Цели урока:
образовательные
- сформировать представление о композиционном своеобразии произведения;
- совершенствовать навыки работы в форме чтения-анализа;
- определить способы раскрытия характеров героев рассказа;
- углубить представление учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
развивающие
- развивать навыки работы с художественным текстом;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать культуру устной и письменной речи;
- развивать умение грамотно и аргументированно выражать свою собственную точку зрения;
воспитательные
- воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру;
- воспитывать патриотические чувства;
- воспитывать бережное отношение к женщине, матери.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок развивающего обучения с элементами мастерской.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, проблемного изложения.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства к уроку: портрет писателя, тексты рассказа “Шинель без хлястика”, иллюстрации, чистые листы для выполнения задания, книжная выставка, кинофильм “А зори здесь тихие”, таблички со словами ЖЕНЩИНА и ВОЙНА.
Структура урока.
Этапы урока. |
Деятельность преподавателя. |
Деятельность учащихся. |
1.Организационный момент. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, наличие у каждого учебного места, создаёт определённый психологический климат для работы. |
Приветствуют преподавателя, проверяют готовность и учебное место к уроку. |
2. Актуализация. |
Организует фронтальную работу учащихся в форме беседы по теме прошлого занятия, проверяет домашнее задание (индивидуально). |
Отвечают на вопросы преподавателя, зачитывают ответы на вопросы домашнего задания. |
3. Целеполагание и мотивация. |
Обращает внимание учащихся на значимость изучаемой темы. Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока. Подводит итог:сегодня на уроке вы
|
Беседуют с преподавателем, приходят к выводу о значимости темы урока в подготовке к итоговой аттестации. Осознают цели, записывают тему в тетрадь. |
4. Первичное усвоение учебного материала. |
Предлагает учащимся прочитать рассказ В.П.Астафьева “Шинель без хлястика”. Задаёт вопросы:
|
Выполняют задания преподавателя. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. |
5. Осознание и осмысление учебного материала. |
Организует работу по проблемному анализу рассказа:
Задаёт проблемные вопросы по содержанию рассказа, используя технологию РКМ (развития критического мышления). Предлагает выразительно прочитать понравившиеся отрывки и выполнить творческое задание (элемент технологии мастерской). |
Работают фронтально и в группах. Обращаются к памятке. Выполняют задания, находят ответы на вопросы в тексте, выразительно читают отрывки, выполняют творческое задание и афишируют его. |
6. Систематизация знаний и умений. |
Побуждает учащихся ответить на проблемный вопрос, объяснить смысл названия рассказа. |
Отвечают на проблемный вопрос. Объясняют смысл названия рассказа. |
7. Подведение итогов занятия. |
Подводит итог занятия. Даёт анализ и оценку успешности достижения целей урока, объявляет оценки. |
|
8. Информация о домаш.задании. |
Преподаватель даёт разъяснение по выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание: написать эссе по рассказу. |
9. Рефлексия. |
Мобилизует учащихся на рефлексию: пригодятся ли знания, полученные на уроке, при подготовке к итоговой аттестации? Предлагает ответить на один из вопросов по выбору в жанре “Приятная записка”. |
Устно отвечают. Определяют каждый для себя значимость занятия в жанре “ Приятная записка”. Анализируют свою работу. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Все присутствуют, начнём наше занятие.
2. Актуализация.
- Творчество какого писателя изучаем?
- Что узнали о В.П.Астафьеве?
- Какие ведущие темы творчества писателя?
- Какие произведения Астафьева В.П. знаете?
- С каким рассказом познакомились на прошлом уроке? (“Людочка”).
- Какова основная тема этого произведения? (Нравственность, равнодушие).
-Что такое нравственность? Как вы понимаете?
(Работа со словарём. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).
- Проверка домашнего задания (ответ на вопрос: встречались ли вы когда-нибудь в своей жизни с равнодушием? Что испытали при этом?)
- Какой излюбленный жанр Астафьева?
- Отличается рассказ от повести, романа? Чем?
Демонстрация фрагмента кинофильма “А зори здесь тихие”.
