Тема нравственности в рассказе В.П. Астафьева "Шинель без хлястика"

Разделы: Литература


Цели урока:

образовательные

  • сформировать представление о композиционном своеобразии произведения;
  • совершенствовать навыки работы в форме чтения-анализа;
  • определить способы раскрытия характеров героев рассказа;
  • углубить представление учащихся о творчестве В.П.Астафьева;

развивающие

  • развивать навыки работы с художественным текстом;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • развивать культуру устной и письменной речи;
  • развивать умение грамотно и аргументированно выражать свою собственную точку зрения;

воспитательные

  • воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру;
  • воспитывать патриотические чувства;
  • воспитывать бережное отношение к женщине, матери.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок развивающего обучения с элементами мастерской.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, проблемного изложения.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства к уроку: портрет писателя, тексты рассказа “Шинель без хлястика”, иллюстрации, чистые листы для выполнения задания, книжная выставка, кинофильм “А зори здесь тихие”, таблички со словами ЖЕНЩИНА и ВОЙНА.

Структура урока.

Этапы урока.

Деятельность преподавателя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, наличие у каждого учебного места, создаёт определённый психологический климат для работы.

Приветствуют преподавателя, проверяют готовность и учебное место к уроку.

2. Актуализация.

Организует фронтальную работу учащихся в форме беседы по теме прошлого занятия, проверяет домашнее задание (индивидуально).

Отвечают на вопросы преподавателя, зачитывают ответы на вопросы домашнего задания.

3. Целеполагание и мотивация.

Обращает внимание учащихся на значимость изучаемой темы. Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока. Подводит итог:сегодня на уроке вы

  • определите…
  • раскроете…
  • разберётесь…
  • ответите на проблемный вопрос.

Беседуют с преподавателем, приходят к выводу о значимости темы урока в подготовке к итоговой аттестации. Осознают цели, записывают тему в тетрадь.

4. Первичное усвоение учебного материала.

Предлагает учащимся прочитать рассказ В.П.Астафьева “Шинель без хлястика”.

Задаёт вопросы:

  • какое впечатление произвёл на вас рассказ?
  • какие чувства вызвал у вас?

Выполняют задания преподавателя.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Организует работу по проблемному анализу рассказа:

  • определение своеобразия композиции;
  • темы и идеи рассказа;
  • выявление нравственных качеств главных героев.

Задаёт проблемные вопросы по содержанию рассказа, используя технологию РКМ (развития критического мышления). Предлагает выразительно прочитать понравившиеся отрывки и выполнить творческое задание

(элемент технологии мастерской).

Работают фронтально и в группах.

Обращаются к памятке. Выполняют задания, находят ответы на вопросы в тексте, выразительно читают отрывки, выполняют творческое задание и афишируют его.

6. Систематизация знаний и умений.

Побуждает учащихся ответить на проблемный вопрос, объяснить смысл названия рассказа.

Отвечают на проблемный вопрос. Объясняют смысл названия рассказа.

7. Подведение итогов занятия.

Подводит итог занятия. Даёт анализ и оценку успешности достижения целей урока, объявляет оценки.

 

8. Информация о домаш.задании.

Преподаватель даёт разъяснение по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание: написать эссе по рассказу.

9. Рефлексия.

Мобилизует учащихся на рефлексию: пригодятся ли знания, полученные на уроке, при подготовке к итоговой аттестации?

Предлагает ответить на один из вопросов по выбору в жанре

“Приятная записка”.

Устно отвечают.

Определяют каждый для себя значимость занятия в жанре

“ Приятная записка”.

Анализируют свою работу.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

- Все присутствуют, начнём наше занятие.

2. Актуализация.

- Творчество какого писателя изучаем?

- Что узнали о В.П.Астафьеве?

- Какие ведущие темы творчества писателя?

- Какие произведения Астафьева В.П. знаете?

- С каким рассказом познакомились на прошлом уроке? (“Людочка”).

- Какова основная тема этого произведения? (Нравственность, равнодушие).

-Что такое нравственность? Как вы понимаете?

(Работа со словарём. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

- Проверка домашнего задания (ответ на вопрос: встречались ли вы когда-нибудь в своей жизни с равнодушием? Что испытали при этом?)

- Какой излюбленный жанр Астафьева?

