Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче"

Разделы: Литература


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
  • формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;
  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать  качества нравственной личности;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • приобщиться к высокому нравственному и духовному  миру литературы и живописи;
  •  пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
  • пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
  •  дать начальное представление об особенностях стиля   Л.Н.Андреева;

Методы: диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.

Оборудование: учебник « Литература. 5 класс. Автор –составитель  Г.С. Меркин» , выставка книг «Тема трудного детства в творчестве русских писателей», «Словарь русского языка : В 4-х т./ под ред. Евгеньева, М., «Русский язык»,1983., т.2;  мультимедийная установка, презентации к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Сегодня нам проблему предстоит решать.
Мы будем много думать, анализировать, размышлять. На серьёзный  вопрос  мы должны найти  ответ: нравственность – это важно или нет?

II. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче». 
– Кто главный герой произведения?
– А о чём этот рассказ?   
– Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства, познакомимся с новыми литературоведческими терминами.
Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.

III.Сообщения  экскурсоводов, сопровождающееся  Презентацией 1

(Приложение 1)

Учитель. Итак, мы выяснили, что  в рассказе «Петька на даче»  Леонид Андреев описывает трудное детство героя. К этой теме обращались многие писатели.
– Вспомните, какие вы знаете произведения художественной  литературы, написанные на эту же тему? («Ванька» Чехова, «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко).
– Ребята, а я вам хочу предложить  для чтения книги, которые тоже раскрывают  тему трудного детства: Д. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Куприн «Белый пудель», И. Телешов «Домой». (Демонстрируется выставка книг). Эти книги есть в нашей школьной библиотеке.
Тема трудного  детства была широко распространена  и в изобразительном искусстве 19 века. Наши ребята подготовили сообщения о картинах, на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.

IV. Сообщения учащихся (Приложение 2)

Демонстрируются  изображения картин. (Презентация 2)

– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость)
– Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства? (Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)
– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче. Этот рассказ написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих  своих произведений   Андреев не выдумывал,  у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране. (Презентация 2)

Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним  из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе  этих воспоминаний и был написан  рассказ «Петька на даче».

– Когда вы читали дома рассказ, вы выделяли в нём смысловые части и озаглавливали их.
– Как вы озаглавили эти части? (1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче. 3. Возвращение в город)

V. Создание проблемной ситуации

– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения)  повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая  по объёму)  – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н.  Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

– Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером).
– Действительно, с 7 лет  Петька работал. Он  служил «мальчиком» в парикмахерской. В четырёхтомном словаре русского языка даётся такое толкование этого слова:
«Мальчик» – малолетний работник  в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях в дореволюционной России. Давайте найдём в тексте и зачитаем отрывок, в котором автор описывает внешность героя.
– А как, ребята, обычно проходили  у Петьки дни? Найдите  в тексте и зачитайте  строки, в которых автор это описывает.
– Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)
– Сочувствует ли автор своему герою? Что нас в этом убедило? (На это указывают и подобранные автором эпитеты,  и  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Фигурка  «маленькая, худая», мальчик  «худенький , веснушчатый», морщинки  «тоненькие».).
– Что чувствовали вы, когда читали о  жизни Петьки в городе? (Жалость)
– Показывая безрадостную жизнь Петьки, автор изображает мир города,  и помогают ему в этом художественные детали. (Ребята читают определение художественной детали на экране ). (Презентация 2)

Художественная деталь (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств  художественной выразительности:  яркая  мелкая подробность,  помогающая писателю в создании художественного образа.

VI. Сообщение учащегося  «Роль художественной детали при изображении города в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче» (Приложение 3)

VII.

– Какое же  впечатление у нас вызывает описанный  писателем город? (Неприятное.)
И в таком городе живёт 10-летний мальчик.
– Что чувствовал Петька,  находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)
– В какой части рассказа герой попадает в иной мир? (Во 2-й части). Найдите в тексте и зачитайте предложение, которое присоединяет вторую часть рассказа к первой (Много ли мало ли жил Петька…)
– Что напоминает эта фраза по своему строению? (Сказочный оборот). И это не случайно, потому что всё,  что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда.
– Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну)
– Какие чувства он испытывает  во время поездки? (Чувства восторга, радости).
То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг.
– А как отнеслись к его восторгу  незнакомые пассажиры? (Многие улыбались ему,  и лишь  один господин раза  два неприязненно покосился на мальчика).
– А  внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки  пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).
– Действительно, совсем недавно  мальчик   уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины. Чтобы представить, что мог почувствовать 10 –летний мальчик, попав в это сказочное место, посмотрим  старые фотографии с изображением Царицыно. (Презентация 3)

Слайд 2. Поезд подходил к Царицыно. Из окна вагона мальчик увидел вдали домики, похожие на игрушечные, такую же игрушечную белую церковь  на горе, а под горой – серебристую полоску реки.
Слайд 3. А это здание вокзала, куда пришёл поезд.
Слайд 4. Царицынский парк.
Слайд 5. Сад Дипмана. Здесь по вечерам играла музыка, танцевали богатые господа.
Слайды 6-7. А так выглядели дачи.
Слайд 8. В этом пруду Петька купался.
Слайд 9. А  в этом лесу гулял.

