Литературная гостиная "Святые Пинежья"

Разделы: Литература


Цели мероприятия:

  • Углубить и расширить знания учащихся о святых Пинежья.
  • Развивать умения учащихся добывать информацию из источников, выступать с докладами по поставленной теме.
  • Воспитывать любовь к культуре родного края, малой родине и людям Пинежья.

Присутствующие на мероприятии:

    • Учащиеся 9 класса
    • Родители
    • Игумен Веркольского монастыря Иосиф (Волков)
    • Иеромонах Карпогорского подворья Артемий (Котов)
    • Монахиня Осия (Из с. Суры).

Подготовка к мероприятию.

      • Желательно, чтобы учащиеся класса заранее побывали на экскурсии в Веркольском монастыре.
      • За две недели до мероприятия учащие были поделены на группы по 5-6 человек. Каждой группе было дано задание найти материал по одному из святых Пинежья и подготовить доклад.

Ход мероприятия.

Слайды презентации № 1,2

Учитель:

Пинежье – край сказочный, былинный. Это один из родников, сохранивший во всей полноте культурные корни своих предков. Среди них были и новгородцы, которые пришли сюда ещё в 12 веке. Именно они, никогда не знавшие крепостничества, развили истинно русскую культуру. Наш край является поистине заповедным уголком Русского Севера, куда с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее истоки русской культуры наследие предков и ответить на вопросы: кто мы? откуда мы?

Пинежье по праву гордится своими праведниками и святыми. Об этом наш сегодняшний разговор.

Первым в сонме святых стоит имя Праведного Артемия Веркольского.

Праведный Артемий Веркольский

Слайды презентации № 3-7

Игумен Иосиф (Волков):

Праведный Артемий родился в 1532 году на Пинеге, в селе Верколе. Родители его, Косьма и Аполлинария, были простыми крестьянами и кормились земледелием. Оба они были благочестивы и добродетельны.

Таким же благочестивым и добродетельным был и их маленький сын Артемий. Он удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением, так что казался не по годам умным. Почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией. Отличался тихим нравом, и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде.

23 июня 1544 года, когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего тот от ужаса скончался. Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах. А самое главное — внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди — без покаяния. И как, по традиционным представлениям, умирают только грешники.Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.

Спустя 32 года праведный отрок Артемий, безвинно оклеветанный, даже лишенный христианского погребения своими односельчанами, стал почитаться ими же уже как святой. В 1577 г. дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, Агафоник с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Приблизившись, он увидел, что оно совершенно цело и невредимо. Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.

Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали выздоравливать больные. Первым чудом стало выздоровление сына местного крестьянина от лихорадки, косившей в это время окрестное население. После того, как в 1584 году после молитвенного обращения к праведному Артемию исцелился человек по имен Павел, жители Верколы перенесли мощи праведного Артемия в сделанный для этого при Никольской церкви особый придел, поместив их в новом гробу.

На досках старого гроба было написано несколько икон святого Артемия Веркольского. При этом один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление. Так постепенно имя праведного отрока Артемия Веркольского становилось известным и за пределами Пинежья.

В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия...

В XVII веке в Верколе в честь праведного Артемия был основан мужской монастырь. Причем к возникновению его оказался причастен воевода Афанасий Пашков.

У этого человека был единственный сын — Еремей, которого он беззаветно любил. В 1636 году, когда Афанасий Пашков прибыл на воеводство в Мезень и Кевролу, Еремей тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Обезумевший от горя отец счел болезнь сына наказанием за то, что будучи в Верколе, он не удосужился поклониться гробнице праведного Артемия и не отслужил перед нею молебен. После того, как Афанасий Пашков пообещал, что непременно совершит богомолье в Верколу, его сын выздоровел. Причем только-только встав на ноги, он стал спрашивать отца, как добраться до Верколы... Обрадованный отец, в благодарность за чудесное благодеяние, выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу святого великомученика Артемия на том самом месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и кельи для монашествующих. Так возник близ Веркольского прихода монастырь. Этот монастырь существует в Верколе и поныне. В нем в минувшие времена в каменном храме в честь святого Артемия Веркольского (храм этот был построен в 1793 г.) и находились мощи праведного Артемия, поклониться которым шли паломники со всех концов России.

