Повесть о воинской отваге и милосердии (Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем»)

Разделы: Литература


Отрывок из "Повести о разорении Рязани Батыем"

Цели: познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом и "Повестью о разорении Рязани Батыем", в частности; выяснить, какие черты определяют характер Евпатия Коловрата; показать отличие образа героя от фольклорных; воспитание чувства патриотизма и любви к родине на краеведческом материале, интереса к истории родной земли.

Оборудование урока:

  • выставка книг о рязанской земле;
  • историческая карта 1236-1237 гг.;
  • репродукции картины В. Васнецова "Богатыри";
  • выставка детских рисунков.

Это крылатые люди, не знающие смерти, бьётся один с тысячей, а два с тьмою.
"Повесть о разорении Рязани Батыем".

1. Вступительное слово учителя.

":Никогда до того ни одно произведение не было исполнено такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской литературы", - Д.С. Лихачев.

Сегодня мы поведем с вами разговор об одном из самых трагичных произведений древнерусской литературы "Повести о разорении Рязани Батыем". Мы прочитали с вами страницы, наполненные горечью и трагизмом, оптимизмом и верой в будущее.

  • Какой вы представляете жизнь древней Рязани?
  • Как жилось нашим предкам?
  • Почему я назвала урок "Повестью о воинской отваге и милосердии"?

В истории древнерусской литературы особо выделяется период монголо-татарского владычества, когда создаются повести о нашествии монголо-татар: о битве на реке Калке, "Слово о погибели Русской земли", "Житие Александра Невского" и др.

Монголо-татарское нашествие явилось жестоким испытанием для русского народа. Оно затормозило процесс культурного развития страны, отбросив её назад на несколько столетий. Были уничтожены многие города северо-восточной и южной Руси, разрушены ценнейшие архитектурные памятники, в огне пожарищ погибли иконы, книги. Но духовно русский народ выстоял. Борьба с монголо-татарами вызвала подъём народного самосознания. Патриотическая тема становится основной в литературе того времени.

Побежденные не были побеждены: они знали, что придет день, когда сбросившая иго Русь восстановит утраченное, возведет и заново освятит храмы, отстроит сожженные города. Исторический оптимизм русских людей - вот главное, что определило пафос литературы эпохи нашествия. В летописях, в произведениях других жанров литературы второй четверти XIII-XIV века проявилось не только желание зафиксировать, оставить в памяти народной трагические картины гибели целых городов, гибели и полонения тысяч людей, но и вера в неизбежное освобождение русской земли.

Естественно, что события монголо-татарского вторжения и владычества нашли отражение и в литературе Рязанщины. Прямых сведений о рязанском летописании до нас не дошло. Но есть все основания утверждать, что в княжестве, которое первым приняло на себя удар монголо-татар, его не могло не быть. Доказательства тому - записи о завоевании Руси Батыем. Рассказ об этих грандиозных событиях, определивших судьбы Руси и всей Европы, летописи обычно начинают с Рязани. Главная особенность летописания этого периода - обличение князей, указание на их вину. Междоусобицы, личные интересы не позволили русским князьям противостоять мощному монгольскому воинству.

Рядом с былинами, историческими песнями непременно должны были появиться письменные произведения о защитниках земли русской.

"И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани:". (Чтение отрывка из повести до слов ":и увидел безбожный царь Батый:").

  • Узнали? Что это за произведение?

2. Беседа по вопросам.

  1. Как встретили вы новые страницы повести?
  2. Что потрясло в ней больше всего? Почему она так потрясает?
  3. Как вы думаете, почему автор совершенно неожиданно делает резкий поворот и от трагических картин переходит к рассказу о Евпатии Коловрату и его дружине?
  4. Умысел ли это автора или добросовестное следование фактам: так, мол, было, и писатель вправе умолчать о подвиге Евпатия Коловрата?
  5. Каким вы представляете себе автора повести? Был ли он участником событий? Какие чувства он испытывает? (Докажите текстом).

Историко-литературная справка.

"Повесть о разорении Рязани" дошла до нашего времени в нескольких рукописных книгах, однако во всех старинных летописях и рукописных сборниках она имеет один и тот же текст; недаром говорит пословица: "Что написано пером - не вырубишь топором". Наука предположительно установила и имя автора этой повести: Евстафий-второй, сын Евстафия Корсункова (т.е. сын вышедшего из города Корсуни Евстафия). Его называют первым рязанским писателем.

Исходя из литературных документов можно предположить, что родился он около 1210 года в Корсуни в семье священнослужителя. Еще подростком вместе с родителями и клириком Аполоницей он совершил длительное путешествие вокруг Европы, чтобы затем на все время обосноваться на Рязанской земле.

3. Работа над планом эпизода. (Д/з).

(Текст делится на части, каждая озаглавливается и читается).

