Литература
-
Методические материалы к теме "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича…" (7-й класс. Три урока в системе) 2010
Методическая разработка к урокам литературы в 7-м классе содержит рекомендации по планированию уроков и проект второго урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по роману Майн Рида "Всадник без головы" 2010
Знакомство учащихся с биографией "капитана Майн Рида" и с его знаменитым романом "Всадник без головы" поможет пробудить интерес семиклассников к зарубежной литературе. Стремление разгадать тайну делает чтение и обсуждение романа захватывающе интересным, а разговор о любви и дружбе, о верности и предательстве способствует формированию нравственных принципов у подростков.
-
Проект "Качающая колыбель" 2010
На занятии происходит формирование позитивного образа матери у старшеклассников. Создается представление о типических чертах матери в художественных произведениях 2 половины XIX века; проводится исследование, посвященное анализу образа матери в художественных произведениях.
-
Урок русской литературы в 8-м классе "В ожидании чуда…" (по рассказу А.С. Грина "Алые паруса") 2010
Целью урока является знакомство учащихся с новым именем в литературе. Он помогает дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода, учит выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.), развивает устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
-
Открытый урок по теме "Послания и их роль в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Урок является уроком - обобщения по жанру послания в лицейский период творчества А.С. Пушкина.
-
Сонеты Шекспира 2010
Цели урока: расширение читательского кругозора учащихся , выявление читательских впечатлений, развитие самостоятельности суждений и оценок.
-
Интегрированный урок литература + русский язык. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". (5-й класс) 2010
Урок рассчитан на 2 часа. Целью урока является обучение лингвистическому анализу текста на основе изученного произведения, формирование видения взаимосвязи литературоведения и лингвистики. Вид урока - повторение и обобщение знаний по изученным темам. В уроке даны упражнения по лексике и синтаксису.
-
Урок литературы по теме "А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворение "Россия": образ Родины как символ веры в будущее" 2010
Стихотворные тексты русской классики на уроках выполняют одновременно задачи и нравственного и эстетического воспитания. В первой части урока идет знакомство с биографией А.А. Блока. Вторая часть представляет собой анализ стихотворного текста в целом. Чтение стихотворения и его анализ под руководством и по плану учителя позволит учащимися лучше узнать русский литературный язык, поэтическую речь и одновременно стать более образованным лингвистически.
-
Риторический ринг для учащихся 5-х классов "Будь вежлив" 2010
Риторический ринг для учащихся 5-х классов с целью обобщения знаний, полученных на уроках риторики; создания условий для развития познавательного интереса учащихся; воспитания уважительного отношения к русской речи.
-
Проект на уроке литературы "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»" 2010
Современная жизнь требует от человека исследовательских навыков и творческого мышления, поэтому перед учителем стоит задача научить учащихся видеть, формулировать проблему, составлять план действий, следовать этому плану и анализировать полученный результат. Этим задачам отвечает метод проектов. Среди целей данного проекта – постижение смысла стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», совершенствование навыков анализа поэтического текста через совокупность учебно-познавательных приемов в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов.
-
Анализ стихотворения И.Бунина "Вечер" 2010
В чём же было мастерство Бунина-поэта и его новизна? Попробуем это понять. Учащимся предлагается стать учёными-исследователями. Учитель будет научным руководителем. Предметом исследования является стихотворение И.А. Бунина «Вечер». В ходе исследования приходим к выводу о том, что через противоречия поэт открывает для себя и для каждого истинное значение жизни, соединяет поэзию и прозу.
-
Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?" 2010
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну.
-
Литературные викторины 2010
Одной из увлекательных форм работы является литературная викторина. Литературная викторина - это игра, участники которой отвечают на вопросы, объединенные одной темой. Но это не игра-развлечение, это игра, развивающая память, повышающая интерес к литературе, развивающая умения активно проявлять свои способности, смекалку, умение работать в команде. Это соревнование в знаниях по литературе.
-
Стихотворение А.Блока "Незнакомка" 2010
Стихотворение "Незнакомка" занимает особое место не только в общей канве петербургской поэзии А.Блока, но и во всем его творчестве. Вероятно, поэтому интерес к данной балладе не уменьшается. Однако ценно это произведение еще и само по себе, как доказательство того, "из какого сора растут стихи..."
-
Красна изба пирогами (современные посиделки) 2010
В работе представлено внеклассное мероприятие в форме посиделок. На мероприятии проводится викторина. Учащиеся знакомятся с русскими традициями, используемыми нашими предками. Даются правила сервировки стола и проводится конкурс на лучший стол. Ведущие рассказывают историю чая, самовара. Рассматриваются репродукции картин, связанных с чаепитием, игрищами во время праздников.