В настоящее время мощи праведного Артемия Веркольского утрачены. По рассказам местных жителей, в двадцатые годы, когда монастырь был закрыт, иноки, желая спасти их от поругания, увезли мощи и скрыли в неизвестном ныне месте. Поэтому в нынешнем Веркольском монастыре (он был возвращен Церкви в 1991 г.) сохранилась только рака, где они находились. Кто знает, может быть, по милости Господней, когда-нибудь они будут найдены? И снова, как в далекие времена святой Руси, к мощам праведного Артемия Веркольского будут приходить люди в непостыдной надежде на его заступление и помощь.

Память праведного Артемия Веркольского празднуется 23 июня (по новому стилю — 6 июля) и 20 октября (2 ноября).

Праведная Параскева Пиринемская

Слайд презентации № 8

Одна из групп учащихся 9 класса:

Вместе с праведным Артемием Веркольским в сонме святых Архангельской земли издавна почиталась и его сестра — праведная Параскева Пиринемская, или Пириминская. Архимандрит Никодим пишет о ее почитании следующее: «Хотя ее имени нет ни в святцах, ни в иконописном подлиннике, тем не менее ее чествование — вполне законное явление».

К сожалению, о земной жизни праведной Параскевы практически ничего не известно. В «Архангельском Патерике» архимандрита Никодима о ней можно найти только краткое упоминание: «О праведной Параскеве и ее жизни, кроме древнего предания, говорящего, что она была родной сестрой праведного Артемия и скончалась отроковицею, ничего не известно». Вероятно, что, подобно своему брату, праведному Артемию, и она проводила время не в детских играх и шалостях, а в молитве, посещении храма. Помогала отцу и матери в их повседневных трудах и заботах. Духовную высоту этой юной уроженки Пинежья нам сейчас трудно даже представить. Недолгую, но богоугодную жизнь прожила праведная отроковица Параскева. Похоронена она была в селе Пиринемь, или Пиримень, в 90 верстах от Пинеги, в старинной часовне в честь великомученика Георгия Победоносца, построенной в том селе в незапамятные времена.

Обретение ее мощей произошло через много десятилетий после ее кончины, в 1610 году. О нем нам известно из старинного повествования. Вот как это произошло.

Несколько лет подряд жители Пиринеми, приходя помолиться в Георгиевскую часовню, замечали, что в зимнюю стужу, когда ее обветшалые стены и пол покрывались инеем, один угол постоянно оставался незамерзшим, а из-под половиц исходило тепло. 30 июня 1610 г., после утрени, прихожане Георгиевской часовни собрались, чтобы обсудить вопрос о ремонте ее прохудившейся крыши. Тогда-то они и надумали выяснить, что же скрывается под полом часовни. Они приподняли половицы и обнаружили гроб, покрытый камнем. Однако, когда пиринемцы решили разглядеть получше, кто лежит в найденном ими гробу, их любопытство было остановлено сверхъестественным образом. Свеча, с помощью которой они пытались рассмотреть содержимое гроба, сама собой погасла, как бы от ветра. Но как только свечу отнесли прочь, она снова ярко вспыхнула… Среди присутствовавших при обретении мощей праведной Параскевы оказался больной, страдавший неизлечимым для того времени недугом. Помолившись Господу и Его Пречистой Матери и с верою прикоснувшись к гробу, он выздоровел . Так узнали пиринемцы, что в найденном ими гробу лежат мощи неизвестного им святого. Однако кто этот неизвестный подвижник и как его зовут, Господь открыл им лишь позднее.

Около года спустя священнику из находившегося рядом с Пиринемью села Чаколы отцу Феофилакту в сонном видении было явлено, что обнаруженные в Георгиевской часовне мощи принадлежат «отроковице Парасковии, девическа лика, крестьянска рода». С тех пор она и стала именоваться, как праведная Параскева Пиринемская. А чудеса от ее гроба продолжали совершаться.

В 1611 г. праведная Параскева явилась во сне пинежскому крестьянину Евфимию Федорову, повелев ему, чтобы он собрал к ее гробу больных людей. Он готов был исполнить это. Однако его жена, не имевшая столь глубокой веры, принялась отговаривать его. Действительно, сперва односельчане Евфимия приняли его рассказ за выдумку. Однако после того, как внезапно ослепла жена Евфимия, насмешки над ним прекратились. И тогда он снова увидел во сне праведную Параскеву, которая повторила свое приказание, прибавив при этом, чтобы больные молились Богу, Пресвятой Богородице и новой чудотворице Параскеве. Вместе со священником Чакольского прихода отцом Феофилактом Евфимий, собрав больных, в числе которых была и его жена, отправился в Пиринемь. После того, как у гроба праведной Параскевы был отслужен молебен, все больные выздоровели. А было их 30 человек.

