Отрывок из "Повести о разорении Рязани Батыем"
Цели: познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом и "Повестью о разорении Рязани Батыем", в частности; выяснить, какие черты определяют характер Евпатия Коловрата; показать отличие образа героя от фольклорных; воспитание чувства патриотизма и любви к родине на краеведческом материале, интереса к истории родной земли.
Оборудование урока:
- выставка книг о рязанской земле;
- историческая карта 1236-1237 гг.;
- репродукции картины В. Васнецова "Богатыри";
- выставка детских рисунков.
Это крылатые люди, не знающие смерти,
бьётся один с тысячей, а два с тьмою.
"Повесть о разорении Рязани Батыем".
1. Вступительное слово учителя.
":Никогда до того ни одно произведение не было исполнено такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской литературы", - Д.С. Лихачев.
Сегодня мы поведем с вами разговор об одном из самых трагичных произведений древнерусской литературы "Повести о разорении Рязани Батыем". Мы прочитали с вами страницы, наполненные горечью и трагизмом, оптимизмом и верой в будущее.
- Какой вы представляете жизнь древней Рязани?
- Как жилось нашим предкам?
- Почему я назвала урок "Повестью о воинской отваге и милосердии"?
В истории древнерусской литературы особо выделяется период монголо-татарского владычества, когда создаются повести о нашествии монголо-татар: о битве на реке Калке, "Слово о погибели Русской земли", "Житие Александра Невского" и др.
Монголо-татарское нашествие явилось жестоким испытанием для русского народа. Оно затормозило процесс культурного развития страны, отбросив её назад на несколько столетий. Были уничтожены многие города северо-восточной и южной Руси, разрушены ценнейшие архитектурные памятники, в огне пожарищ погибли иконы, книги. Но духовно русский народ выстоял. Борьба с монголо-татарами вызвала подъём народного самосознания. Патриотическая тема становится основной в литературе того времени.
Побежденные не были побеждены: они знали, что придет день, когда сбросившая иго Русь восстановит утраченное, возведет и заново освятит храмы, отстроит сожженные города. Исторический оптимизм русских людей - вот главное, что определило пафос литературы эпохи нашествия. В летописях, в произведениях других жанров литературы второй четверти XIII-XIV века проявилось не только желание зафиксировать, оставить в памяти народной трагические картины гибели целых городов, гибели и полонения тысяч людей, но и вера в неизбежное освобождение русской земли.
Естественно, что события монголо-татарского вторжения и владычества нашли отражение и в литературе Рязанщины. Прямых сведений о рязанском летописании до нас не дошло. Но есть все основания утверждать, что в княжестве, которое первым приняло на себя удар монголо-татар, его не могло не быть. Доказательства тому - записи о завоевании Руси Батыем. Рассказ об этих грандиозных событиях, определивших судьбы Руси и всей Европы, летописи обычно начинают с Рязани. Главная особенность летописания этого периода - обличение князей, указание на их вину. Междоусобицы, личные интересы не позволили русским князьям противостоять мощному монгольскому воинству.
Рядом с былинами, историческими песнями непременно должны были появиться письменные произведения о защитниках земли русской.
"И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани:". (Чтение отрывка из повести до слов ":и увидел безбожный царь Батый:").
- Узнали? Что это за произведение?
2. Беседа по вопросам.
Историко-литературная справка.
"Повесть о разорении Рязани" дошла до нашего времени в нескольких рукописных книгах, однако во всех старинных летописях и рукописных сборниках она имеет один и тот же текст; недаром говорит пословица: "Что написано пером - не вырубишь топором". Наука предположительно установила и имя автора этой повести: Евстафий-второй, сын Евстафия Корсункова (т.е. сын вышедшего из города Корсуни Евстафия). Его называют первым рязанским писателем.
Исходя из литературных документов можно предположить, что родился он около 1210 года в Корсуни в семье священнослужителя. Еще подростком вместе с родителями и клириком Аполоницей он совершил длительное путешествие вокруг Европы, чтобы затем на все время обосноваться на Рязанской земле.
3. Работа над планом эпизода. (Д/з).
(Текст делится на части, каждая озаглавливается и читается).
- Возвращение Евпатия Коловрата из Чернигова в Рязанскую землю. Горестная картина её разорения и опустошения.
- Погоня малой дружины Евпатия за войсками Батыя. На поле боя.