  1. Возвращение Евпатия Коловрата из Чернигова в Рязанскую землю. Горестная картина её разорения и опустошения.
  2. Погоня малой дружины Евпатия за войсками Батыя. На поле боя.
  3. Мужество и гордость пленных рязанцев.
  4. Поединок Хостоврула с Евпатием. Смятение вражеских полков. Гибель Евпатия.
  5. Похвала воинству рязанскому и Евпатию Коловрату от Батыя и его приближенных.

(Возможно чтение по ролям 3 и 5 фрагментов).

4. Работа над языком повести.

Несмотря на кажущуюся простоту, язык повести, даже в переводе, представляет немалую трудность.

  1. Какие обороты, формы слов показались вам необычными?
  2. Воевать : землю.

    Мертвые восстали (метафора бессмертия народа как ключевой символ повести).

    От великих трудов и ран : изнемогли (т.е. от великой скорби или страданий).

  3. Что еще затрудняет чтение?
  4. Обилие союзов "и", которые не только придают повествованию особую эпическую плавность и напевность, но и в сочетании с глаголом выражают эмоциональную напряженность повествователя, его отношение к описываемым событиям, особенную динамичность.

  5. Обратили ли вы внимание, что, как и в народной поэзии, прилагательные следуют за существительными? Это также требует соответствующей интонации и замедленного темпа чтения, придает особый характер древнего повествования.

Царь Батый окаянный
Чашу смертную
Некий из вельмож рязанских
В землю Рязанскую
Станы Батыевы
Люди крылатые и т.д.

5. Сопоставление образа Евпатия с былинными богатырями.

  • На кого из былинных богатырей похож Евпатий?
  • Кого из рязанских богатырей вы знаете? (Добрыня Никитич).
  • Кто автор картины "Богатыри"? (В. Васнецов)
  • Что общего в изображении героев устного эпоса и Евпатия?
    • Поэтические преувеличения (гиперболы).
    • Постоянные эпитеты.
    • Облик Евпатия (исполин).
    • Беззаветная любовь к Родине.
    • Ратное мастерство.
  • Что отличает Евпатия от былинного богатыря?

Отчетливо различается голос повествователя, оценивающего подвиги Коловрата, его лирическая взволнованность, острота переживания, отношение к герою выражает и его злейший враг - Батый, восхищающийся им.

6. Работа с иллюстрациями.

Комментирование учащимися созданных ими иллюстраций, выбор и оценка наиболее интересных, сопоставление образа Евпатия Коловрата на рисунках, создание последовательного сюжета по иллюстрациям.

  • Какие иллюстрации вы включили бы в книгу о Евпатии Коловрате?

7. Проблемный вопрос.

  • Почему похвалу погибшим героям, которой традиционно для русской повести заканчивается рассказ о подвигах, автор вкладывает в уста заклятого врага Русской земли - царя Батыя и его приближенных?

8. Подведение итогов.

Повесть Евстафия стала гордостью нашей отечественной словесности и письменности, одним из лучших произведений древнерусской литературы, а ее герои - Евпатий Коловрат, Федор, Евпраксия и рязанское воинство - остаются нашими современниками, благодаря эмоциональному заряду и живому дыханию столетий. "Повесть о разорении Рязани Батыем" издается не только в России, но и в США и Англии, Японии и Италии, ФРГ и Дании.

Из воинской "Повести о разорении Рязани Батыем" черпали свое вдохновение и мотивы многие русские поэты и писатели: Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, С.А. Есенин, В.Г. Ян: Дань уважения её литературным героям отдали П.А. Радимов (рязанский поэт XIX века, "Княгиня Евпраксия", "Батыева печать" и др.), рязанский писатель В.Д. Ряховский (повесть "Евпатий Коловрат", 1947 г.), Ю.П. Вронский, В.А. Чивилихин ("Память").

Послушайте отрывок из "Песни о Евпатии Коловрате" С.А. Есенина:

: От Ольшан до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.
Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.
Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.
Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешнёвые упорины
Двумя пальцами вытягивал:
Не заря течет за Коломною,
Не пожар стоит за путиною -
Бьются соколы-дружинники,
Налетая на татаровье.
Всколыхнулось сердце Батыя:
Что случилось там, приключилося?
Не рязанцы ли встали мертвые
На побоище кроволитное?
Скачет хан на бела батыря,
С губ бежит слюна капучая.
И не меч Евпатий вытянул,
А свеча в руках затеплилась.
На березки-белоличушки
Из-под гоноби порублены -
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.
Возговорит лютый ханище:
"Ой ли, черти, куролесники.
Отешите череп батыря,
Что ль на чашу на сивушную."
Уж он пьет не пьет, курвяжится,
Оглянется да понюхает -
"А всего ты, сила русская,
На тыновье зародилася".

И еще один отрывок из повести "Евпатий Коловрат" рязанского писателя В.Д. Ряховского.