В 1612 г. игуменом пинежского Красногорского монастыря Макарием и священником из Чаколы Феофилактом было произведено освидетельствование мощей праведной Параскевы Пиринемской, они были положены в новую раку, которую поставили на паперти Георгиевской часовни. Причем даже во время сильных морозов гроб не покрывался инеем и от него исходило тепло. Продолжались исцеления больных.

Сергий Малопинежский

Вторая группа учащихся 9 класса:

Родился он в Суре в 1493 году в семье священника и назван был Симеоном. В возрасте 30 лет, как и его отец, тоже стал священником в двух храмах Преображенском и Георгиевском в городе Кевроле. Его священническое служение длилось 62 года. Перед смертью он принял схиму. Монашеское его имя было Сергий. После смерти Сергий был похоронен у Алтаря Преображенской церкви. Позднее от его гроба стали совершаться исцеления, и он стал почитаться как святой. В 1655 году он был включен в Православные Святцы по именем Сергия Малопинежского.

Преподобный Макарий Красногорский.

Слайды презентации № 9,10

Третья группа учащихся:

Об этом подвижнике Архангельской земли известно весьма немногое. Однако с его именем связана история основания Красногорского монастыря, который стоял на высокой горе, на правом берегу реки Пинеги в 16 верстах от уездного города того же имени и в 195 верстах от г. Архангельска. В монастыре этом хранились две известные по всей Архангельской губернии и за ее пределами святыни — чудотворные иконы Божией Матери «Владимирская» и «Грузинская».

Как сообщает о преподобном Макарий архимандрит Никодим в «Архангельском Патерике», он «до принятия монашества назывался Мироном и был священником Юрольского прихода Пинежского уезда». Приход этот находился на левом берегу реки Пинеги. В двух верстах от храма возвышалась гора, заросшая густыми вековыми лесами, пугающая своими непроходимыми дебрями. Поэтому называлась та гора — Черной.

По соседству с этой Черной горой и жил священник отец Мирон. Вероятно, он был еще не старым человеком (умер он в 1640 году, а датой основания им Красногорского монастыря является 1603 год). Однако уже успел познать немало горя и убедиться в призрачности земного счастья, потеряв жену. Судьбу его в одночасье изменило чудесное событие, о котором сейчас пойдет речь.

В пинежском селе Кевроле в тамошнем храме Воскресения Христова служил игумен Варлаам. В числе принадлежавших ему икон был чудотворный Владимирский образ Божией Матери. Когда Варлаам состарился, то, предчувствуя скорую кончину, решил передать икону в надежные руки. Он уже нашел благочестивого человека, которому собирался доверить святыню. Однако произошло иначе. Во сне Варлааму явилась некая световидная Жена и повелела отдать эту икону «вдовому иерею Мирону» с тем, чтобы она была отнесена на Черную гору и там был основан монастырь. Варлаам понял, что Женой этой была Сама Матерь Божия. Он поспешил передать икону священнику Мирону, рассказав ему о своем удивительном сне.

Тот понял, что должен исполнить волю Пречистой Девы. Он перенес Владимирскую икону на Черную гору, поставив там крест. Было это в 1604 году. Вслед за тем Мирон принял монашество с именем Макария. В 1612 году ему довелось освидетельствовать мощи праведной Параскевы Пиринемской. Из того, что это ответственное поручение было возложено на преподобного Макария, можно заключить, что он за свою подвижническую жизнь пользовался уважением у церковных властей, которые доверили ему столь важное дело. В 1640 году преподобный Макарий скончался в Красногорском монастыре. Место погребения его впоследствии было утрачено. «В самом Красногорском монастыре память о преподобном Макарий совершенно забылась и место погребения его неизвестно», ─ констатировал в 1901 г. архимандрит Никодим.

Трифон Вятский

Родители:

Только своим рождением связан с Пинежьем Преподобный Трифон Вятский (Трофим Подвизаев). Он родился около 1546 года в селе Малонемнюжском (Воскресенском) Пинежского уезда Архангельской губернии. На реке Немнюге в семье крестьян Дмитрия и Пелагеи Подвизаевых. После Принятия монашества 22 года он вел иноческую жизнь в Сибири, затем направился в Вятку и там в основанном и построенном им монастыре умер в 1612 году.

