Литература
-
Образ дома в поэзии Серебряного века 2010
Основная цель урока – актуализировать для учащихся значимость нравственных категорий человеческой жизни (дом, любовь к родине, почитание, уважение) на материале русской поэзии Серебряного века. В рамках учебного занятия обучающиеся познакомятся с понятиями «дисгармония», «эсхатология», «самостоянье», рассмотрят образ Дома, его составляющие в поэзии Серебряного века, сделают попытку проанализировать значимость категории Дома для поэтов XX века.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Е.Гришковца "Дарвин" в 9–11-х классах "Образование, которое получил, и другого у меня нет…" 2010
Урок внеклассного чтения знакомит старшеклассников с одним из самых ярких представителей современной литературы Евгением Гришковцом. Основной путь изучения – активная работа с текстом художественного произведения и материалами прессы. Урок может быть проведён как в 9-х так и в 10–11-х классах, поскольку в анализируемом рассказе «Дарвин» речь идёт о выборе будущей профессии.
-
Разработка урока. "А.П. Чехов. Рассказ "Ионыч" 2010
Разработка урока литературы для 10-го класса, предполагающая побудить учащихся выявить позиции героев произведения, обучение умению высказывать собственное мнение, содействовать формированию работы с текстом.
-
Фразеологизмы 2010
Урок помогает узнать о фразеологизмах, особенностях определения их лексического значения, научиться употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
-
Литературная композиция "Мой друг! Весь день я с ними" 2010
Чтение книг – самая больная тема для учителей филологов. В наши дни очень мало детей увлекаются чтением художественных произведений. Хотя, зачем читать полностью произведения, когда есть возможность познакомиться с содержанием того или иного произведения? Бери и читай! Каких только «версий» школьной программы нет в книжных магазинах.
-
Урок "Образ Петербурга в лирике А.Блока". 11-й класс 2010
В ходе урока учащиеся углубляют знания о творчестве А.Блока, при анализе стихотворений особое внимание уделяется цветописи. На этапе рефлексии отражается осознание темы в целом, которое выражается красками иди другими изобразительным средствами в сочетании со словом: ученики создают рисунок – своё видение города Блока (из «окна» его поэзии) и дают ему словесное обоснование.
-
Маша Миронова и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
В статье предлагается практический материал из цикла «Произведения русских писателей XIX века» по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной работе раскрывается понятие о чести в образе Петра и благородство, мудрость, бескорыстие, душевная доброта в образе Маши. Предложенный материал рекомендован учителям русского языка и литературы.
-
Интегрированный урок русский язык + литература по теме "Учимся писать эссе" 2010
Современные условия образования, насыщенность учебных курсов информацией, в том числе и теоретическими понятиями, введение новых предметных дисциплин – все это выявило проблемы перегрузки учащихся, непрочности усваиваемых ими знаний.
-
Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"? 2010
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.
-
Урок литературы по роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" по теме "Война и мир в "Тихом Доне" М.А. Шолохова 2010
Попытка систематизировать большое по объему художественное произведение кроме обязательных элементов анализа текста включает в себя использование ИКТ. Наряду с анализом текста, пересказом, викториной, работой по карточкам учитель применяет презентацию, а использование интерактивной доски в работе над созданием логико-смысловой модели по тексту позволяет рационально организовать работу на уроке.
-
Урок литературы по теме «Пасхальный рассказ А.П. Чехова "Казак"» 2010
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня. Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
-
Басня как эпический жанр литературы. Особенности русской национальной басни 2010
Цели урока: знакомство с баснями разных писателей по одному и тому же сюжету: ворона и лисица. Выделение особенностей каждой из представленных басен, развитие навыков работы с художественным текстом по предложенному алгоритму.
-
Урок литературы в 8-м классе 2010
Цель урока: помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел, понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.
-
Презентационное сопровождение к уроку литературы "Н.В. Гоголь "Ревизор". 8-й класс" 2010
Данная презентация поможет учителю-предметнику при подготовке к уроку по теме "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор". Конспект урока опубликован на сайте Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" за 2006–2007 год.
-
"Чувства добрые я лирой пробуждал…" (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") 2010
Занятие проводится с целью помочь увидеть основные художественные особенности произведения; сформировать навыки анализа художественного произведения; познакомить с понятием «маленького человека» в русской литературе.
-
Ожидание чуда. Японские трехстишия – хокку (или хайку) и их создатели. Урок в форме литературного клуба 2010
Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Всего на изучение данной темы в 7-м классе отводится 2 часа. В системе уроков данный - первый.
-
Интегрированный урок литература + математика по теме "Символика Золотого сечения в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Пентаграмма в композиции романа" 2010
В ходе урока дети приобретают системные качественные знания по математике (понятие о Золотом сечении, числе "фи"; построение и "загадка" пентаграммы) и литературе (две композиции романа: печатная и хронологическая; кульминация эпизода).