- Отличается рассказ от повести, романа? Чем?

Демонстрация фрагмента кинофильма “А зори здесь тихие”.

- Что увидели в этом фрагменте? (Война, женщина на войне).

- Есть ли у В.П.Астафьева произведение, в котором тоже затронута тема войны и женщины на войне? (“Шинель без хлястика”). (Учащиеся заранее познакомились с произведением).

3. Целеполагание.

- Запишите тему урока и проблемный вопрос: “Почему рассказ называется “Шинель без хлястика”, а не иначе?”

- О чём сегодня поведём разговор? Что узнаем, определим?

(Что рассматриваем всегда при изучении произведения, что определяем?)

Преподаватель подводит промежуточный итог, называя цели (открыть их на доске).

Мотивация.

- Зачем нам это нужно? В чём нам это поможет? (Познакомиться с творчеством писателя, подготовиться к сочинению).

4. - Вы прочитали рассказ. Какое впечатление он на вас произвёл?

- Какие чувства вызвал у вас?

- В этом рассказе необычная композиция. ( Индивидуальное задание об особенностях композиции – рассказ в рассказе).

- В каких ещё изученных произведениях встречаем такую композицию?

(“После бала”, “Старуха Изергиль”, “Судьба человека”).

- С какой целью автор вводит этот приём? ( Подчеркнуть жизненность, достоверность).

5. Проблемный анализ произведения (в форме фронтальной беседы, групповой работы).

Беседа по содержанию текста.

- Кто главные герои? (Мать и сын).

- Почему автор не даёт имён героям? (Обобщённый, собирательный образ Матери).

-Каковы отношения матери и сына?

- В каком произведении русской литературы 19 века показаны взаимоотношения поколений?

(“Отцы и дети” - конфликт, разногласия, споры, а в рассказе?)

- О чём рассказывает мать сыну? (О прошлом).

- Почему раньше не рассказывала?

- С каким историческим событием связано прошлое героини?(В.О.в).

 Работа с ассоциациями: ЖЕНЩИНА и ВОЙНА. (Женщинам не нужно воевать!)

- Каков послевоенный быт женщины?

- Через какие трудности ей пришлось пройти?

- Какие нравственные качества помогли героине преодолеть их? (Работают в группах, записывают).

(Сила духа, терпение, вера в возвращение любимого, гордость, чувство собственного достоинства, любовь к сыну, доброта, ответственность).

- О чём жалеет героиня? (О шинели).

- Что значила для неё шинель? Почему была дорога? (Память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Спасла сына, т.к. жила для него).

Чтение стихотворения Е.Наумовой “У мамы пропала шинель”.

Творческое задание по группам:

  • что мог бы сделать сын, чтобы оплатить солдатскую шинель мамы?
  • напишите эпилог рассказа (что такое эпилог?)
  • узнайте о дальнейшей жизни героев.

(Учащиеся работают по группам, афишируют свои работы).

Зачитайте понравившиеся вам отрывки из рассказа. (Выразительное чтение).

6. - В чём особенность композиции рассказа?

- Какие нравственные качества присущи героине?

- Вернёмся к названию рассказа и ответим на проблемный вопрос: “Почему рассказ называется “Шинель без хлястика”, а не иначе?” (Можно обсудить в группах, ответить устно).

(Именно шинель помогла выжить ребёнку, самая ценная вещь для матери, которую она продала в минуту отчаяния. Мать – символ жертвенности. Настоящая мать всё отдаст за своего ребёнка).

Преподаватель зачитывает слова В.П.Астафьева о своей маме.

7. Подведение итогов урока. Объявление оценок.

- Завершая урок, хочу обратить ваше внимание на слова В.П.Астафьева.

(Зачитывает слова писателя).

8. Информация о домашнем задании.

- Напишите эссе (небольшое прозаическое произведение, сочинение-рассуждение о словах писателя. Согласны ли вы с ним? “В чём красота человека?” “Каким я представляю красивого человека?”).

Преподаватель обращает внимание учащихся на иллюстрации, на книжную выставку.

9. Рефлексия.

- У каждого листочек. Продолжите любую фразу в жанре “Приятная записка” и прикрепите на доску, уходя с занятия.

Спасибо за работу на уроке.

Приложение