- Мужество и гордость пленных рязанцев.
- Поединок Хостоврула с Евпатием. Смятение вражеских полков. Гибель Евпатия.
- Похвала воинству рязанскому и Евпатию Коловрату от Батыя и его приближенных.
(Возможно чтение по ролям 3 и 5 фрагментов).
4. Работа над языком повести.
Несмотря на кажущуюся простоту, язык повести, даже в переводе, представляет немалую трудность.
- Какие обороты, формы слов показались вам необычными?
- Что еще затрудняет чтение?
- Обратили ли вы внимание, что, как и в народной поэзии, прилагательные следуют за существительными? Это также требует соответствующей интонации и замедленного темпа чтения, придает особый характер древнего повествования.
Воевать : землю.
Мертвые восстали (метафора бессмертия народа как ключевой символ повести).
От великих трудов и ран : изнемогли (т.е. от великой скорби или страданий).
Обилие союзов "и", которые не только придают повествованию особую эпическую плавность и напевность, но и в сочетании с глаголом выражают эмоциональную напряженность повествователя, его отношение к описываемым событиям, особенную динамичность.
Царь Батый окаянный
Чашу смертную
Некий из вельмож рязанских
В землю Рязанскую
Станы Батыевы
Люди крылатые и т.д.
5. Сопоставление образа Евпатия с былинными
богатырями.
- Поэтические преувеличения (гиперболы).
- Постоянные эпитеты.
- Облик Евпатия (исполин).
- Беззаветная любовь к Родине.
- Ратное мастерство.
Отчетливо различается голос повествователя, оценивающего подвиги Коловрата, его лирическая взволнованность, острота переживания, отношение к герою выражает и его злейший враг - Батый, восхищающийся им.
6. Работа с иллюстрациями.
Комментирование учащимися созданных ими иллюстраций, выбор и оценка наиболее интересных, сопоставление образа Евпатия Коловрата на рисунках, создание последовательного сюжета по иллюстрациям.
- Какие иллюстрации вы включили бы в книгу о Евпатии Коловрате?
7. Проблемный вопрос.
8. Подведение итогов.
Повесть Евстафия стала гордостью нашей отечественной словесности и письменности, одним из лучших произведений древнерусской литературы, а ее герои - Евпатий Коловрат, Федор, Евпраксия и рязанское воинство - остаются нашими современниками, благодаря эмоциональному заряду и живому дыханию столетий. "Повесть о разорении Рязани Батыем" издается не только в России, но и в США и Англии, Японии и Италии, ФРГ и Дании.
Из воинской "Повести о разорении Рязани Батыем" черпали свое вдохновение и мотивы многие русские поэты и писатели: Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, С.А. Есенин, В.Г. Ян: Дань уважения её литературным героям отдали П.А. Радимов (рязанский поэт XIX века, "Княгиня Евпраксия", "Батыева печать" и др.), рязанский писатель В.Д. Ряховский (повесть "Евпатий Коловрат", 1947 г.), Ю.П. Вронский, В.А. Чивилихин ("Память").
Послушайте отрывок из "Песни о Евпатии Коловрате" С.А. Есенина:
: От Ольшан до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.
Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.
Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.
Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешнёвые упорины
Двумя пальцами вытягивал:
Не заря течет за Коломною,
Не пожар стоит за путиною -
Бьются соколы-дружинники,
Налетая на татаровье.
Всколыхнулось сердце Батыя:
Что случилось там, приключилося?
Не рязанцы ли встали мертвые
На побоище кроволитное?
Скачет хан на бела батыря,
С губ бежит слюна капучая.
И не меч Евпатий вытянул,
А свеча в руках затеплилась.
На березки-белоличушки
Из-под гоноби порублены -
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.
Возговорит лютый ханище:
"Ой ли, черти, куролесники.
Отешите череп батыря,
Что ль на чашу на сивушную."
Уж он пьет не пьет, курвяжится,
Оглянется да понюхает -
"А всего ты, сила русская,
На тыновье зародилася".
И еще один отрывок из повести "Евпатий Коловрат" рязанского писателя В.Д. Ряховского.
(Ученик читает отрывок).
9. Творческий конкурс: чтение
стихотворений собственного сочинения о Евпатии
Коловрате. (Примеры стихотворений учениц 6
класса).
Евпатий Коловрат
Враг напал на нашу землю
И хотел ее пленить,
Он веру христианскую
Решил искоренить.
