Урок-суд с компьютерной поддержкой: "Образ Чичикова"

Разделы: Литература


«…как грустна наша Россия…»
А.С. Пушкин

Цели и задачи:

  • повысить интерес к творчеству Н.В.Гоголя, приобщить учащихся к вдумчивому прочтению классической литературы;
  • раскрыть жизненную основу поэмы, помочь учащимся ощутить колорит гоголевской эпохи, глубже постичь характеры персонажей, их речь, привычки, нравы;
  • развить творческий потенциал учащихся.

Методические приёмы: ролевая игра, защита проекта (презентации).

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для свидетелей и зрителей, столики для защитника и обвинителя.

Плакаты: «Произведения Гоголя – «крик ужаса и стыда» (А.И. Герцен); «Боже, как грустна наша Россия» (А.С. Пушкин); «Мне хочется «показать, хотя с одного боку всю Русь» (Н.В. Гоголь), « Гоголем невозможно начитаться!» (И. Андроников).

Организационный этап:

  • создание группы учащихся для работы над проектом, обсуждение поставленных задач;
  • распределение ролей, подготовка реквизита.

Ход урока

Актуализация опорных знаний:

1. – Почему существует версия, что Гоголь ориентировал свою поэму на «Божественную комедию» Данте? (вспомните историю создания)

Речь идёт о трёхчастной структуре. У Данте – «Ад», «Чистилище», «Рай», а у Гоголя? 1 том, 2 том, 3 том…

2. – Какова главная мысль 1 тома?

Представить «торжествующее зло», которое в будущем будет преодолено… (обратить внимание на плакаты)

3. – Какова роль художественной детали в создании конкретных персонажей и в мастерской типизации характеров? Что из «потрясающей тины мелочей» вам запомнилось? Детали интерьера, портрета, пейзажа?

Например: у Плюшкина глаза «бегали как мыши», у Манилова глаза «сладкие, как сахар»…

4. – Назовите фамилии помещиков в той очередности, как они появляются перед читателями. В чём тайна фамилии каждого? Манилов: за внешней приятностью – пустота, Коробочка: за внешней хозяйственностью – скопидомство, вещизм, Ноздрёв: обратная сторона русской удали – агрессия, беспринципность; Собакевич (четвертая ступень) своей хищной хваткой кулака сковывает всё живое, способствует дальнейшему закабалению крепостных крестьян; Плюшкин (самая страшная ступень человеческого разложения): стяжательство постепенно вытеснило в нём всё живое…

5. – Кто из героев поэмы является связующим звеном сюжета, обеспечивая художественное пространство город-поместье-город?

Чичиков

Объявление темы урока.

Слайд 1 презентации «Урок-суд»

Цель урока: проанализировать прочитанные дома главы (7-10), акцент сделаем на 7 главе. Прослушаем и оценим работу группы ребят над 11 главой.

Наша задача выяснить:

слайд 2

Слово учителя: Ребята! Кульминация поэмы приходится на 10 главу, когда обитатели губернского города узнают о плутнях Чичикова. Здесь уже закон должен сказать своё слово! Но… прокурор («око государево»), взволнованный слухами о небывалом преступлении, внезапно умирает, а гоголевские чиновники пребывают в недоумении: «Что такое Чичиков?» Порядочный человек или подлец?

Сегодня на уроке мы устроим показательный суд над Павлом Ивановичем Чичиковым, определив степень и меру его вины.

Правила ролевой игры: Главные роли распределены заранее. Остальные учащиеся, благодаря гению Гоголя, переносятся в губернский город NN и становятся очевидцами происшедших событий. Разрешите учителю взять на себя роль судьи. Текстом пользоваться не возбраняется, а поощряется!

Итак, суд идёт! Прошу защитника и обвинителя, почётную публику занять свои места. Слушается дело Чичикова Павла Ивановича, который обвиняется в экономическом преступлении. Слово прокурору.

Обвинитель: Чичиков Павел Иванович обвиняется в махинациях с покупкой мёртвых душ с целью заложить их в опекунский совет для получения наличного капитала.

Судья: Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания свидетелей и частников событий.

Господа, есть ли в зале чиновники из присутственного места, где Чичиков оформлял документы на покупку? Что вы можете рассказать о том дне? Было ли что-то необычное в этой сделке?

(Нет «много бумаги…широкие затылки, фраки…Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…»)

Чичиков (вскакивая с места): Вот-вот, именно вы, молодой человек, не занимаясь делами по крепостям, задавали много вопросов: Что купили? В какую цену? Молоды, батенька, задавать мне вопросы! Напустил на себя важности…

Судья: Успокойтесь, подсудимый! Суд во всём разберется!

