме «М.Горький. "Песня о Соколе"» 2010
Урок чтения в 9-м классе (программа VIII вида) посвящен творчеству М.Горького. Одним из главных принципов обучения в коррекционной школе является принцип коммуникативной направленности, поэтому на уроках чтения необходимо развивать устную речь детей, формировать речевые и коммуникативные умения.
-
Театрализованный урок для 11-х классов по теме: "Выборы короля поэтов" 2010
Урок помогает расширить представления учащихся о творчестве русских поэтов начала ХХ века и рассказывает об одном из событий литературной жизни России.
-
Урок литературы в 11-м классе "Не отрекаются любя…" (По рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары") 2010
Предлагается конспект урока по современной литературе в 11-м классе. Основная цель урока – познакомить учащихся с творчеством Л.Улицкой. Внимательное прочтение текста помогает учащимся выделить ключевые слова рассказа, а также понять особенности прозы писательницы.
-
У литературной карты России. "Человек в мире природы в произведениях писателя-астраханца Ю.В. Селенского" 2010
Несомненно, что наиболее важным в уроке являются его нравственные ориентиры: воспитание любви к родному краю, к родной природе, бережного к ней отношения. А также развитие у детей эмоциональной чуткости к слову, формирование умения анализировать художественный текст, расширение культурного кругозора. Урок построен по модульной модели.
-
Урок литературного краеведения "На Ямале мы живем. Леонид Васильевич Лапуций" 2010
Урок позволяет расширить знания учащихся о традициях, обычаях "малых" народов Севера, воспитывать уважение к историческим корням тех народов, на территории которых мы живем, в частности народов Ямало-Ненецкого автономного округа.
-
Урок литературы по теме "Жизнь и творчество, поэзия И.А. Бунина" 2010
Целью урока является знакомство учащихся с поэзией И.А. Бунина, развитие навыков анализа поэтического текста. Обращение к этой теме в 7-м классе – не случайно. Дело в том, что Бунин большинству людей, в том числе и школьникам, известен прежде всего как прозаик. И очень мало времени уделяется поэзии, а ведь в начале своего творческого пути Иван Алексеевич зарекомендовал себя именно как поэт.
-
Читательская конференция по рассказам писателя В.П. Астафьева 2010
Урок-конференция позволяет расширить представление учащихся о жизни и творчестве писателя В.П. Астафьева, сосредоточить внимание учащихся на проблемах взаимоотношений человека и природы.
-
"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова 2010
Данный урок систематизирует знания учащихся о героях, проблемах, идеях А.П. Чехова; учащиеся с помощью учителя заполняют ещё одну страницу тетради-дневника "Уроки литературы – уроки духовности, нравственности". Форма урока ("галерея литературных героев") позволяет учащимся не только представить мини-исследования по произведениям Чехова, но и выразить своё отношение к проблеме, к герою.