Вид урока: работа с художественным текстом (технология РКМЧП).
Цели урока:
- знакомство с творчеством Л.Е.Улицкой;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом;
- подготовка к написанию сочинения.
Задачи урока:
- учить вести диалог, высказывать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы;
- учить понимать и формулировать проблемы произведения:
- развивать устную речь учащихся.
Оборудование:
- выставка книг с произведениями Л.Улицкой;
- рассказ “Утка” (текст у каждого ученика, закрыт до времени);
- таблица для фиксации собственных наблюдений (у каждого ученика);
- обобщающая таблица (у каждого ученика);
- мультимедийный проектор; презентация.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Реализация индивидуального домашнего задания. Презентация. (Приложение 1)
Учитель. Мы собрались сегодня для того, чтобы познакомиться с новым для вас именем, с личностью, современной российской писательницей Людмилой Евгеньевной Улицкой.
Биографическая справка о Л.Е.Улицкой. (Приложение 2)
(Учащиеся фиксируют в тетрадях новый материал в форме плана.)
III. Стадия вызова.
Учитель. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, входит в сборник современных новелл “ Люди нашего царя”. (Улицкая Л.Ю. Люди нашего царя. - М.: Эксмо, 2006.) Что же касается рассказа, о котором пойдет речь, то он называется “Утка”. А урок по этому рассказу я назвала “Не хлебом единым жив человек”. Запишите ассоциативный ряд к слову “утка”. (Учащиеся записывают ассоциации, затем читают, объясняя свои ассоциации.)
Учитель. Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием? Кто будет являться его героем? Где может происходить действие рассказа?
Работа с таблицей. (Приложение 3)
Запишите свои версии в графе “прогноз”.
(Учащиеся записывают свои версии, афишируют их.)
IV.Стадия осмысления рассказа Л.Е.Улицкой “Утка”. (Приложение 4)
Приём “Чтение с остановками”.
1. А теперь обратимся к тексту. Прочитаем первый фрагмент рассказа.
Учитель. Совпал ли ваш прогноз с началом рассказа? Что вы можете сказать о героях рассказа? Можно ли определить, в какое время происходят события рассказа? Заполните в таблице графу “ по сюжету”.
Учащиеся работают самостоятельно, потом обсуждают, дополняют свои записи.
Учитель. Ваш прогноз: как дальше будут развиваться события? Каково содержание следующего абзаца? Заполните таблицу.
2. Читаем второй фрагмент.
Учитель. Что совпало с вашим прогнозом? Что – нет? Каким настроением проникнута эта часть рассказа? Почему? Что нового мы узнаем о героях? Запишите выводы в таблицу.
(Родные поддались на уговоры героя-рассказчика и взяли утку в Москву. Кроме рассказчика в событиях участвуют еще мама, папа и прадед. В этом фрагменте меняется настроение. Ребёнок больше не плачет. Всем весело: и утке (“ее веселая головка”), и прадеду (хотя утка и “гадит” на его штаны), что подчеркивается оксюмороном “ ужасно весело”, а также использованием эпитета “чудесное приключение”. Все вовлечены в одно общее доброе дело: пытаются помочь утке (прадед даже дал ей возможность “полетать”). Вообще, оказывается, что прадед – спаситель утки. Никто даже не думает злиться на утку, хотя она и доставляет большие неудобства.)
Учитель. Следующий абзац начинается так: “ Когда приехали в Москву…” Что же, по-вашему, будет дальше? Предположения запишите в таблицу.
Слушаем версии учеников.
3.Читаем третий фрагмент.
Учитель. Как меняется настроение рассказа? Почему? Ради чего такие жертвы? Какое значение имеет образ бабушки? Какое положение в семье она занимает? Запишите выводы.
(Веселость сменилась тревогой за здоровье прадеда. Прадед старался ради внука (или внучки) и ради утки. Во фрагменте возникает образ бабушки, прагматичной и хозяйственной, которая своей твердой рукой навела порядок. Видимо, она “главная” в этой семье. С прадедом она на “Вы”, что свидетельствует об уважении. Прадедушке она приходится дочерью или невесткой, главной героине – бабушкой, родителям ребёнка – матерью.)
Учитель. Казалось бы, все плохое позади, и на этом можно было бы поставить точку в рассказе. Но рассказ продолжается: утка теперь живет в сарае. Как, вы думаете, ей живется? Запишите ваши ожидания.
Обсуждаем ответы ребят.
4. Читаем четвертый фрагмент.
Учитель. Как живется утке? А людям? Почему сердится бабушка? Что вы можете сказать о героях? Кто главный в этой семье? Можно ли теперь догадаться, в какое время происходят события? Какая художественная деталь помогает в этом? Чему учится ребёнок у взрослых? Заполните таблицу.