Для дачи показаний приглашается помещик Манилов. Вы были с Павлом Ивановичем Чичиковым в крепостной экспедиции, неужели вас не смущала необычность данной сделки?

Манилов: Э-э-э..так что же…ну, так…

Обвинитель: Свидетель! Что вы всё улыбаетесь! Спуститесь с облаков на землю! Вы фактический соучастник преступления!

Защитник: Господин обвинитель, свидетель Манилов не задумывался о реальных последствиях …

Судья: Господа, оставьте свои замечания для прений! Приглашается для дачи показаний чиновник Иван Антонович! Я знаю, что это человек почтенных лет. Где он? Кто знает, как он выглядит? (в зале шепчутся: «кувшинное рыло») Господа, ведите себя прилично. Пройдите за кафедру, Иван Антонович. Задавайте вопросы, господа.

Обвинитель: Свидетель, выслушали ли вы другую сторону в этой сделке – продавцов? Не было ли процессуальных нарушений закона?

Иван Антонович: Нет-нет! Всё по закону: купчая была, (дальше неуверенно) некоторые продавцы были налицо, а от других - доверенность… (увереннее) Да вот ещё Павел Иванович торопил, намекнул, что знает председателя, и просил ускорить дело, оформить тотчас. (Совершенно справившись с волнением) Но я ведь понимаю, что Иван Григорьевич не один, бывали и другие, выше!

Судья: Есть ли в зале очевидцы? Так ли всё было на самом деле? Кто же допустил просителей к председателю?

Текст: «Чичиков вынул из кармана бумажку, положил её перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас её книгою. Чичиков хотел было указать ему её, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно доказывать»

Судья: Иван Антонович, признаёте ли вы факт взятки?

Иван Антонович (пренебрежительно): Подумаешь: крестьян накупил на 100 тысяч, а за труды дали только одну беленькую.

Судья: Довольно! Господин Собакевич, вы были свидетелем встречи Чичикова с председателем. Расскажите подробнее.

Собакевич: Председатель принял Чичикова в объятия… с поцелуями…А я ещё подумал: не к добру! Кто-то кого-то обязательно надует!

Защитник: Г-н свидетель, а сами-то вы никого не обманывали? Чичиков скупал крестьян мужского пола, зачем вы бабу Елизавету Воробей в купчую приписали?!

Судья: Всё ясно, господа: один другого хуже… Приглашается председатель палаты для дачи показаний.

Что вы можете сказать по существу вопроса?

Председатель: Вы знаете, г-н судья, мне сразу это показалось подозрительным: покупает крестьян и без земли?! Но Павел Иванович меня успокоил - сказал, что приобрел крестьян на вывод в Херсонскую губернию.

Собакевич: Ой, врёт! Не было у него земли!

Судья: прошу соблюдать порядок в зале.

Обвинитель: г-н председатель, известно (лист дела за номером 34), что из пошлинных денег, заплаченных Чичиковым, половина куда-то пропала. Что вы можете сказать по этому факту?

Председатель (заикаясь): так-так… ведь это …другому просителю…

Обвинитель (укоризненно): Кому?! У меня есть подозрение, что она осела в вашем кармане!

Судья: господа, взяточничество чиновников должно стать предметом рассмотрения в другом судебном заседании.

Обвинитель (вставая): У нас есть не заявленный ранее свидетель - полицеймейстер. Разрешите допросить?!

Чем закончилась сделка?

Полицеймейстер: Да известно как! Я свою должность знаю! Во всех лавках и гостином дворе я – отец родной! Всё должным образом: не люблю жалеть вина… и осётр на закусочку…

Судья (гневно, вставая): довольно! Взяточничество, казнокрадство, кровное родство чиновников всех рангов…

(листая дело) Обвинитель, что узнала ваша следственная группа о подсудимом?

Презентация учащихся электронный вариант досье на Чичикова по плану:

  1. Картина раннего детства
  2. Чичиков в городском училище:
    • отношение с товарищами;
    • приращение к полтине, данной отцом;
    • спекуляции Чичикова;
    • дрессированная мышь;
    • отношение к учителю.
  3. Служба в казенной палате:
    • отношение Чичикова к службе и чем оно определяется;
    • неудачная попытка расположить к себе повытчика;
  4. Путь, которым Чичиков добыл себе место повытчика;
    • порядок брать взятки, заведенный Чичиковым.
  5. Членство в строительной комиссии:
    • несостоявшееся строительство казённого здания;
    • красивые дома, появившиеся у членов комиссии, в том числе и у Чичикова;
    • катастрофа, которую пережил Чичиков.
  6. Служба в таможне:
    • цель поступления на службу;
    • Чичиков – гроза контрабандистов;
    • путь, которым шёл Чичиков к повышению по службе;
    • Чичиков вступает в соглашение с обществом контрабандистов;
    • новая катастрофа.