- Что увидели в этом фрагменте? (Война, женщина на войне).
- Есть ли у В.П.Астафьева произведение, в котором тоже затронута тема войны и женщины на войне? (“Шинель без хлястика”). (Учащиеся заранее познакомились с произведением).
3. Целеполагание.
- Запишите тему урока и проблемный вопрос: “Почему рассказ называется “Шинель без хлястика”, а не иначе?”
- О чём сегодня поведём разговор? Что узнаем, определим?
(Что рассматриваем всегда при изучении произведения, что определяем?)
Преподаватель подводит промежуточный итог, называя цели (открыть их на доске).
Мотивация.
- Зачем нам это нужно? В чём нам это поможет? (Познакомиться с творчеством писателя, подготовиться к сочинению).
4. - Вы прочитали рассказ. Какое впечатление он на вас произвёл?
- Какие чувства вызвал у вас?
- В этом рассказе необычная композиция. ( Индивидуальное задание об особенностях композиции – рассказ в рассказе).
- В каких ещё изученных произведениях встречаем такую композицию?
(“После бала”, “Старуха Изергиль”, “Судьба человека”).
- С какой целью автор вводит этот приём? ( Подчеркнуть жизненность, достоверность).
5. Проблемный анализ произведения (в форме фронтальной беседы, групповой работы).
Беседа по содержанию текста.
- Кто главные герои? (Мать и сын).
- Почему автор не даёт имён героям? (Обобщённый, собирательный образ Матери).
-Каковы отношения матери и сына?
- В каком произведении русской литературы 19 века показаны взаимоотношения поколений?
(“Отцы и дети” - конфликт, разногласия, споры, а в рассказе?)
- О чём рассказывает мать сыну? (О прошлом).
- Почему раньше не рассказывала?
- С каким историческим событием связано прошлое героини?(В.О.в).
Работа с ассоциациями: ЖЕНЩИНА и ВОЙНА. (Женщинам не нужно воевать!)
- Каков послевоенный быт женщины?
- Через какие трудности ей пришлось пройти?
- Какие нравственные качества помогли героине преодолеть их? (Работают в группах, записывают).
(Сила духа, терпение, вера в возвращение любимого, гордость, чувство собственного достоинства, любовь к сыну, доброта, ответственность).
- О чём жалеет героиня? (О шинели).
- Что значила для неё шинель? Почему была дорога? (Память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Спасла сына, т.к. жила для него).
Чтение стихотворения Е.Наумовой “У мамы пропала шинель”.
Творческое задание по группам:
- что мог бы сделать сын, чтобы оплатить солдатскую шинель мамы?
- напишите эпилог рассказа (что такое эпилог?)
- узнайте о дальнейшей жизни героев.
(Учащиеся работают по группам, афишируют свои работы).
Зачитайте понравившиеся вам отрывки из рассказа. (Выразительное чтение).
6. - В чём особенность композиции рассказа?
- Какие нравственные качества присущи героине?
- Вернёмся к названию рассказа и ответим на проблемный вопрос: “Почему рассказ называется “Шинель без хлястика”, а не иначе?” (Можно обсудить в группах, ответить устно).
(Именно шинель помогла выжить ребёнку, самая ценная вещь для матери, которую она продала в минуту отчаяния. Мать – символ жертвенности. Настоящая мать всё отдаст за своего ребёнка).
Преподаватель зачитывает слова В.П.Астафьева о своей маме.
7. Подведение итогов урока. Объявление оценок.
- Завершая урок, хочу обратить ваше внимание на слова В.П.Астафьева.
(Зачитывает слова писателя).
8. Информация о домашнем задании.
- Напишите эссе (небольшое прозаическое произведение, сочинение-рассуждение о словах писателя. Согласны ли вы с ним? “В чём красота человека?” “Каким я представляю красивого человека?”).
Преподаватель обращает внимание учащихся на иллюстрации, на книжную выставку.
9. Рефлексия.
- У каждого листочек. Продолжите любую фразу в жанре “Приятная записка” и прикрепите на доску, уходя с занятия.
Спасибо за работу на уроке.