Посвящается памяти В.Высоцкого (11-й класс)
Цель: в рамках темы “Авторская песня” ознакомить учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовать их творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся.
Оформление: портрет В.Высоцкого, выставка книг с поэзией и прозой поэта, запись песен, слайды.
Учитель. Мы продолжаем разговор об “авторской песне”, представителем которой является В.Высоцкий. Сегодня не найти человека, который не знал бы этого имени.
Ученик представляет слайды, связанные с биографией В.Высоцкого.
“Гитара у В.Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом услышал пение Б.Окуджавы, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Так Высоцкий стал писать песни в этом стиле”.
(Отрывок из песни “У меня гитара есть”.)
Ученик (из интервью В.Высоцкого):
“Первые мои песни – дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называют блатными. В каждой из песен была одна, но пламенная страсть: в них – извечное стремление человека к свободе, любви, моей женщине, друзьям, близким людям.
За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги.
Это – о друзьях, это мне очень близко: я и сам в то время точно так же к дружбе относился, да и сейчас стараюсь. Я жил и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них...”
(Группа учеников исполняет под гитару песню “Если друг оказался вдруг...”.)
Учитель. Как пишутся стихи? Бывает так: иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть. А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой мир – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. В.Высоцкий называл их “снами наяву”. Так были написаны “Кони привередливые”, “Купола”, “Как по Волге-матушке”. Иногда под сильным впечатлением от увиденного. Например, увидев документальный фильм об охоте на волков с самолета, Владимиру долго мерещились обезумевшие животные, которые стараются зарыться в снег, поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть. Так пишется песня “Охота на волков”, из-за которой был запрещен спектакль на Таганке “Берегите ваши лица”.
Ученик читает стихотворение “Охота на волков”:
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня опять, как вчера:
Обложили меня, обложили,
Гонят весело в номера!..
Учитель. Много песен В.Высоцкий посвятил теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о войне, о тех, кому плохо. Из воспоминаний Марины Влади:
“В 1973 мы едем в Западный Берлин. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств – одежды, обуви, машин, пластинок – и шепчешь:
– И все можно купить, стоит лишь войти в магазин.
В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам. Когда мы возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:
– Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего!
Эта первая, такая долгожданная встреча с западом вызывает непредвиденную реакцию. Это не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в твоей стране, чем в Европе”.
В ту ночь Владимир не сомкнул глаз. Потом, как в бреду, произносит долгий монолог: “Война: потерявшиеся дети, сироты, женщины, на которых легла вся тяжесть мужской работы. Долгие месяцы ужаса и отчаянного мужества. Несколько миллионов калек с изувеченными телами и душами. Мужчина тридцати пяти лет потерял обе руки и обе ноги. Таких называют “самовар”. Его поднимают, переодевают, моют, кормят. Его укладывают в кровать, похожую на коробку, а он не спит. Его жена, которой принесли с войны этот мешок страданий, выходила его. Ей сообщили, что ее беспомощный муж проживет еще сто лет. Он здоров, сердце, освобожденное от обязанности подводить кровь к рукам и ногам, будет биться еще очень долго. Она любит его, хочет, чтобы он жил, даже такой ценой. Поначалу он отказывается говорить. Но вдруг однажды вечером он начинает задавать вопросы о доме, о жизни в квартале. Женщина счастлива, она взахлеб рассказывает о наполовину придуманных событиях. Жизнь продолжается. Мужчина говорит, что хочет посмотреть, как люди живут, только из своей коробки ничего не видно. Женщина подтаскивает его к окну. Так он может смотреть на солнце, цветущие деревья. Это весна. Соседи привыкают видеть за окном лицо мужчины. Становится теплее, можно открывать окна. Сильная женщина заботливо усаживает беспомощного мужчину у окна, а сама уходит на работу. Мужчина наклоняется, цепляется зубами за занавеску в цветочек, нечеловеческим усилием вынимает себя из стула, раскачивается, переваливается через подоконник и, разжав зубы, навсегда освобождается от обязанности жить...”
(Звучит песня “Кто сказал: “Все сгорело дотла”?”.)
Учитель. 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в “Вечерке” отметили уход...
И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг, хоть и молчащий. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день, оберегая от палящего солнца цветы.
Жарким июлем его хоронила вся Москва, из распахнутых окон на всю катушку гремели его песни. Эти строчки каждый знал наизусть. И ни одна из них не была напечатана. Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В.Высоцкого. Он тут же был уволен.
Марина Влади, войдя в кабинет Высоцкого, ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Сотни листочков она уложила в чемодан и спрятала у друзей. В 1981 году с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов В.Высоцкого под названием “Нерв”. Составителем был Роберт Рождественский.
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился. (Булат Окуджава)
Учитель. Спасибо за урок.