Судья: Как видим, подсудимый, у вас богатая криминальная биография: взяточничество, подлог, обман, казнокрадство.

Что вы можете сказать в своё оправдание?

Примерное последнее слово подсудимого.

Я хотел жить, ни в чём себе не отказывая. Я шёл к этой цели любыми путями.

Примерная заключительная речь обвинителя: Уважаемый суд! Уважаемые участники процесса! Мы узнали, как сформировался характер нашего подсудимого. В детстве отец благословил его использовать слабости окружающих в своих целях. Он наставлял сына «беречь и копить копейку». Дальнейшая жизнь Чичикова – это череда «надувательства», продиктованного духом стяжательства и приобретательства! В достижении своих корыстных целей он не останавливается ни перед чем, основывая свои действия на искусно завуалированной подлости! Чичиков, по большому счёту, ворует деньги у опекунского совета – организации, призванной заниматься проблемами незащищенных граждан! Я требую лишить его дворянских прав и приговорить к каторжным работам!

Примерная заключительная речь защитника:

Господа! Чичиков ничем не хуже известных господ помещиков и чиновников. Только он предпочёл крупные денежные операции натуральному хозяйству. Он виртуозно совершает свои сделки, имея личное обаяние и подыскивая ключик к каждому из деловых партнёров. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками подсудимого.

Я требую Чичикова оправдать! За ним будущее!

Судья: Да, Чичиков деятелен и энергичен, но что он сделал на пользу государства, для окружающих? (снимая парик и мантию)

В своей бездуховности и жажде наживы он такой же «мёртвый», как и уездные помещики.

Слайд 3

Судите сами: Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов; способен копить «добро» более упорно, чем Коробочка; может кутнуть не хуже Ноздрёва; прижимист и деловит, как Собакевич; в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда он ещё был мудрым хозяином; в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».

Но есть в характере Чичикова черта, которая делает его первым лицом в галереи подлости.

Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Уже сама внешность – воплощение этого свойства (…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так, чтоб слишком молод…)

Приговор данному литературному герою вынесет каждый из вас.

Решайте: кто есть Чичиков – подлец, мелкий бес, а может «новый человек», предприниматель? (ответы уч-ся)

Гоголь так мастерски нарисовал образ Чичикова, что у нас возникла иллюзия, будто герой существует на самом деле. И ролевая игра способствовала этому. Однако образ создан автором средствами языка для того, чтобы выразить эстетический идеал. Организация и подбор писателем языковых средств помогает понять, что утверждает автор как прекрасное, а что отвергает.

Вот Гоголь пишет о Чичикове: «В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко». Чьё это суждение? Это образ речи и мыслей жителей уездного города. Начало фразы кажется серьёзным, а продолжение?!

Повторить теорию литературы: алогизм, ирония.

Слайд 4

Ирония и в том, как рассказчик доказывает, что Чичиков порядочный человек: «Приезжий как-то во всём умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, – он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетелях рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина…»

Это жителям города Чичиков показался порядочным человеком.

А что думает автор? Обратите внимание на слова, называющие темы светских разговоров. Здесь говорят о лошадях, собаках, бильярде, выделке горячего вина. И среди этих тем вдруг затесалось слово «ДОБРОДЕТЕЛЬ». Оно для говорящих не более значительно, чем лошади и собаки. Возникла ирония, она-то и свидетельствует о несоответствии воображаемого идеалу прекрасного.

Мысль, что Чичиков был очень порядочный человек, вовсе не следует из его умения говорить обо всём. Зато из этого вытекает другой вывод, что герой умеет приспосабливаться к любым условиям, выглядеть таким, каким его хотят видеть.

Дома в тексте вы найдёте прямые авторские оценки героя, подтверждающие мысль, что герой не соответствует эстетическому идеалу Гоголя. Чичиков – персонаж комический, сатирический. Таким изображением героя Гоголь хочет встревожить наши души, заставляет увидеть в себе те же пороки.

Слайд 5

На следующем уроке мы продолжим разговор о гоголевском видении города (из губернского города перенесемся в гоголевский Санкт-Петербург): подробнее познакомимся со вставной новеллой «Повесть о капитане Копейкине». Нам необходимо будет сравнить его с другим произведением Гоголя – повестью «Невский проспект» (индивидуальное задание)

Итоги урока.

Презентация «Урок-суд» – Приложение 1, ученический проект презентации «Досье на П.И. Чичикова» – Приложение 2.