– Как же жил Петька даче? Андрей подготовил нам  об этом рассказ от лица  Петьки. Давайте его послушаем и подумаем над вопросом: Что изменилось  в  герое за  неделю его  пребывания на даче? (Сообщение ученика). (Приложение 4).
– Так  что изменилось  в  герое за  неделю пребывания на даче?(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика).
Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.
– Что же произошло? (Пришло письмо из города).
– Давайте найдём в тексте и зачитаем строки, в которых рассказывается о том, как отреагировал Петька на необходимость уезжать (Учебник, с.33).
– Как вы объясните такое поведение героя? (Ему не хочется уезжать)
– Как отнеслись  к его поведению взрослые? (Мать удивилась,  хозяева расстроились.)
– Как к происходящему относится автор?  (Сочувствует.)
– Теперь перейдём к 3 части рассказа.
– О  чём, ребята, автор повествует в 3 части? (О возвращении Петьки домой и его жизни в городе). – Петькина сказка закончилась. Он снова в реальном  мире,  снова работает в парикмахерской.
– Изменилось ли что-нибудь в его жизни? (Нет)
– Произошли ли после поездки изменения в его внешнем облике? (Нет, те же тонкие морщинки, как у старого человека).
– А что изменилось в его внутреннем мире?  (У него появились воспоминания о даче, он узнал, что есть счастье).
– Какие строки 3 части текста говорят о том, что для героя поездка стала самым важным событием в жизни?  Найдите эти  строки  и зачитайте. («А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорили о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал…».)
– Итак, ребята, мы рассмотрели жизнь Петьки в городе и его жизнь на даче. Выяснили, что автор изображает два мира, в которых живёт герой.
– Какие два мира изображены в рассказе? (Мир города и мир дачи). Эти два  мира противопоставлены друг другу, как противопоставлен реальный мир и мир мечты. В литературоведении такой приём противопоставления  называется контрастом. Прочитаем в учебнике это определение.

Контраст – одно из средств выразительности,  сопоставление противоположных качеств, способствующих их усилению.

– Писатель использует приём контраста, чтобы помочь нам, читателям, лучше понять  и почувствовать происходящее, пробудить  в нас желание рассуждать, сопереживать.
– Как вы думаете,  какой мир побеждает в этом рассказе? (Реальный.)
– А что нам это подсказывает? (Возвращение Петьки в парикмахерскую. Об этом пишет и  сам автор: «толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву»).  
– Но оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? (Да)
– Какие  эпизоды  об этом говорят? (Оставленная удочка, рассказы о даче).
– Подошло время ответить на вопрос, поставленный в первой половине урока:
Почему  автор назвал свой рассказ « Петька на даче»? (Это самое яркое событие в жизни героя, это событие дало ему надежду на лучшую жизнь.)

VIII. Заключительное слово учителя

– Действительно, заглавием «Петька на даче»  автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит  на работу, зарабатывает себе на еду. И   поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.
– Так, о чём же  повествует Л.Н. Андреев в своём  рассказе?» (О тяжёлом детстве героя)
– А какие чувства испытывали вы во время чтения этого рассказа? (Жалость, сочувствие, радость).
– А о чём автор  заставил нас задуматься? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что  надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном  детстве своего героя , автор заставляет нас, читателей,  задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм,  безразличие,  и учит нас  таким нравственным качествам, как  : доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие. (Презентация 2. Слайд «Цветик-семицветик»)
– На память о нашем уроке мне хочется подарить вам вот такие волшебные цветики-семицветики.

– Если вы почувствуете, что вам очень не хватает в какую-то минуту одного из этих нравственных качеств, оторвите лепесток, подумайте о том, что на нём написано, и произойдёт чудо- это качество в вас проявится.  Но помните:  навсегда это качество останется только  в том случае, если вы будете его ценить и постоянно  в себе воспитывать.

IX. Оценки за урок

X. Домашнее задание

– Ответить письменно на вопрос: «О чём заставил меня задуматься  рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»?