Цель: научить объяснять смысл и происхождение крылатых выражений "Соломоново решение", "Суд Соломона".
Задачи:
- познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами
- научить видеть поучительный смысл притчей
- уметь объяснять смысл отдельных притчей
- познакомить с отрывком из рассказа А.И. Куприна "Суламифь"
- отработать навыки работы с текстом: выбирать главное, выразительное чтение,
- отвечать на вопросы
- воспитывать интерес к слову
Оборудование:
- Репродукции картин (Н.Пуссен "Суд Соломона, Н.Н.Ге "Суд царя Соломона")
- Библия "Книга притчей Соломона"
- А.И.Куприн "Суламифь"
- Литературоведческий словарь
- Толковый словарь И.С.Ожегова
Приветственное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
Учащиеся заранее разделены на 3 группы.
На доске записан эпиграф к уроку.
:Судьбы любимец,
Ты, гордый баловень веков,
Царь Соломон, Иерусалимец,
Давидов сын, певца псалмов.
В.Я.Брюсов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?
Ученик: О царе Соломоне.
Учитель: Опираясь на эпиграф, давайте охарактеризуем царя Соломона.
Примерные ответы детей
- жил в Иерусалиме
- сын Давида
- богатый, потому что царь
- судьбы любимец, баловень веков и др.
Учитель: Что обозначает слово псалмы?
Ученик: Псалмы - песнь религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри (работа с толковым словарем)
Учитель: Итак, речь пойдёт сегодня о царе Соломоне. Мы узнаем о его справедливости, о его умение принимать мудрые решения.
Учитель: После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон - величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились и простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до Иордан. Господь возлюбил Соломона и дал ему ":сердце разумное, чтобы судить народ". За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой. Многие писатели, художники, поэты обращались к библейским сюжетам. Вот и А.И.Куприн в своём произведении "Суламифь" рассказывает о временах царствования царя Соломона.
Работа с текстом (Приложение 1)
Ученик: выразительно читает отрывок.
Учитель: Что нового вы узнали о царе Соломоне?
Подтверждает ли текст эпиграф к нашему уроку?
Ответы учеников.
Учитель: Соломон унаследовал поэтический дар от отца. Он сочинял песни, гимны, покаянные и хвалебные псалмы. Соломон написал знаменитую, прошедшую через века "Песнь Песней".
Давайте ещё раз обратимся к тексту А.И.Курина "Суламифь" (Приложение 2)
Ученик: выразительно читает отрывок.
Учитель: Но царь Соломон был ещё и великий философ, суть учения которого заключалось в притчах. Сегодня мы познакомимся с некоторыми притчами царя Соломона. Но прежде определил, что же называется притчей.
Работа с толковым словарем И.С.Ожегова
- определим понятие притчи
Ученик: Притча - иносказательный рассказ с нравоучением.
Групповая работа (учитель раздаёт каждой группе по 1 притче)
Задание:
1) Внимательно прочтите.
2) Определите смысловое звучание.
3) Чему учит эта притча?
I группа:
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
II группа:
Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.
III группа:
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
Учитель: Хорошо, все потрудились на славу, а теперь задание поинтересней.
Каждой группе самостоятельно нужно составить притчу.
Творческая работа (по составлению притч)
Каждая группа представляет составленную притчу.
Учитель: А теперь вам предстоит самим принимать решение. (Учитель зачитывает притчу царя Соломона не до конца, а ученикам необходимо завершить притчу, то есть придумать разрешение той ситуации, проблемы).
"Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: "Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее - для старшего, среднее - для среднего, нижнее - для меньшего из братьев". И когда после его смерти они пошли и сделали, как он завещал, то нашли, что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему, вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид:"
Учитель прерывает чтение и предлагает детям самим придумать разрешение этой ситуации.
Выслушав ответы, предлагает дослушать конец притчи.
Учитель: А сейчас вы услышите, какое же решение примет Соломон
": Царь покачал головой, выслушал их и сказал:
- Оставьте ссоры; тяжёл камень, весок и песок, но гнев глупца тяжелее их обоих. Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы совершилось при сотне свидетелей. Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему - весь скот и всех рабов, а младшему - дом и пашню. Идите же с миром и не враждуйте больше".
Учитель: Существуют выражения "Соломоново решение", "Суд Соломона".
Как вы думаете, что они означают?
Ответы учеников: "Соломоново решение" - это когда удается найти разумный выход из сложной ситуации. Разумный выход из запутанной, спорной ситуации.
Учитель: А теперь составьте синквейн, тема которого " Соломон".
(можно напомнить план синквейна)
- 1 строчка - существительное
- 2.строчка - 2 прилагательных
- 3 строчка - 3 глагола
- 4 строчка - фраза, выражающая отношение к предмету
- 5 строчка - синоним к первому существительному
Каждая группа зачитывает свой вариант синквейна
- Соломон
- мудрый, справедливый
- слушал, говорил, творил
- ":слава о его мудрости и красоте распространилась далеко за пределам Палестины"
- мудрец
Рефлексия
- Было ли вам интересно на занятии?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
- Трудно ли вам было принимать решения?
Учитель: И помните, ребята, что "доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота".
Спасибо за занятие