ЦЕЛИ:
- воспитание чувства прекрасного: любви к окружающей нас среде;
- знакомство с легендами и литературными произведениями о цветах;
- приобщение к миру музыки;
- активизация творческих способностей учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: записи классической музыки, толковый словарь Ожегова, цветы, иллюстрации, сценические костюмы, презентация "Цветы".
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит "Вальс цветов" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик"
ВЕДУЩИЙ 1:
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения и уважения. Цветы - добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным.
ВЕДУЩИЙ 2:
Цветы как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
К. Жанэ.
ВЕДУЩИЙ 1: Цветы, эти хрупкие, прекрасные создания природы, всегда были рядом с человеком.
ВЕДУЩИЙ 2:
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы -
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
ВЕДУЩИЙ 1: Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними, - поэт душой. Послушайте стихотворение народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:
УЧЕНИК 1:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад -
Видите, моргая еле - еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
ВЕДУЩИЙ 2: Давайте же и мы поближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами посмотрим в их добрые, доверчивые, прекрасные глаза, полюбуемся ими. Подружимся, и может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
ВЕДУЩИЙ 1: Начинаем бал цветов!
(Дети одетые в маскарадные костюмы цветов, выходят и танцуют вальс).
ВЕДУЩИЙ 2: Побеждает весна зиму первыми цветами. Самый храбрый из них - подснежник. Цветок весны, идущий к нам по снегу, - простой цветок, но сколько он несет! Добра, радости и счастья человеку.
Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл большой снег, и Еве было очень холодно.
Звучит пьеса П.И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Времена года". Выбегают снежинки они кружатся быстром вальсе. Через некоторое время выходит маленькая девочка в зеленом платье (подснежник) с белой шляпой. Снежинки утихают.
ВЕДУЩИЙ 2: Увидев подснежники, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда символ подснежники - надежда.
Стихотворение читает одна из снежинок. После этого подснежник дарит всем солнышки.
УЧЕНИК 2:
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно, радуясь, всему
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
С. Красиков.
ВЕДУЩИЙ 1: Пожалуй, это самый маленький цветок, но, сколько стихов сложили о нём поэты, сколько существует легенд и народных сказаний о незабудке.
У леса и реки на перепутке,
Где выстлана березовая гасть,
Такие загорелись незабудки,
Окинешь взором - глаза неотвесть.
Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами
СЦЕНКА 1:
Одарила всех Флора и хотела удалиться, но услышала слабый голосок:
Ты забыла меня, Флора. Дай, пожалуйста, имя". "Хорошо! - сказала Флора,- будешь называться, незабудкой". А еще, я надеюсь, ты будешь обладать силой - возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих родных и близких, свою Родину.
ВЕДУЩИЙ 1: А вот ещё легенда. Путешественник остался в чужой Стране и стал сказочно богатым и знатным.
СЦЕНКА 2: А мать его все ждёт. Отчаявшись, она попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришёл гусляр в чужую страну, увидел его в роскоши, но попросил разрешения спеть ему. И спел ему (о Родине и о матери) и передал букетик незабудок.
ВЕДУЩИЙ 1: Ничто не могло остановить сына. Цветы и песни подсказали ему дорогу и он пришёл к своей умирающей матери. Потому что незабудка - цветок постоянства и верности.
ЛАНДЫШ:
Проснулся лес. Весной разбужены
Деревья по ветру парят.
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
С. Красиков
ВЕДУЩИЙ 2: Очарование этого цветка таково, что он не может никого оставить равнодушным. Поэты посвящали ему восторженные строки.
ВЕДУЩИЙ 1:
О первый ландыш! Из - под снега
Ты просишь солнечных лучей:
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
А. Фет.
ЛАНДЫШ ОТ 1 ЛИЦА:
Не только легенды, сказания, стихи посвящались мне, в мою честь устраивались праздники, гулянья. С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Я считаю и символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, это означало, что она согласна выйти за него замуж, его предложение принято, если не приколет, а бросит на землю - значит нет.
СИРЕНЬ. Цветет сирень в мае. Во время массового цветения сирени тихой вечерней порой кажется, что густой, нежный, неповторимый аромат заполнил всю землю.
Сколько белых и темно - лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь - дождём лепестковым
Осыпается мокрая дрожь.
ВЕДУЩИЙ 2: Рассказ ведущего сопровождается пьесой С. Рахманинова "Белая сирень"
Однажды весной богиня Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилась на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами - синими, красными, жёлтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она решила окрасить кусты. Получилось удивительно красиво. На элегантно склонившихся ветках, будто подвешены сердечки. Поэтому, наверное, много сложено легенд о нем и чаще всего о несчастной любви.
ВЕДУЩИЙ 1:
Розы - символ божественной тайны.
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше
Чем этот цветок алых лепестков
Раскрывшихся благоуханной чашей.
С. Маршак.
РОЗА ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Древние греки и римляне создали много легенд и сказаний обо мне. Анакреон писал, что я появилась из белоснежной морской пены, падавший с тела Афродиты - богини любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра, когда принимала Марка Антония, приказала усыпать пол в зале пиршества моими лепестками. По христианской мифологии я - символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу.
ВЕДУЩИЙ 2:
По июньским покосам рассыпаны спелые росы,
Соловьи в ожидании июньских рассветов поют,
Розы светят, как зори, а зори, как свежие розы,
В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.
РОМАШКА:
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки,
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
В. Рождественский.
ВЕДУЩИЙ 1:
Ромашка милый и обаятельный цветок. Он смотрит на нас, будто доверчивые детские глазки, По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда.
ВЕДУЩИЙ 2: У колокольчика есть много имен: балаболки, звонцы, бубны: Но во всех этих названиях звучит любовь к нему.
Звучит народная песня "Колокольчики мои, цветики степные".
Поют дети - колокольчики.
Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня темно - голубые?
И о чём звоните вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы, головой качая.
А. Толстой.
ВЕДУЩИЙ 1: В самом облике этого цветка в названии слышится нежная музыка.
Не падайте духом и верьте в удачу
Жизнь родовой станет и белой в придачу,
И снова лиловой звенит - ну и пусть,
Ведь грусть колокольчиков - светлая грусть.
Л. Ширяева.
ВАСИЛЁК:
Все васильки, васильки, васильки.
Много мелькает их в поле,
Помнишь, у самой реки
Их собираем для Оли.
Василёк рассказывает свою историю.
Красивый, стройный парень Василёк и русалка полюбили друг друга, но не сложилось у них счастье. Василёк не мог жить без земли, а русалка - без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда - нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.
ВЕДУЩИЙ 2: совсем иной поэтический образ цветка предстаёт во фронтовой лирике.
Синевой, небесной, нестерпимой,
Полыхал, словно огоньки.
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через минуту усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков.
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.
Б. Кежун.
ВЕДУЩИЙ 1: Счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать её своими руками.
ВЕДУЩИЙ 2: До свидания наши милые, нежные, добрые друзья цветы! До встречи!
Вновь звучит "Вальс цветов".
Литература:
- Стихи русских и советских поэтов.
- Легенды о цветах (по материалам интернет-сайтов)