Иоанн Кронштадтский

Слайды презентации № 11-19

Монахиня Осия:

Иоанн Кронштадтский, праведник Русской православной церкви, родился в селе Сура Пинежского уезда, Архангельской губернии 31 октября 1829 года в семье причетника местной церкви Илии Михайловича Сергиева и крестьянки Феодоры Власьевны. Родился- он очень хилым и слабым ребёнком. Родители боялись, что даже до утра не доживет, и отец сбегал за священником, чтобы окрестить новорожденного мальчика, даже если и умрет, то крещённым. Дитя окрестили и нарекли Иоанном. И словно этот обряд вдохнул в ребёнка силы и он стал энергичнее дёргать ножками, и вдруг прорезался голос. «Будет жить», - радостно успокоил священник родителей.

Почти все предки отца Иоанна служили в сельских церквях, и поэтому судьба мальчика была определена с рождения. С первых лет жизни ребёнка приучали к молитве, и правила богослужения он узнал раньше, чем научился читать. А вот грамота не давалась маленькому Иоанну долго, ему было совестно, что он такой непонятливый и он страстно просил у бога дать ему разумение, его желание было настолько сильным, что однажды словно пелена упала у него с глаз, он взял книгу и стал читать, слово за словом, строка за строкой.

Когда Иоанну пошёл десятый год, отец, скопив скудные свои деньги, отправил сына в Архангельск в приходское училище. А после окончания его, как лучший ученик, он был переведён в Духовную семинарию, которую Иоанн закончил в 1851 году тоже лучшим учеником. И, как лучшего ученика, его направили учиться в Духовную Академию в Санкт-Петербург за казенный счёт. Исполнилось ему тогда 22 года. В это время у него умер отец, матери и сестрам теперь не на что было жить. Он в семье стал единственным кормильцем. По вечерам, после учёбы, Иоанн работал в канцелярии писарем, т. к. обладал каллиграфическим почерком, а жалование своё каждый месяц отсылал домой.

Духовную Академию он закончил со степенью кандидата богословия.

А 12 декабря 1855 года Иоанн Ильич Сергиев был рукоположен в священники и стал отцом Иоанном, местом службы ему был предложен Андреевский собор в г. Кронштадт.

"С первых же дней своего высокого служения церкви - написал позднее отец Иоанн, - я ставил себе за правило: сколько возможно искреннее относиться к своему делу, к пасторству и священнослужению, строго следить за собой, за своей внутренней жизнью. Я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями". Позднее эти дневники отца Иоанна были опубликованы, книга получила название "Моя жизнь во Христе".

Кроме проповедничества отец Иоанн поставил перед собой задачу попечения о бедных т. к. сам бывший бедняк.

Кронштадт в то время был городом особым - с одной стороны - могучая военно-морская крепость. С другой - туда высылали из Петербурга пьяниц, бездельников, нищих, бродяг. Все они жили на окраине города, строили себе хижины из полусгнивших брёвен и досок, рыли землянки, женились, обзаводились детьми. Во время богослужения они окружали Андреевский собор в надежде на подаяние. Иногда к собору подходил городовой, гнал их прочь. Молодой священник запретил городовому это делать. "Нужно любить всякого человека: и в грехе его и в позоре его", - считал отец Иоанн. Молодой священник обходил лачуги, землянки, покупал больным лекарство, отдавал свою одежду и обувь, приносил продукты. Позднее, видя сколько в Кронштадте безработных, отец Иоанн построил Дом трудолюбия с церковью, народной школой, приютом для стариков и беспризорных детей, с мастерскими. Любой, кто не имел работы, мог прийти в мастерскую и заработать себе деньги на жизнь, даже не имея особой специальности. Дети и подростки могли записаться в бесплатную школу, в мастерскую, где обучали разным ремёслам, в рисовальный класс, в детскую библиотеку, в кружок военной гимнастики, в зоологический кружок. Тут же работала бесплатная поликлиника и народная столовая, которая ежедневно выдавала около 800 бесплатных обедов. Всё это было открыто за счёт попечительского общества, которое было создано по инициативе отца Иоанна в г. Кронштадт.

Об отце Иоанне писали все газеты России, каждый день из разных мест приезжали паломники, чтобы только взглянуть на него.

Настолько велико было у отца Иоанна желание помочь людям, больным, страждущим, настолько великой и искренней была у него вера в бога, что порою молитва его излечивала самых безнадежных больных. Молва о том, что по молитве отца Иоанна совершаются такие чудеса быстро разлетелась по всей России, и паломников становилось всё больше с каждым днём.

