Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

  • помочь учащимся выяснить, благодаря каким языковым средствам выразительности Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий;
  • развивать в учащихся умение видеть лексическую наполненность слов, чувствовать слово;
  • воспитывать читательскую культуру учащихся.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина кисти П. П. Соколова,
  • эпиграфы к уроку,
  • текст "Капитанской дочки",
  • отрывок из очерка С.Т. Аксакова "Буран",
  • толковые словари,
  • раздаточный материал.

Эпиграфы к уроку:

  • "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат". (А.С. Пушкин. О прозе.)
  • "Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт". (Н.В. Гоголь о прозе А.С. Пушкина).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о теме и задачах урока.

Работая над идейным содержанием повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", мы с вами, ребята, наблюдали за художественными особенностями произведения, отмечали простоту и ясность изложения, лаконизм пушкинского слова. Сегодняшний урок будет полностью посвящён художественному мастерству А.С. Пушкина. (Учитель объявляет тему урока).

Наша задача - выяснить, благодаря каким языковым средствам выразительности Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий. Для решения этой задачи вы будете пользоваться знаниями, полученными вами как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Ориентиром в нашем разговоре о языке художественного произведения станет высказывание А.С. Пушкина из статьи "О прозе". (Учитель читает 1-ый эпиграф).

2. Сравнительный анализ описания бурана в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина и в очерке "Буран" С.Т. Аксакова.

Начнём работу с анализа одного из самых ярких описаний в "Капитанской дочке" - картины снежного бурана в главе "Вожатый". Давно и прочно установлено, что в описании степного бурана А.С. Пушкин опирался на очерк известного русского писателя XIX века С. Т. Аксакова "Буран", напечатанный в "Деннице" (1834 г.).

- Прочитайте выразительно отрывки из произведений А.С. Пушкина и С.Т. Аксакова и сравните их. Какое из описаний произвело на вас большее впечатление и почему?

": Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах: уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка: Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густой пеленою. Вдруг настала ночь: наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес: Все одолел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось". ( Из очерка С.Т. Аксакова "Буран").

"Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгнгвение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. "Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!":

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали". ( Из повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).

(Учащиеся делают вывод: описание бурана у Аксакова более развернутое, у Пушкина - более сжатое).

- Как Пушкин переработал аксаковский текст? Для этого найдите ключевые слова в том и другом описании.

(Ветер, туча, снег, мрак)

- Как описывается шум ветра в текстах Аксакова и Пушкина? Сравните описания.

У Аксакова: ":уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось".

У Пушкина: "Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным".

- Насколько оправдан лаконизм пушкинских строк? Подберите синонимы к словам "выл" (шумел, дул, стонал), "свирепый" (лютый, злобный, хищный, суровый). Можно ли ими заменить пушкинские слова?

Выясним лексическое значение слов "вой" и "свирепый".

Обращаемся к толковому словарю. (Вой - 1.Продолжительный протяжный стон, издаваемый собакой, волком и некоторым другими животными. 2. Разг. Громкий, протяжный плач.). (Свирепый - 1. Кровожадный, хищный, лютый (о животном). 2. Жесткий, безжалостный, злобный, суровый (о человеке)).

(А.С. Пушкин не поясняет слова "выл", "свирепый", потому что в них наиболее полно и точно передан шум ветра.)

- Как описывается "мрак" в отрывках? У Аксакова: "Все одолел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!"

У Пушкина: ":все было мрак и вихорь".

- Почему Пушкин отказался от эпитетов, дополняющих характеристику слова "мрак"? Обращаемся к толковому словарю: "Мрак - полное отсутствие освещения, света; тьма, темнота".

Вывод: точность и краткость пушкинских описаний достигается верным подбором лексических единиц, не требующих пояснений. Вот почему, говоря о прозе А.С. Пушкина, Н.В. Гоголь замечал: "Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт". Почувствовать "бездну пространства пушкинского слова дается далеко не каждому, а лишь вдумчивому читателю.

- Вернемся к текстам Аксакова и Пушкина. Сравните отрывки на синтаксическом уровне. Какие синтаксические конструкции преобладают в том и другом текстах? Какие виды сказуемых присутствуют?

(В тексте Аксакова - обилие сложных предложений, сравнительных оборотов, однородных членов предложения; у Пушкина - в основном простые предложения с минимальным количеством второстепенных членов, есть бессоюзные сложные предложения. Простые глагольные сказуемые в форме прошедшего времени совершенного вида рисуют смену состояний природы, придают описанию динамичность и напряженность).

- Большую роль в тексте Пушкина играют знаки препинания. Найдите в описании бурана предложения, в которых есть тире ("Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями.", "Лошади шли шагом - и скоро стали.").