Прознал про то вельможа -
Евпатий Коловрат,
И бил, и сек мечами
Татарскую он рать.
Коловрат - герой наш славный
И врагов он не щадил.
Восхищался его силой
Даже грозный царь Батый.
Евпатий Коловрат
Защитник земли русской
Евпатий Коловрат
Побил врагов татарских
Да у рязанских врат.
Ему хвалу и славу
Сегодня я пою,
Сложил он буйну голову
За родину свою.
Евпатий Коловрат
Евпатий Коловрат -
Рязанский наш герой,
Сражался он с Батыем,
С татарскою ордой.
Был сильный он и храбрый
И не щадил врагов,
И подвиг его помнят
Во веки всех веков.
Евпатий Коловрат
Батый Рязань спалил, испепелил,
Евпатий Коловрат лишь жив остался.
Батыю он потерей не простил
И с малым войском за татарами помчался.
10. Викторина.
(Соревнование по рядам, выбор лучшего отвечающего в каждом ряду, призы (открытки с видами современной Рязани, значки Скопина)).
- В каком году произошло событие, описанное в повести? (1237 год).
- Какого числа началась осада Рязани и какого город пал? (16 декабря - 21 декабря).
- Сколько лет исполняется с того дня в 2002 году? (765 лет).
- Назовите имя создателя повести. (Евстафий Корсунсков).
- Назовите имя великого князя Рязанского, стоявшего во главе города. (Юрий Ингваревич Рязанский).
- В какое княжество посылал он за помощью? (Во Владимирское, к Гергию Всеволодовичу Владимирскому).
- Почему Владимирский князь не помог ему?
- Сколько братьев было у Юрия Ингваревича Рязанского? Назовите их имена. (4 брата: Давыд Инг. Муромский, Глеб Инг. Коломенский, Олег Красный, Всеволод Пронский).
- Как звали сына рязанского князя? (Федор Юрьевич).
- Как он погиб? (Был убит, а тело его бросили на растерзание зверям и птицам).
- Как звали его жену? (Евпраксия).
- Как погибла жена Федора? (Бросилась вместе с сыном Иваном из превысокого терема).
- Сколько дней длилась осада Рязани? (5).
- Сколько человек было в дружине Евпатия Колдоврата? (1700 человек).
- Где он был во время разорения Рязани? (В Чернигове).
- Кого послал Батый сразиться с Евпатием Коловратом? (Шурича Хостоврула).
- Как автор называет Евпатия, подчеркивая его силу? (Исполин).
- Как погиб Евпатий? (Был забит из камнеметов).
- Вспомните похвалу Батыя Евпатию. ("Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего").
- Назовите не менее двух поэтов, писавших о Евпатии Коловрате.
Награждение победителей.
Оценки за работу на уроке.
11. Итоги.
Обобщая наблюдения, сделанные при разборе повести, зададим вопрос: "Какие чувства испытывает автор повести, рассказывая о нашествии Батыя на Рязань, родную землю?".
Важно, чтобы учащиеся не только назвали эти чувства (гнев на врагов, восхищение мужеством рязанцев, скорбь об их гибели), но и нашли средства их выражения:
- это и прямо высказанное отношение ("царь Батый окаянный", "пошли поганые на город", "зловредный царь Батый", "безбожный царь"),
- это и троекратно повторяющиеся описания "горестных картин" разрушения городов, гибели русских людей.
Автор говорит о том страдании, которое переживает герой, и мы понимаем, что те же чувства испытывает и сам автор, рассказывая о жестокости Батыевых полчищ.
В описании доблести и отваги Евпатия на поле боя мы ощущаем гордость и восхищение автора воинскими подвигами его соотечественников. Автор находит необыкновенно яркие определения для характеристики русских воинов ("удальцы и резвецы", "крылатые люди", "не боящиеся смерти"), и хотя он вкладывает эти похвалы в уста приближенных Батыя, мы воспринимаем их как выражение патриотических чувств человека, написавшего о героической борьбе и гибели Евпатия.
Таким образом, мы подводим детей к восприятию патриотического пафоса повести, т.е. ее идеи, и вместе с этим формируем первые представления об авторе произведения, об "авторском начале" как одном из определяющих признаков письменного художественного творчества.
12. Домашнее задание. Подготовиться к внеклассному чтению: прочитать "Повесть об Авдотье-рязаночке".