(Ученик читает отрывок).

9. Творческий конкурс: чтение стихотворений собственного сочинения о Евпатии Коловрате. (Примеры стихотворений учениц 6 класса).

    Евпатий Коловрат

    Враг напал на нашу землю
    И хотел ее пленить,
    Он веру христианскую
    Решил искоренить.
    Прознал про то вельможа -
    Евпатий Коловрат,
    И бил, и сек мечами
    Татарскую он рать.
    Коловрат - герой наш славный
    И врагов он не щадил.
    Восхищался его силой
    Даже грозный царь Батый.

    Евпатий Коловрат

    Защитник земли русской
    Евпатий Коловрат
    Побил врагов татарских
    Да у рязанских врат.
    Ему хвалу и славу
    Сегодня я пою,
    Сложил он буйну голову
    За родину свою.

    Евпатий Коловрат

    Евпатий Коловрат -
    Рязанский наш герой,
    Сражался он с Батыем,
    С татарскою ордой.
    Был сильный он и храбрый
    И не щадил врагов,
    И подвиг его помнят
    Во веки всех веков.

    Евпатий Коловрат

    Батый Рязань спалил, испепелил,
    Евпатий Коловрат лишь жив остался.
    Батыю он потерей не простил
    И с малым войском за татарами помчался.

10. Викторина.

(Соревнование по рядам, выбор лучшего отвечающего в каждом ряду, призы (открытки с видами современной Рязани, значки Скопина)).

  1. В каком году произошло событие, описанное в повести? (1237 год).
  2. Какого числа началась осада Рязани и какого город пал? (16 декабря - 21 декабря).
  3. Сколько лет исполняется с того дня в 2002 году? (765 лет).
  4. Назовите имя создателя повести. (Евстафий Корсунсков).
  5. Назовите имя великого князя Рязанского, стоявшего во главе города. (Юрий Ингваревич Рязанский).
  6. В какое княжество посылал он за помощью? (Во Владимирское, к Гергию Всеволодовичу Владимирскому).
  7. Почему Владимирский князь не помог ему?
  8. Сколько братьев было у Юрия Ингваревича Рязанского? Назовите их имена. (4 брата: Давыд Инг. Муромский, Глеб Инг. Коломенский, Олег Красный, Всеволод Пронский).
  9. Как звали сына рязанского князя? (Федор Юрьевич).
  10. Как он погиб? (Был убит, а тело его бросили на растерзание зверям и птицам).
  11. Как звали его жену? (Евпраксия).
  12. Как погибла жена Федора? (Бросилась вместе с сыном Иваном из превысокого терема).
  13. Сколько дней длилась осада Рязани? (5).
  14. Сколько человек было в дружине Евпатия Колдоврата? (1700 человек).
  15. Где он был во время разорения Рязани? (В Чернигове).
  16. Кого послал Батый сразиться с Евпатием Коловратом? (Шурича Хостоврула).
  17. Как автор называет Евпатия, подчеркивая его силу? (Исполин).
  18. Как погиб Евпатий? (Был забит из камнеметов).
  19. Вспомните похвалу Батыя Евпатию. ("Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего").
  20. Назовите не менее двух поэтов, писавших о Евпатии Коловрате.

Награждение победителей.

Оценки за работу на уроке.

11. Итоги.

Обобщая наблюдения, сделанные при разборе повести, зададим вопрос: "Какие чувства испытывает автор повести, рассказывая о нашествии Батыя на Рязань, родную землю?".

Важно, чтобы учащиеся не только назвали эти чувства (гнев на врагов, восхищение мужеством рязанцев, скорбь об их гибели), но и нашли средства их выражения:

  • это и прямо высказанное отношение ("царь Батый окаянный", "пошли поганые на город", "зловредный царь Батый", "безбожный царь"),
  • это и троекратно повторяющиеся описания "горестных картин" разрушения городов, гибели русских людей.

Автор говорит о том страдании, которое переживает герой, и мы понимаем, что те же чувства испытывает и сам автор, рассказывая о жестокости Батыевых полчищ.

В описании доблести и отваги Евпатия на поле боя мы ощущаем гордость и восхищение автора воинскими подвигами его соотечественников. Автор находит необыкновенно яркие определения для характеристики русских воинов ("удальцы и резвецы", "крылатые люди", "не боящиеся смерти"), и хотя он вкладывает эти похвалы в уста приближенных Батыя, мы воспринимаем их как выражение патриотических чувств человека, написавшего о героической борьбе и гибели Евпатия.

Таким образом, мы подводим детей к восприятию патриотического пафоса повести, т.е. ее идеи, и вместе с этим формируем первые представления об авторе произведения, об "авторском начале" как одном из определяющих признаков письменного художественного творчества.

12. Домашнее задание. Подготовиться к внеклассному чтению: прочитать "Повесть об Авдотье-рязаночке".