-
"Весточка с фронта". Урок-презентация книг, незаслуженно забытых читателями школьной библиотеки 2010
Урок помогает приобщить школьников к чтению незаслуженно забытых книг о Великой Отечественной войне, поведавших о весточках с фронта - искренних документах тех, кто пал смертью храбрых, защищая Отечество и завещая нам мир.
-
На подступах к роману "Евгений Онегин". Герои романа в иллюстрациях художников 2010
Урок помогает закрепить знания учащихся о романе "Евгений Онегин", познакомить детей с иллюстрациями к роману, некоторые из которых были нарисованы самим Пушкиным.
-
Методическая разработка урока литературы для 11-го класса "Правда и ложь, истина и сострадание в пьесе М.Горького «На дне»" 2010
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по пьесе М. Горького «На дне», построенного в форме дискуссии с целью углубления и расширения знаний особенностей драмы как рода литературы, знакомства с особенностями пьесы.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе "Подруга дней моих суровых…" 2010
Большую любовь и теплоту испытывал А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне, простой и доброй крестьянке. Она завоевала его любовь не только своей преданностью и заботливостью. Арина Родионовна направляла и вдохновляла национального гения. Няня не только подсказывала мотивы и образы стихотворений, но и обсуждала с Пушкиным последние политические события. В многочисленных стихотворениях поэта мы можем найти строчки, в которых он говорит о своих тёплых чувствах к няне.
-
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ 2010
В интегрированном уроке русского языка и литературы на основе статьи А.Блока «Женщина, которую никто не любил» рассматриваются основные этапы написания сочинения, дается план работы над каждой частью сочинения, а также рассматривается проза А.Блока во взаимосвязи с эстетическими принципами поэта, эпохой начала XX века.
-
Внеклассные мероприятия по русской литературе 2010
Сценарий русской народной сказки «Царевна-лягушка», пересказанной на новый лад поможет при подготовке к литературным вечерам и КВН.
-
Вечер, посвященный творчеству В.С. Высоцкого 2010
Вечер посвящён творчеству В.С. Высоцкого. Цель: расширить знания учащихся о личности В. Высоцкого, рассмотреть этапы жизненного и творческого пути, создать атмосферу «погружения» в его творчество и в мир авторской песни; развивать навыки выразительного чтения.
-
Использование метода проекта на уроках литературы 2010
Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов. Цель этого метода - повышение активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности.
-
Вечер, посвященный жизни и творчетсву Н.В. Гоголя "Горьким словом моим посмеюся" 2010
Цель урока: знакомство с творчеством писателя, расширение кругозора учащихся.
-
Компьютерные и интернет-технологии на уроках литературы 2010
Применение компьютерных технологий и компьютеров в процессе обучения стало потребностью сегодняшнего дня. Уроки гуманитарного цикла, в частности уроки литературы, требуют от учащегося владения навыками самостоятельного поиска, исследовательской деятельности и обработки большого объема информации. Решением данной проблемы является широкое использование компьютерной техники и применения Интернет-технологий на уроке.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева "Белогрудка" 2010
Представлен урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка". На уроке используется один из приемов технологии критического мышления - чтение с остановками, что способствует формированию умений творческой интерпретации авторского замысла.
-
"Горит его звезда…" О Христианских мотивах в лирике Н.Рубцова 2010
В статье рассказывается о христианских мотивах в лирике Н.Рубцова, о русском национальном характере в его творчестве.
-
Урок-презентация по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с романом, рассматривая такие вопросы, как роль портрета, пейзажа и художественной детали в произведении.
-
Урок-митинг "Хотелось бы всех поименно назвать…" 2010
Сценарий урока-митинга, посвященного памяти репрессированных писателей и поэтов. Урок развивает интеллект учащихся, повышает познавательный интерес к судьбам репрессированных писателей и к изучению их творчества, а также воспитывает чувство долга и памяти о страшных годах террора в СССР.
-
Урок литературы в 10-м классе 2010
Урок, построенный в форме культурно-лингвистического анализа текста, предполагает работу с произведениями малого жанра и содействует формированию у учащихся навыка работы в группе, навыка публичного выступления. Он дает хорошую возможность подробного и глубокого анализа литературного произведения, способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, строить доказательные умозаключения, задуматься над такими нравственными проблемами, как милосердие, сострадание.