Цель урока: углубить представление учащихся о взаимосвязи литературы, музыки и изобразительного искусства.
Задачи урока:
- Воспитательная задача - воспитание чувства прекрасного через литературу, музыку и живопись; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
- Образовательная задача - научить ребят слышать и видеть картины природы в искусстве.
- Развивающая задача - развитие творческого воображения, внутреннего зрения; вокально-хоровых навыков; развитие интереса к искусству через творческое самовыражение.
Оборудование: мультимедийный проектор, "Словарик эпитетов" О.Ушаковой, репродукции картин, разрезанные пословицы, заготовки для коллажа, ваза и цветы для рефлексии
Структура урока
№ | Этапы урока | Ссылки на задачи |
1. 2. 3. 4. |
Мотивация и целеполагание Основной этап Заключительный этап Рефлексия |
Подготовить учащихся к восприятию
материала, акцентировать внимание на
прогнозируемый результат. Систематизация и получение знаний. Создать условия для развития умений у школьников формулировать проблемы, предполагать пути их решения. Создать условия для развития творческого воображения и самовыражения детей. Развивать умения оценивать результат и процесс работы, осуществлять самооценку. |
Ход урока
I. Мотивация и целеполагание.
-Мы приглашаем вас в "Мир волшебных звуков, чувств и дум:".
И отправимся мы с вами в страну, имя которой искусство. Великие писатели, поэты, композиторы, художники средствами, присущими их искусству, воспевают в своих произведениях красоту земной природы.
- Искусство и природа неразделимы. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова П. И. Чайковского: "Чуткому сердцу откроются тайны". Как вы понимаете эти слова? Какие тайны мы сможем открыть для себя?
- Искусство и природа неразделимы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.
- У художника - краски, у композитора - звуки, у писателя - слово. Этими средствами создаются картины. Мы мысленно представляем эти картины, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Главное, надо уметь видеть, слышать, понимать.
- И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам
II. Основной этап.
- А разговор у нас пойдет о прекрасной поре года - весне.
- Что такое весна? (время года, пробуждение природы, прилет птиц)
- Мы с таким нетерпением ждем ее прихода после холодной зимы.
- А почему вы ждете приближения весны?
- Какие ассоциации у вас с этим словом?
- Знаете ли вы, что у слов весна и веселый общий корень?
Природа вся оживает после зимней спячки и преображается. И, согласитесь, что весной природа особенно прекрасна и неповторима. Во все времена она служила источником вдохновения писателям и поэтам, композиторам и художникам.
Работа в группах
Русский народ всегда очень внимательно относился к изменениям в природе.
Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?
У вас на столах лежат части пословиц, ваша задача догадаться и соединить их по смыслу.
Вода потекла, весну принесла.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Весна красна цветами, а осень - плодами.
Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.
Весенний день - что ласковое слово.
Солнце светит, солнце сияет - вся природа воскресает.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Не бойся зимы, за нею весна.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Вешний день целый год кормит.
В марте день с ночью меряется, равняется.
Март зиму кончает, весну начинает.
Вовремя вспашешь - веселее спляшешь.
Май холодный - не будешь голодный.
Майский мороз не выдавит слез.
-Какая из пословиц вам показалась самой интересной? Прочитайте ее нам.
- А теперь, ребята, послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте сказать, в котором из них есть звуки весны. Почему вы так думаете?
(Вивальди "Весна" и "Зима")
- Как вы думаете из каких звуков состоит музыка весны? (шум ветра, пение птиц, журчание ручья :) Так значит где композиторы черпают вдохновение?
Звучит песня "Где музыка берет начало"
-Природа является вдохновителем не только поэтов, композиторов, но и художников.
Живопись - другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу природы:
- А теперь посмотрите на картины художников. Какой разной увидели весну авторы этих произведений!
- А теперь соединим музыку весны Вивальди и ряд живописных полотен с изображением этого времени года. Пусть все это вместе усилит наше впечатление, наши эмоции, наше восприятие прекрасного.
- У вас на столах лежат несколько репродукций русских художников. Ваша задача внимательно послушать музыкальное произведение и подумать, которая из репродукций больше подходит к этой мелодии и почему.
Звучит "Весна" Вивальди.
- Какие у вас появились чувства, мысли после прослушанной музыки и увиденных картин? (Ощущение пробуждающейся жизни, тревожное чувство ожидания и радость перемен).
Вывод: - И композитор, и художник независимо друг от друга средствами, присущими их искусству (музыке, живописи), изобразили это время года.
- Наш вывод совпадает со словами выдающегося армянского композитора Арама Хачатуряна:
Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием.
Проверка дом. задания
-Весна, пожалуй, одно из самых поэтических времен года. Это время пробуждения природы, бурного ее цветения.
-Давайте, ребята, обратимся к стихам, поучимся у поэтов находить образные слова для выражения своих чувств и настроения. Прочитайте тот отрывк из стихотворения, который ярче помогает представить картину весны.
Чтение отрывков детьми (приложение 1)
Поэт А.Блок связывал с понятием "весна" понятие "жизнь":
О, весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю
И приветствую звоном щита!
А Пушкин А.С. хотя и называл весну "утром года", однако писал:
:.я не люблю весны;
Cкучна мне оттепель;
Вонь, грязь - весной я болен.
Кровь бродит;
Чувства, ум тоскою стеснены,
Суровою зимой я более доволен.
-Какие средства выразительности используют поэты? (эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение)
- Подберите эпитеты к слову весна.
- В словаре эпитетов найдите эпитеты к слову весна.
Вывод: Весна! Обычно поэты, описывая приход весны, используют яркие краски, восклицательные предложения, и стихи звучат эмоционально и восторженно. Фет так представлял весну:
Я ждал. Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
- Как называется этот троп?
- А с кем или с чем вы сравнили бы весну? Закончите предложение: " По-моему, весна похожа на:, потому что:"
(карточки-понятия (приложение 2), а дети объяснят почему)
Ответы учащихся.
"Весна на поэтическом языке есть утро года; подобно заре, выводящей ясное солнце из тёмных затворов ночи, она выводит его из-за туманов зимы" (А.Н. Афанасьев).
III. Заключительный этап.
Творчество детей
Работа по группам: составление коллажа
Коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на к-либо основу материалов др. фактуры; произведение, выполненное таким образом.
Защита творческой работы
- Мы все очень ждем этого радостного момента - весну! Давайте исполним в заключение урока "Весеннюю песню" великого Моцарта с таким настроем, который мы получили от услышанного и увиденного на уроке. А значит, как мы исполним? (Радостно, с воодушевлением, торжественно, с чувством, ярко и т. д.).
Звучит "Весенняя песня" Моцарта в исполнении детей.
Домашнее задание
Сегодня вы услышали много стихов, пословиц, поговорок, интересных музыкальных зарисовок весенней природы. Вот это восхищение весной, эту радость ожидания попробуйте передать в своем сочинении - миниатюре.
IV. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу, вспомните, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок, и сравните его с настроением в данный момент. Если ваше настроение изменилось, то поставьте в вазу желтый цветок, если же настроение осталось прежним, поставьте - голубой.
- Посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Сегодня на уроке мы говорили много приятных слов, посмотрите, оказывается, это может отразиться на нашем настроении.
- Наш урок закончен. Спасибо за работу!