Интегрированный урок "Мир волшебных звуков, чувств и дум…"

Разделы: Литература


Цель урока: углубить представление учащихся о взаимосвязи литературы, музыки и изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • Воспитательная задача - воспитание чувства прекрасного через литературу, музыку и живопись; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
  • Образовательная задача - научить ребят слышать и видеть картины природы в искусстве.
  • Развивающая задача - развитие творческого воображения, внутреннего зрения; вокально-хоровых навыков; развитие интереса к искусству через творческое самовыражение.

Оборудование: мультимедийный проектор, "Словарик эпитетов" О.Ушаковой, репродукции картин, разрезанные пословицы, заготовки для коллажа, ваза и цветы для рефлексии

Структура урока

Этапы урока Ссылки на задачи
1.

2.

3.

4.

Мотивация и целеполагание

Основной этап

Заключительный этап

Рефлексия

Подготовить учащихся к восприятию материала, акцентировать внимание на прогнозируемый результат.

Систематизация и получение знаний. Создать условия для развития умений у школьников формулировать проблемы, предполагать пути их решения.

Создать условия для развития творческого воображения и самовыражения детей.

Развивать умения оценивать результат и процесс работы, осуществлять самооценку.

Ход урока

I. Мотивация и целеполагание.

-Мы приглашаем вас в "Мир волшебных звуков, чувств и дум:".

И отправимся мы с вами в страну, имя которой искусство. Великие писатели, поэты, композиторы, художники средствами, присущими их искусству, воспевают в своих произведениях красоту земной природы.

- Искусство и природа неразделимы. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова П. И. Чайковского: "Чуткому сердцу откроются тайны". Как вы понимаете эти слова? Какие тайны мы сможем открыть для себя?

- Искусство и природа неразделимы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

- У художника - краски, у композитора - звуки, у писателя - слово. Этими средствами создаются картины. Мы мысленно представляем эти картины, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Главное, надо уметь видеть, слышать, понимать.

- И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам

II. Основной этап.

- А разговор у нас пойдет о прекрасной поре года - весне.

- Что такое весна? (время года, пробуждение природы, прилет птиц)

- Мы с таким нетерпением ждем ее прихода после холодной зимы.

- А почему вы ждете приближения весны?

- Какие ассоциации у вас с этим словом?

- Знаете ли вы, что у слов весна и веселый общий корень?

Природа вся оживает после зимней спячки и преображается. И, согласитесь, что весной природа особенно прекрасна и неповторима. Во все времена она служила источником вдохновения писателям и поэтам, композиторам и художникам.

Работа в группах

Русский народ всегда очень внимательно относился к изменениям в природе.

Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?

У вас на столах лежат части пословиц, ваша задача догадаться и соединить их по смыслу.

Вода потекла, весну принесла.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Весна красна цветами, а осень - плодами.

Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

Весенний день - что ласковое слово.

Солнце светит, солнце сияет - вся природа воскресает.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Не бойся зимы, за нею весна.

Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

Вешний день целый год кормит.

В марте день с ночью меряется, равняется.

Март зиму кончает, весну начинает.

Вовремя вспашешь - веселее спляшешь.

Май холодный - не будешь голодный.

Майский мороз не выдавит слез.

-Какая из пословиц вам показалась самой интересной? Прочитайте ее нам.

- А теперь, ребята, послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте сказать, в котором из них есть звуки весны. Почему вы так думаете?

(Вивальди "Весна" и "Зима")

- Как вы думаете из каких звуков состоит музыка весны? (шум ветра, пение птиц, журчание ручья :) Так значит где композиторы черпают вдохновение?

Звучит песня "Где музыка берет начало"

-Природа является вдохновителем не только поэтов, композиторов, но и художников.

Живопись - другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу природы:

- А теперь посмотрите на картины художников. Какой разной увидели весну авторы этих произведений!

- А теперь соединим музыку весны Вивальди и ряд живописных полотен с изображением этого времени года. Пусть все это вместе усилит наше впечатление, наши эмоции, наше восприятие прекрасного.

- У вас на столах лежат несколько репродукций русских художников. Ваша задача внимательно послушать музыкальное произведение и подумать, которая из репродукций больше подходит к этой мелодии и почему.

Звучит "Весна" Вивальди.

- Какие у вас появились чувства, мысли после прослушанной музыки и увиденных картин? (Ощущение пробуждающейся жизни, тревожное чувство ожидания и радость перемен).

Вывод: - И композитор, и художник независимо друг от друга средствами, присущими их искусству (музыке, живописи), изобразили это время года.

- Наш вывод совпадает со словами выдающегося армянского композитора Арама Хачатуряна:

Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием.

Проверка дом. задания

-Весна, пожалуй, одно из самых поэтических времен года. Это время пробуждения природы, бурного ее цветения.

-Давайте, ребята, обратимся к стихам, поучимся у поэтов находить образные слова для выражения своих чувств и настроения. Прочитайте тот отрывк из стихотворения, который ярче помогает представить картину весны.

Чтение отрывков детьми (приложение 1)

Поэт А.Блок связывал с понятием "весна" понятие "жизнь":

О, весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю
И приветствую звоном щита!

А Пушкин А.С. хотя и называл весну "утром года", однако писал:

:.я не люблю весны;
Cкучна мне оттепель;
Вонь, грязь - весной я болен.
Кровь бродит;
Чувства, ум тоскою стеснены,
Суровою зимой я более доволен.

-Какие средства выразительности используют поэты? (эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение)

- Подберите эпитеты к слову весна.

- В словаре эпитетов найдите эпитеты к слову весна.

Вывод: Весна! Обычно поэты, описывая приход весны, используют яркие краски, восклицательные предложения, и стихи звучат эмоционально и восторженно. Фет так представлял весну:

Я ждал. Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.

- Как называется этот троп?

- А с кем или с чем вы сравнили бы весну? Закончите предложение: " По-моему, весна похожа на:, потому что:"

(карточки-понятия (приложение 2), а дети объяснят почему)

Ответы учащихся.

"Весна на поэтическом языке есть утро года; подобно заре, выводящей ясное солнце из тёмных затворов ночи, она выводит его из-за туманов зимы" (А.Н. Афанасьев).

III. Заключительный этап.

Творчество детей

Работа по группам: составление коллажа

Коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на к-либо основу материалов др. фактуры; произведение, выполненное таким образом.

Защита творческой работы

- Мы все очень ждем этого радостного момента - весну! Давайте исполним в заключение урока "Весеннюю песню" великого Моцарта с таким настроем, который мы получили от услышанного и увиденного на уроке. А значит, как мы исполним? (Радостно, с воодушевлением, торжественно, с чувством, ярко и т. д.).

Звучит "Весенняя песня" Моцарта в исполнении детей.

Домашнее задание

Сегодня вы услышали много стихов, пословиц, поговорок, интересных музыкальных зарисовок весенней природы. Вот это восхищение весной, эту радость ожидания попробуйте передать в своем сочинении - миниатюре.

IV. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу, вспомните, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок, и сравните его с настроением в данный момент. Если ваше настроение изменилось, то поставьте в вазу желтый цветок, если же настроение осталось прежним, поставьте - голубой.

- Посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Сегодня на уроке мы говорили много приятных слов, посмотрите, оказывается, это может отразиться на нашем настроении.

- Наш урок закончен. Спасибо за работу!

Приложение 1, приложение 2.