(Утке живется не хуже, чем людям: ее кормят три раза в день. Но время, видимо, трудное, голодное, иначе, зачем бабушке жадничать. Вот она и сердится. Тут самим бы выжить. В том, что время трудное, голодное, помогает убедиться такая деталь: “кусок пирога размером со спичечный коробок”. Но бабушка все же отрезает этот “кусок”, а дедушка относит утке, и так каждый день. Ведь “не хлебом единым жив человек”. Ребёнок воспринимает это как “смешную перебранку”, он понимает, что бабушка сердится для порядка. И учится у взрослых быть … человеком. Тут мы понимаем, что “главный” в семье – прадедушка. Он носитель нравственного начала, которое закладывается в семье.)
Учитель. Каким будет финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение. Запишите в таблицу свои ожидания.
5. Читаем пятый фрагмент.
Учитель. На какие вопросы дает ответ последний фрагмент? Какими чувствами он проникнут? Кто и зачем украл утку? Заполните последнюю часть таблицы.
Обсуждение ответов ребят.
( Последний фрагмент проясняет, почему “кусок пирога размером со спичечный коробок”: идет 1948 –й, послевоенный, год. Почти с полной уверенностью герой-рассказчик говорит о том, кто и зачем украл утку. Даже вроде бы и понимает тех мальчишек, и не осуждает. Только горько звучит в финале риторический вопрос: “И зачем только прадед вез ее в авоське из Кратова?” Уж точно не для того, чтобы съесть. Всем в то время было тяжело. Но не все могли до конца оставаться людьми, ведь голод, как известно, не тетка. Это так трудно – быть человеком. О тех, кто украл и съел утку, Улицкая почти ничего не пишет: наверное, понимает, а может, считает, что недостойны. Ей гораздо интереснее другие люди, Люди с большой буквы, живущие “не хлебом единым”.)
V. Обобщение материала урока.
Учитель. А теперь возьмите полный текст рассказа, просмотрите ещё раз его содержание. Сформулируйте тему и основные проблемы рассказа “Утка”. Таблицы находятся у вас на партах. (Приложение 5)
- Как вы определили тему рассказа?
- Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор?
Тематика рассказа. | Проблематика рассказа. |
Послевоенная Москва. 1948 год. Жизнь обычной семьи. Воспитание ребёнка в семье. |
1) Трудности послевоенного времени. 2) Формирование личности ребенка. 3) Традиционный жизненный уклад русской семьи. 4) Нравственные основы семейного воспитания. 5) Ответственность за тех, кого мы приручили. 6) Духовный опыт и духовная связь поколений. |
(Одной из главных тем в рассказе является тема семьи. Перед нами предстают четыре поколения одной семьи. В трудное для всей страны послевоенное время. Они не сосуществуют вместе, они взаимодействуют, оказывая благотворное влияние друг на друга. Отсюда – мотив традиционного жизненного уклада русской семьи, в которой закладываются нравственные основы воспитания молодого поколения. К сожалению, в наше время немного найдётся таких семей. Сейчас все стараются жить друг от друга отдельно. Может, потому общество и становится всё более бездуховным, особенно молодёжь.
Через весь рассказ проходят образы прадеда, маленького героя, утки. Не случайно маленький герой всегда рядом с прадедом. Его образ – воплощение человеческого в человеке. Прадед передает молодому поколению бесценный человеческий опыт – “Не хлебом единым жив человек”. Он поможет герою-рассказчику стать человеком и таковым оставаться в любых условиях.)
VI. Рефлексия.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Помогло ли вам понять рассказ лучше “чтение с остановками”? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?
- Захотелось ли вам продолжить знакомство с творчеством Л.Е. Улицкой? Почему?
Слушаем ответы ребят.
VII.Итоги урока.
Учитель. Вы высказали на уроке разные, но интересные мнения. Спасибо. Людмила Улицкая сама определила направление своего интереса: это ЧЕЛОВЕК и то, что его окружает. Писательница не дает нам готовых жизненных рецептов, избегает нравоучений. Она размышляет о жизни, предлагая нам, читателям, тоже задуматься о том, что такое жизнь. Уже очень скоро вы вступите в самостоятельную жизнь. Помните: “Не хлебом единым жив человек”.
VIII. Домашнее задание: используя собранный на уроке материал, написать сочинение на тему: “О чем заставляет задуматься рассказ Л.Е.Улицкой “Утка”?
Литература
1.Улицкая Л.Е. Люди нашего царя. М.: Изд-во “Эксмо”,2006.
2.http://dugward.ru/publ/c18.html
3.http://bookpollen.livejoumal.com/10738.html
4.http://gallery.vavilon.ru/people/u/ulitskaja/