Жизнь о. Иоанна была очень напряженной. Ежедневно он вставал в три часа ночи, около четырёх часов он выходил из дома, чтобы идти в Андреевский собор к утрене.

Здесь его всегда ожидали толпы нищих, которым он раздавал милостыню.

После всех ежедневных церковных служб, на которые собирались тысячи верующих, после исповеди и причащения, после прочтения пачек писем и телеграмм, которые ежедневно приходили к о. Иоанну со всей России с просьбой помолиться за них, и о. Иоанн тут же читал их и молился за каждого. После всех этих дел о. Иоанн отправлялся на пароход, чтобы плыть в Петербург, где он навещал многочисленных больных, ходатайствовал за обиженных и возвращался домой поздно ночью, чтобы в три часа уже начать новый день.

Кроме этого в течение 25 лет о. Иоанн вел уроки закона Божия в городском училище и кронштадской классической гимназии.

Когда слава об о. Иоанне распространилась по России, его стали умолять жители различных городов посетить их, и Иоанн Кронштадтский совершал путешествия по городам России. Толпы людей при этом повсюду встречали о. Иоанна. .

Не забывал Иоанн Кронштадтский и своей родины - Пинежья, родного села Сура. Каждый год в конце мая или в начале июня он посещал Суру. Здесь он основал женский монастырь, на его средства был построен каменный храм, каменное здание для местной школы, потребительская лавка, механический завод и мельница. Щедрой рукой Иоанн Кронштадтский раздавал денежные пособия крестьянам на засевание полей, на постройку домов после пожара. В "Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии", изданном в 1895 году, отдельной строкой упоминаются пожертвования о. Иоанна родным местам: Покшеньга - 3000 рублей на устройство храма; Карпогоры - средства на обшивку и покраску храма; Кеврола - 1300 рублей на нужды храма; Свято-Троицкий храм в Пинеге - 2000 рублей на украшение храма и т.д. И это только до 1895 года. А сколько пожертвовал пастырь после этой даты, во время самой активной благотворительной деятельности.

В Архангельске на средства Иоанна Кронштадтского было построено подворье Сурского монастыря - одно из лучших зданий дореволюционного Архангельска. На первом этаже размещались гостиница и лавки - на втором и третьем - церковь. Здание это расположено на площади Профсоюзов, где начинается Троицкий проспект, оно и сегодня смотрится довольно эффектно.

Иоанн Кронштадтский не только пользовался любовью и уважением простого народа. Почитали его и в царской семье. В октябре 1894 года о. Иоанн прибыл в Ливадию, где умирал государь Александр III. «Я не смел пригласить Вас сам, благодарю, что Вы прибыли" - такими словами встретил его умирающий, от которого пастырь не отходил пять дней. В последние часы жизни государь говорил о. Иоанну: "Вы - святой человек. Вы -праведник. Вот почему Вас любит русский народ». Умирая Александр III, просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря: "Когда Вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимите, очень страдаю - не отнимайте их". О. Иоанн исполнил волю царя.

Отец Иоанн Кронштадтский прожил 79 лет. И каждый год его служения был подвигом христианской жизни. 20 декабря 1908 года сердце великого праведника остановилось. Похоронить его было решено в Иоанновском монастыре на реке Карповка в Санкт-Петербурге. Во время похорон толпы рыдающих людей стояли на всем пути до Петербурга. Говорили, что так на Руси ещё никого никогда не провожали. Усыпальницу о. Иоанна можно навестить и сегодня.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который проходил 7-8 июня 1990 года Иоанн Кронштадтский был канонизирован и причислен к лику святых.

Домашнее задание

По выбору учащихся:

  • Первый уровень. Провести собственную исследовательскую работу по теме «Святые Севера».
  • Второй уровень. Написать отзыв на мероприятие.

Литература:

  1. Олег Ларин/ В ритме Пинеги / Москва/ «Мысль» 1975.
  2. Т.И. Орнатская/ Кронштадтский пастырь ред. «Отчий дом»/ Москва 2002
  3. Сказания о святых подвижниках Архангельской земли/ Архангельск/ Правда Севера/ 2002.
  4. . Святильник Веры и благочестия/ Санкт-Петербург/ СПб КФ ВСЕГЕИ/200
  5. «Женская Сурская обитель»/ Отец Иоанн Кронштадтский / Правда Севера 2004

Презентация.