Оформление: на доске – тема урока, эпиграфы.
Ежели бы воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.
Л.Н. ТолстойМы все глядим в Наполеоны.
А.С. ПушкинГений и злодейство – две вещи несовместимые.
А.С. ПушкинНет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Л.Н. Толстой
Ход урока
Учитель: На уроке мы продолжим постижение романа Л.Н. Толстого “Война и мир”. Тема урока – “Изображение в романе войны 1905 – 1807 годов”. Основное внимание мы уделим сегодня событиям, описываемым в первой и во второй части тома I.
Почему автор начинает повествование с событий 1805 года?
(Противостояние России и Франции началось не в 1812, а в 1805 году).
А теперь обратимся к названию романа. Что означают слова война и мир? Посмотрите, как они истолковываются в словаре современного русского языка и скажите, какое из значений ближе к толстовскому пониманию?
Война
- Организованная вооруженная борьба между государствами или общественными классами.
- Состояние вражды; борьба с кем-либо, чем-либо.
Мир 1
- Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная.
- Земной шар. Земля со всем существующим на ней.
- Человеческое общество, объединенное определенным общественным строем, культурным и социально-историческими признаками.
- Какая-либо сфера жизни или область явлений в природе.
- Какая-либо область, сфера деятельности человека.
Мир 2
- Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры.
- Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами; согласное сосуществование государств, народов.
- Соглашение между воюющими сторонами об окончательном прекращении военных действий.
- Покой, спокойствие.
( По Толстому, война и мир – не только слова, противопоставленные по смыслу, но и тесно связанные: “исторический” план и план “частной” жизни в романе неразделимы).
Давайте вспомним, о чем говорили и спорили в Москве и Петербурге в начале романа?
Как относятся к войне толстовские персонажи?
(Ответы учащихся показывают различное отношение героев Л.Н. Толстого к войне: для одних – разговоры о политике, государственных выгодах (в салоне А.П. Шерер, князь Василий, Анна Павловна), для других – попытка изменить себя, мечта о славе (князь Андрей), третьи считают так надо (Н. Ростов, Марья Дмитриевна, полковник гусарского полка), для простых людей – горе (глава XXII, часть I, том I. Письмо Марьи Болконской Жюли)).
Мне бы хотелось к нашему разговору зачитать отрывок из письменной работы Андрея Губина о его размышлениях над страницами романа “Война и мир”: “Тема войны для меня всегда была не очень привлекательна. Да кому может понравиться, когда гибнут люди, разрушаются семьи, когда теряется спокойствие, нарушается мир!” Андрей, думаю, что ты вполне согласен с Андреем Болконским: “Ежели бы воевали только по своим убеждениям, войны бы не было”.
Каковы причины участия России в войне 1805 – 1807 годов? Что о них говорит Л.Н. Толстой?
(Наказать Наполеона).
“Мы все глядим в Наполеоны”. Не только герои Толстого попали под сильное влияние личности Наполеона. Сергей Лукашевич до встречи с романом тоже “представлял этого великого человека совсем другим…”
Перед вами исторический комментарий к некоторым фактам биографии Наполеона Бонапарта. Подумайте, в чем притягательная сила этой личности?
Прокомментируйте следующие исторические факты:
В 1789 году, к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на родине его – острове Корсика – фамилия произносилась Буонопарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку. В 1793 году в Тулоне, портовом городе на Средиземном море, произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его. Эта победа сделала двадцатичетырехлетнего Бонапарта генералом. Затем были два года опалы, пока в 1795 году не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о решительном молодом генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действовавшую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за шесть дней разбил итальянскую армию, а затем отборные австрийские войска. Вернувшись из Италии В Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой. После Италии был поход в Египет и Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний. Затем триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.). В 1804 году он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов. Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовил войну с главным врагом – Англией.
(Исполнение желаний в молодости – карьера, признание, подвиг, власть).
Когда, по-вашему, наступает разочарование? После каких событий?
(Бетховен, посвятивший свою симфонию Наполеону Бонапарту, после провозглашения его императором зачеркнул посвящение и назвал произведение “Героическая”).
Что говорят о Буонопарте герои Толстого?
Антихрист, чудовище (А.П.Шерер) | Великий человек (П.Безухов) |
Затейник (И.Ростов) | Государственный человек (А.Болконский) |
Суетливый французишка, ничтожный французишка (Н.Болконский) | Надо в поступках государственного человека различать частное лицо (А.Болконский) |
Теперь эксперимент. Перед вами авторские характеристики великих полководцев. Выберите те, которые относятся к Наполеону.
Приведенными ниже цитатами представлены две исторические фигуры – персонажи “Войны и мира”. Распределите авторские характеристики на две группы в соответствии с тем, какого персонажа они представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?
А) …в расстегнутом мундире, из которого … выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотник, и почти спал.
Б) Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. <...> Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул… и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
В) Расплывшие губы… дрожали, и на глазах были слезы.
Г) Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать. < …>… с трудом жевал жареную курицу.
Д) Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охрипшим голосом, он сидел на складном стуле… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог оставить.
Е) Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.
Ж) Общее выражение лица… было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
(б, д, е – к Наполеону; другие – а, в, г, ж – к Кутузову).
Как связаны эти герои в романе?
(Два полюса).
Какова авторская позиция по отношению к Наполеону? Почему?
(“Гений и злодейство – две вещи несовместимые”).
Как автор относится к Кутузову?
Доказательства, отражающие авторское отношение к Наполеону, на мой взгляд, удачно, собрала в литературную композицию Лиза Кравцова. Послушайте, как это получилось.
(Литературная композиция в исполнении группы учащихся).
Прокомментируйте слова Толстого: “Нет величия там, где нет простоты добра и правды”.
Эти слова справедливы только в отношении великих людей?
Выполнение индивидуального задания: расставьте перечисленные события в хронологической последовательности. Судьба каких героев романа связана с этими событиями?
- Смотр под Браунау.
- Переход через реку Энг.
- Шенграбенское сражение.
- Смотр союзных войск под Ольмюцем.
- Аустерлицкое сражение.
(Андрей Болконский (3,5), Николай Ростов (3…), Долохов (1), Денисов. Появившиеся в первых военных картинах порознь, они окажутся рядом на Бородинском поле).
Кто из героев романа персонажей первого тома, как и Кутузов, имеет вовсе не военную внешность?
В каких эпизодах ярче всего проявляется характер капитана Тушина?
(Инсценировка).
В чем заключатся истинный героизм, по Толстому?
(Быть, а не казаться. Спокойно, не суетясь, делать свое дело. Учебник, с. 105)).
Итог: Показать большое через малое – это закон толстовского повествования. С каждой новой батальной сценой мысль о цене солдатского героизма, верности долгу будет сопровождать изображение народа на войне.
Как оценивает Толстой войну 1805 – 1807 годов? Что характерно для толстовского изображения войны? Как ведут себя на войне герои романа (Н.Ростов, Тушин, князь Андрей, Жернов)? Как изображает Толстой полководцев (Багратион, Мак, Наполеон, Кутузов)? Как показана солдатская масса? Об этом мы поговорим на следующих уроках.
Домашнее задание:
Прокомментируйте слова Толстого: “Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой, составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Как просто”.
Каким образом воплощается эта мысль в развитии сюжета?
(Работа по главам т.I, ч.III; т.II, ч.I.).