Цели урока:
- познакомить учащихся с драматической судьбой поэта;
- обзорно рассмотреть стихотворения разных периодов творчества;
- обратить внимание учащихся на трагическую взаимосвязь судьбы поэта с русской историей.
Вид урока: диалог со временем.
Оборудование:
- портрет Мандельштама;
- материалы личного дела;
- письма;
- музыкальное сопровождение – “Аппассионата” Л-В Бетховена <приложение 1>.
Эпиграф к уроку (на доске):
Я участвую в сумрачной жизни,
Я не винен, что я одинок! О.Мандельштам.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Немногие из русских поэтов ощущали свою жизнь как историю России с той силой, что присуща была Мандельштаму.
Я участвую в сумрачной жизни,
Я не винен, что я одинок!
- пишет Мандельштам в 1911 году, как бы предрекая сою судьбу. Для нас, спустя почти 70 лет после гибели поэта, остается загадкой – почему именно Мандельштам, хрупкий, не отличавшийся бесстрашием, не стойкий на допросах, почему именно он – единственный! – в страшном, сумрачном 1933 году решился бросить вызов Палачу. Всех времен и народов.
Сегодня на уроке стихотворение Мандельштама, факты его биографии, архивные материалы того времени помогут нам разгадать эту загадку.
II. Выступление учащихся.
- Учащиеся читают стихотворения Мандельштама, написанные в 30-е годы.
- Учащиеся класса под руководством учителя вспоминают исторические события сталинской эпохи.
- Сообщение ученика по раннему периоду творчества Мандельштама.
III. Литературная композиция “Улица Мандельштама”.
Учитель:
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова!
Как её не вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Имя Осипа Мандельштама трагически связано и с историей нашего города – Воронежа. Но сколько бы мы ни искали, мы не найдем улицы с его именем. И всё-таки она есть – улица, которая проведет нас по судьбе поэта.
Сегодня мы имеем уникальную возможность прикоснуться к истории, которая сохранилась для нас в письмах и архивных документах того времени.
Ученик: (читает наизусть стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны”).
Учитель: Изолировать, но сохранить – так решил судьбу О.Мандельштама Сталин. Изолировал и толкнул на смертную черту. Но само время сохранило поэта для нас.
Ученица: (читает воспоминания Э. Герштейн об истории создания стихотворения “Мы живем, под собою не чуя страны”.
“…Я очень запомнила один из наших тогдашних разговоров о поэзии. Осип Эмильевич, который очень болезненно переносил то, что сейчас называют культом личности, сказал мне: "Стихи сейчас должны быть гражданскими" и прочел: "Мы живем, под собою не чуя страны..."
Примерно тогда же возникла его теория "знакомства слов". Много позже он утверждал, что стихи пишутся только как результат сильных потрясений, как радостных, так и трагических. О своих стихах, где он хвалит Сталина: "Мне хочется сказать не Сталин-Джугашвили" (1935?), он сказал мне: "Я теперь понимаю, что это была болезнь"…”.).
Учитель: В ночь с13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовали. А.Ахматова: “13 мая 1934 года его арестовали. Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи. Его увезли в семь утра.”.
Ученик: (читает выписку из протокола допроса Мандельштама, в которой сообщается о ссылке поэта в Воронеж).
Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь.
Ты выронишь меня или вернешь, -
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож.
Апрель 1935 г. Воронеж
Учитель: Жизнь Мандельштама в Воронеже была невыносимо тяжела, мизерные литературные заработки не давали возможности прожить, подорванное допросами здоровье всё чаще давало о себе знать. Вдали от друзей и родных Мандельштам медленно угасал. А.Ахматова: “Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появилось в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем не свободен”.
И в голосе моем после удушья
Звучит земля – последнее оружье.
Ученик: (читает письмо Мандельштама к жене Н.Я. Мандельштам)
О Н.Я. Мандельштам сказано немало добрых слов. Это ей, последовавшей в ссылку за мужем, посвящаются эти строки:
Твоим узким плечам под бичами краснеть,
Под бичами краснеть, на морозе гореть.
Твоим детским рукам утюги поднимать,
Утюги поднимать да верёвки вязать.
Твоим нежным ногам по стеклу босиком,
По стеклу босиком да кровавым песком.
(Звучит музыка Бетховена “увертюра к опере “Эгмунд”).
Учитель: Навестившая Мандельштама в феврале 1936 года А.Ахматова на обратном пути из Воронежа заехала в Москву, и они вместе с Пастернаком ходили на прием к прокурору.
Их просьба об облегчении участи Мандельштама или о возможности переменить город осталась не выполненной. Сложившись, Пастернак и Ахматова послали Мандельштаму 1000 рублей, чтобы дать ему возможность пожить какое то время в Задонске, хоть на несколько недель сменив опостылевшую обстановку Воронежа. В 1936году поэт заканчивает работу над своей “Воронежской тетрадью”, ставшей лебединой песней его творчества. Подобно А.С.Пушкину, О.Мандельштам писал свое поэтическое завещание “Заблудился я в небе, - что делать?”
Не кладите же мне, не кладите
Остроласковый лавр на виски,
Лучше сердце моё разорвите
Вы на синего звона куски!
И когда я умру, отслуживши,
Всех живущих прижизненный друг,
Чтоб раздался шире и выше
Отклик неба во всю мою грудь.
Ученица: вынужденное пребывание в Воронеже, болезни, разлука с дорогими людьми - всё это стало шагом к его гибели. Мысль о том, что можно никогда не увидеть всё то, чем он жил до ареста, убивала. Так же, как убивала она и тех, кто его любил.
(Читает письмо Н.Я.Мандельштам к мужу)
Учитель: (читает стихотворение “Ещё не умер ты, ещё ты не один…”).
“У меня отняли всё: право на жизнь, на труд, на лечение. Я тень. Меня нет. У меня есть только право умереть”, - писал Мандельштам Чуковскому вначале 1937 года. А впереди был новый арест, новая ссылка и безвестная гибель в лагерях Владивостока.
Ученик: (рассказывает о последних годах жизни и гибели Мандельштама).
Учитель: (заключительное слово учителя).
Какая это улица?
Улица Мандельштама…
поэта, гражданина, человека трагической судьбы. Сегодня мы понимаем, что нет нашей вины в той далекой трагедии… И всё же… Тревога не угасает. Не повторилось бы подобное в жизни наших современников.
IV. Домашнее задание: написать сочинение-эссе по теме: “Биография поэта: эпоха и личность”.
Литература
- Гибель поэтов. ХХ век. Осип Мандельштам. – С-Пб.1993.
- Герштейн Э.Г. Новое о Мандельштаме. Париж. 1986.
- Мандельштам Осип. Собрание сочинений. Т.2. – М.:1991.
- Огонек. – 1991. - №1.