Притчи царя Соломона

Разделы: Литература


Цель: научить объяснять смысл и происхождение крылатых выражений "Соломоново решение", "Суд Соломона".

Задачи:

  • познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами
  • научить видеть поучительный смысл притчей
  • уметь объяснять смысл отдельных притчей
  • познакомить с отрывком из рассказа А.И. Куприна "Суламифь"
  • отработать навыки работы с текстом: выбирать главное, выразительное чтение,
  • отвечать на вопросы
  • воспитывать интерес к слову

Оборудование:

  • Репродукции картин (Н.Пуссен "Суд Соломона, Н.Н.Ге "Суд царя Соломона")
  • Библия "Книга притчей Соломона"
  • А.И.Куприн "Суламифь"
  • Литературоведческий словарь
  • Толковый словарь И.С.Ожегова

Приветственное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

Учащиеся заранее разделены на 3 группы.

На доске записан эпиграф к уроку.

:Судьбы любимец,
Ты, гордый баловень веков,
Царь Соломон, Иерусалимец,
Давидов сын, певца псалмов.
В.Я.Брюсов.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?

Ученик: О царе Соломоне.

Учитель: Опираясь на эпиграф, давайте охарактеризуем царя Соломона.

Примерные ответы детей

  • жил в Иерусалиме
  • сын Давида
  • богатый, потому что царь
  • судьбы любимец, баловень веков и др.

Учитель: Что обозначает слово псалмы?

Ученик: Псалмы - песнь религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри (работа с толковым словарем)

Учитель: Итак, речь пойдёт сегодня о царе Соломоне. Мы узнаем о его справедливости, о его умение принимать мудрые решения.

Учитель: После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон - величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились и простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до Иордан. Господь возлюбил Соломона и дал ему ":сердце разумное, чтобы судить народ". За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой. Многие писатели, художники, поэты обращались к библейским сюжетам. Вот и А.И.Куприн в своём произведении "Суламифь" рассказывает о временах царствования царя Соломона.

Работа с текстом (Приложение 1)

Ученик: выразительно читает отрывок.

Учитель: Что нового вы узнали о царе Соломоне?

Подтверждает ли текст эпиграф к нашему уроку?

Ответы учеников.

Учитель: Соломон унаследовал поэтический дар от отца. Он сочинял песни, гимны, покаянные и хвалебные псалмы. Соломон написал знаменитую, прошедшую через века "Песнь Песней".

Давайте ещё раз обратимся к тексту А.И.Курина "Суламифь" (Приложение 2)

Ученик: выразительно читает отрывок.

Учитель: Но царь Соломон был ещё и великий философ, суть учения которого заключалось в притчах. Сегодня мы познакомимся с некоторыми притчами царя Соломона. Но прежде определил, что же называется притчей.

Работа с толковым словарем И.С.Ожегова

- определим понятие притчи

Ученик: Притча - иносказательный рассказ с нравоучением.

Групповая работа (учитель раздаёт каждой группе по 1 притче)

Задание:

1) Внимательно прочтите.

2) Определите смысловое звучание.

3) Чему учит эта притча?

I группа:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

II группа:

Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.

III группа:

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Учитель: Хорошо, все потрудились на славу, а теперь задание поинтересней.

Каждой группе самостоятельно нужно составить притчу.

Творческая работа (по составлению притч)

Каждая группа представляет составленную притчу.

Учитель: А теперь вам предстоит самим принимать решение. (Учитель зачитывает притчу царя Соломона не до конца, а ученикам необходимо завершить притчу, то есть придумать разрешение той ситуации, проблемы).

"Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: "Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее - для старшего, среднее - для среднего, нижнее - для меньшего из братьев". И когда после его смерти они пошли и сделали, как он завещал, то нашли, что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему, вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид:"

Учитель прерывает чтение и предлагает детям самим придумать разрешение этой ситуации.

Выслушав ответы, предлагает дослушать конец притчи.

Учитель: А сейчас вы услышите, какое же решение примет Соломон

": Царь покачал головой, выслушал их и сказал:

- Оставьте ссоры; тяжёл камень, весок и песок, но гнев глупца тяжелее их обоих. Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы совершилось при сотне свидетелей. Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему - весь скот и всех рабов, а младшему - дом и пашню. Идите же с миром и не враждуйте больше".

Учитель: Существуют выражения "Соломоново решение", "Суд Соломона".

Как вы думаете, что они означают?

Ответы учеников: "Соломоново решение" - это когда удается найти разумный выход из сложной ситуации. Разумный выход из запутанной, спорной ситуации.

Учитель: А теперь составьте синквейн, тема которого " Соломон".

(можно напомнить план синквейна)

  • 1 строчка - существительное
  • 2.строчка - 2 прилагательных
  • 3 строчка - 3 глагола
  • 4 строчка - фраза, выражающая отношение к предмету
  • 5 строчка - синоним к первому существительному

Каждая группа зачитывает свой вариант синквейна

  • Соломон
  • мудрый, справедливый
  • слушал, говорил, творил
  • ":слава о его мудрости и красоте распространилась далеко за пределам Палестины"
  • мудрец

Рефлексия

  • Было ли вам интересно на занятии?
  • Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
  • Трудно ли вам было принимать решения?

Учитель: И помните, ребята, что "доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота".

Спасибо за занятие