- Запишите сначала эти предложения с тире, а потом - без тире. Что изменилось? (Без тире предложения теряют внутреннюю динамику. Тире указывает на вывод, конечный результат).

Итак, сравнив два описания бурана, мы увидели, как мастерски и умело обращается Пушкин с русским языком, как точно выбирает единственно нужное слово, самую верную синтаксическую конструкцию и даже необходимые знаки препинания.

3. Мастерство А.С. Пушкина в умении лаконично передать оттенки в душевном состоянии героев. Выступление учащегося с результатами микроисследования на тему: "Психологический поединок Гринева и Пугачева" (анализ диалога героев в 12 главе, в эпизоде обнаружения Швабриным гриневского обмана).

Это один из драматических моментов повести, в котором в очередной раз проверяются на прочность "странные приятельские отношения" Гринева и Пугачева. В центре психологического исследования - фигура Пугачева. Пушкин емкими, лаконичными словами передает душевное состояние героя: "устремил на меня: огненные свои глаза", "лицо коего омрачилось". За этими фразами скрывается целая гамма чувств Пугачева: негодование, сожаление, оскорбленное чувство друга, обида, недоумение. (Учащийся делает вывод о роли жестов, мимики, интонации в раскрытии психологического состояния героя, о лаконизме средств).

4. Лингвистический эксперимент.

- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову А.С. Пушкина. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому. (Учащимся предлагается деформированный текст с пропуском глаголов).

Я (бросился) вон из комнаты, мигом (очутился) на улице и опрометью (побежал)в дом священника, ничего не видя и не чувствуя. Там (раздавались) крики, хохот и песни. Пугачев (пировал) со своими товарищами. Палаша (прибежала) туда же за мною. Я (подослал) ее вызвать тихонько Акулину Памфиловну. Через минуту попадья (вышла) ко мне в сени с пустым штофом в руках. (Глава "Незваный гость", 9 глава).

Вывод учащихся о роли глаголов в тексте: глаголы передают чувства героя, а также последовательность действий, рассказывают о развитии событий, описывают действия, характеризующие поведение героев.

5. В творческой лаборатории писателя. Работа в группах.

- Говоря словами известного литературоведа Г.А. Гуковского, "пушкинская проза прежде всего точна, ясна, логична:". А легко ли было Пушкину выдержать этот стиль: писать точно, ясно, лаконично? Скорее всего, нет. Вспомните, когда Пушкин начал работу над "Капитанской дочкой" и когда завершил это произведение (1833 - 1836). Три года кропотливой работы над художественным произведением, над каждым словом. Не сразу читатели познакомились с окончательным текстом. Сохранилось несколько вариантов рукописи "Капитанской дочки".

Вам сейчас предстоит небольшая исследовательская работа: сравнить первоначальный и окончательный варианты фрагментов из повести "Капитанская дочка". При выполнении задания помните о главных достоинствах пушкинской прозы.

Задание: сравните варианты текста. Чем объясняется разница в первоначальном и окончательном вариантах? Отвечая на вопрос, обратитесь к соответствующему фрагменту в повести "Капитанская дочка".

Примеры заданий.

Сравните варианты
№ п/п Первоначальный Окончательный
1 группа "Лошади тронулись:" (XI гл.) "Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела". (XI гл.)
2 группа "Сердце мое изнемогало. Я думал также и о страшном избавителе:" (XI гл.) "Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба". (XI гл.)
3 группа "Пугачев сидел под образами:"

(XI гл.)

"Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась:" (XI гл.)
4 группа "Я схватил её (записку) с сердечным трепетом и стал читать, не трогаясь с места". (X гл.) "Я развернул её и с трепетом прочёл следующие строки:" (X гл.)

Выступления участников групп по результатам работы.

6. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

Погрузившись в язык А.С. Пушкина, мы наблюдали, как "работают" слово, простое предложение с глагольными сказуемыми, знаки препинания, помогая писателю добиться точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевных переживаний героев, в передаче стремительности развития событий.

"Капитанская дочка" - общепризнанный образец классической прозы. Замечательный русский поэт XX века А.Т. Твардовский, когда встречал плохого писателя или невежественного читателя, всегда с усмешкой говорил: "Да он "Капитанскую дочку" не читал!". Вы прочитали "Капитанскую дочку", погрузились в художественный мир этого произведения, и я надеюсь, что ваш читательский опыт обогатился.

7. Домашнее задание.

  • Написать развернутый ответ на вопрос (по выбору):
  • Что нового я открыл(а) в себе как читатель, наблюдая за художественным языком повести "Капитанская дочка"?
  • Почему я рекомендовал(а) бы своим сверстникам прочитать повесть "Капитанская дочка" А.С. Пушкина?