-
Люди в свете зеленой лампы (Урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Грина "Зеленая лампа") 2010
Урок может быть проведен как урок внеклассного чтения. В ходе проведения урока учащимся предстоит ответить на ряд вопросов нравственного характера: Что такое добро и что такое зло? Какую ответственность несёт человек за совершённые поступки? Что страшнее: злой умысел или его последствия? Рассказ небольшой по объёму, поэтому даже в слабом классе доступен для прочтения и понимания.
-
Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" 2010
Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты. Она не требует от ребенка обширных знаний и богатого нравственного опыта.
-
Урок внеклассного чтения в 1-м классе "Русские народные загадки" 2010
Урок продолжает серию авторских разработок по литературе, целью которых является воспитание эстетически развитого читателя. Младшие школьники знакомятся с отдельными произведениями, сюжетами, героями, созданными в разных культурах на разных временных отрезках.
-
Урок проблемного изучения романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Работа посвящена проблемному изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе, что позволяет добиться системности в восприятии романа школьниками, более глубоко познакомиться с особенностями авторской концепции, увидеть за конкретным историческим содержанием произведения его общечеловеческую проблематику.
-
Разработка урока по зарубежной литературе "Жизнь как приключение" (по творчеству Р.Л. Стивенсона) 2010
Разработка урока "Приключение длиною в жизнь" - это внекласное чтение в 7-м классе, урок-игра по биографии и творчеству зарубежного писателя Роберта Льюиса.
-
Урок внеклассного чтения в рамках регионального компонента "Я сильнее горячего юга белоснежный мой север люблю…" (стихотворения о Родине А.Д. Чуркина) 2010
Основными целями представленной работы являются: представить возможность формирования у школьников нравственных идеалов на основе культурно-исторических и духовных ценностей родного края; воспитание бережного отношения учащихся к историческому и культурному прошлому родного края, воспитание патриотов своей Родины.
-
Урок по литературному краеведению в 8-м классе "Тамбовская муза Г.Р. Державина". Презентация к уроку 2010
Задача урока – выявить литературное наследие Державина тамбовского периода, особенности поэтического мастерства Г.Р. Державина, воспитывать чувства любви к истории родного края. Уроки проводятся по учебнику «Литературное краеведение» для 8-х классов общеобразовательных учреждений под ред. Поляковой Л.В. и др.
-
Проблемное обучение как средство развития творческой самостоятельности учащихся старших классов на уроках литературы в адаптивной школе 2010
Этапы урока выстроены так, чтобы ученики смогли ответить на проблемный вопрос урока: Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал для забавы или Маяковский, который назвал писателя «самым большим и самым популярным»? Для этого необходимо: проанализировать произведения Зощенко, определить языковое своеобразие рассказов, сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.
-
Изучение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки. Обобщающий смысл сказок 2010
Мастерство Щедрина-сатирика проверено временем. Образы его сказок вошли в состав русского языка, превратились в нарицательные образы-символы. Знакомство с личностью и сказками Салтыкова-Щедрина наполняют нравственным потенциалом воспитания школьников. Идейное содержание сказок «Премудрый пескарь», «Пропала совесть» предупреждает морально-этические ошибки подростков в реальной жизни.
-
Урок литературы на тему "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества" 2010
Изучение рассказов А.П. Чехова на уроках литературы - это событие. Рассказ "Хамелеон" - это открытие для учащихся. Открытие чего? Мастерства и таланта А.П. Чехова - писателя и человека.
-
"Что такое счастье?" (на основе рассказа С.Воронина "Счастье"). Урок внеклассного чтения в 5-м классе (технология погружения) 2010
Не секрет, что современные дети больше любят компьютерные игры, нежели чтение. Ребёнка нужно заинтересовать, и для этого очень подходит урок по технологии погружения. В этой работе есть масса преимуществ: дети настроены на позитив, так как эти уроки не предполагают плохих оценок - всё, что сказал ученик, хорошо, потому что сказано; подготовка и проведение таких уроков требует большой творческой активности детей, что тоже очень хорошо; если на других уроках дети иногда стесняются высказывать свои мысли, то на этих уроках не хватает времени, чтобы все желающие сказали, что для них важно.
-
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Всемирному Дню чтения "Произведения казахстанских писателей" 2010
Цель занятия: создание условий для формирования духовной культуры и воспитания поликультурной личности, углубить знания произведений казахстанских писателей.
-
Разработка урока "Глубина, цельность духовного мира человека (на материале рассказа В.Шукшина "Солнце, старик и девушка") 2010
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса, но возможно проведение такого урока и в классах средней школы, в зависимости от уровня подготовки учащихся к размышлениям над важнейшими философскими проблемами бытия: "В чем тайна человеческой жизни? Что такое подвиг жизни?".